спецкурс подготовлен: Т.Г. Ивановой.
1. Славянская мифология.

Предмет мифологии: языческие божества с высокой степенью типизации их функций; мифологические персонажи, приближающиеся к уровню божеств; мифологизированные абстракции; демонологические персонажи.

Источники по славянской мифологии; памятники средневековой письменности; фольклор; археология; топонимические данные; языковые данные.

Основная литература по предмету курса.

2. Языческие божества славян.

Различная степень достоверности сведений по языческим божествам разных славянских народов. Языческие капища балтийских славян (регион Эльба - Одер, остров Рюген и т.д.); письменные памятники: Саксон Грамматик, Гельмольд и др. Сведения Яна Длугоша об языческих богах поляков. Источники о чехах и южных славянах.

2. Язычество Древней Руси.

Реформа князя Владимира 980 г.: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл, Мокошь. Точка зрения В.В. Иванова и В.Н. Топорова; взгляд Б.А. Рыбакова.

3. Язычество Древней Руси.

Боги, не вошедшие в пантеон Владимира: Волос, Троян, Переплут, Сварог, Род и роженицы. Языческие идолы. Збручский идол. Капища. Жреческое сословие.

4. Судьба язычества после принятия христианства.

Две тенденции: 1) низведение языческих богов до уровня демонологических персонажей (нечистая сила); 2) перекодировка языческих персонажей в христианском контексте.

“Основной миф” и его персонажи: бог- громовержец; его противник; жена бога- громовержца. Русский вариант мифа: Перун, Волос, Мокошь.

Перун и его христианские манифестации: Илья- пророк; Егорий Храбрый; Илья Муромец. Перун и его фольклорные манифестации: Сидор Карпович.

5. Судьба язычества после принятия христианства.

Волос и его христианские манифестации: Никола, Михаил, Власий, Василий, Флор и Лавр. Волос и его фольклорные манифестации: леший, водяной, медведь и др.

Мокошь и ее христианские манифестации: Параскева Пятница, Анастасия, св. Неделя, Богородица.

6. Мифологический подтекст русских идиоматических выражений.

Фразеологизмы; божба (клятвы); проклятия. Два процесса: 1) превращение обряда в слово (словосочетание), то есть конденсация обряда 2) от слова к представлению и верованию. Работы Н.И. Толстого, В.М. Мокиенко, Б.А. Успенского.

7. Демонологические персонажи русского фольклора.

Основные черты мифологических рассказов: установка на достоверность; свидетельское показание; ослабленная эстетическая функция; учительская функция. Жанровые разновидности: былины; бывальщины; поверья. Классификация (по указателю Айвазян- Померанцевой и Зиновьева): 1) о духах природы (леший, водяной, русалки, шуликуны, полудницы, полевики); 2) о духах дома (домовой, банник, овинник, кикимора); 3) о черте, змее, проклятых; 4) былички о людях, обладающих сверхъестественными способностями, и покойниках (ведьма, колдун, покойник).

8. Демонологические персонажи русского фольклора.

Леший. Портретная характеристика: фитоморфные, зооморфные, орнитоморфные, антропоморфные черты. Основные функции: появление; “вождение”; похищение и подмена детей; похищение проклятых; похищение девушек и брачная связь с ними; хозяин зверей; отношения с другими лешими и т.д. Положительное и зловредное начало в образе лешего. Обрядово- ритуальные правила поведения людей при встрече с лешим.

9. Демонологические персонажи русского фольклора.

Водяной. Портретная характеристика. Основные функции. Пространственно- временные характеристики. Водяной и св. Петр. Преобладание зловредного начала в образе водяного. Обряды, связанные с водяным.

Полевик и полудница. Портретная характеристика. Пространственно- временные характеристики. Основные функции.

Сезонные духи - русалки и шуликуны. Временные и пространственные характеристики. Основные функции русалки. Обряды, с нею связанные. Шуликуны. Этимология слова. Функции.

10. Демонологические персонажи русского фольклора. Домовой.

Наименования персонажа в народной традиции. Портретная характеристика. Основные функции. Связь домового со скотом. Обряды, связанные с домовым. Роль домового в обряде переселения в новый дом. Положительное и зловредное начало в образе домового.

Кикимора - зловредный домашний дух. Причины ее появления в доме. Функции. Обереги от кикиморы.

Овинник и гуменник. Портретная характеристика. Функции. Обряды. Роль овинника в святочных гаданиях.

Банник. Портретная характеристика и функции. Обряды, связанные с вхождением в баню; освоения новой бани. Роль банника в святочных гаданиях.

11. Бес и черт в системе русских демонологических персонажей.

Черты языческих демонов в христианских персонажах: хромота, кривизна и т.д. Способность к оборотничеству. Образ беса в памятниках древнерусской литературы. “Высокий” образ беса и “низкий” образ черта. Пространственно- временные характеристики для черта. Функции черта. Обереги от черта.

12. Мифологические персонажи в системе календарных обрядов.

Морфологическое единство календарного обрядового цикла. Ряженье в обрядах. Персонифицированное воплощение обрядов: Масляница; Кострома; Кострубонька; Русалка и Русалим; Ярило; Купало.

13. Современные мифологические рассказы.

Актуальность мифологического сознания для современного человека. Рассказы, рожденные в ХХ веке (об НЛО, снежном человеке, Белом и Черном спелеологе и т.д.), в свете фольклористики. Общие черты с традиционными быличками: рассказ как свидетельское показание; меморат; описание чувства страха; установка на достоверность; подчеркивание на внезапность встречи; вечер как время действия; уединенное место как место действия и т.д. Портретные характеристики персонажей рассказов об НЛО и традиционных мифологических персонажей. Одинаковые функции.

Литература:

1. Славянские древности: Этнологический словарь/ под ред. Н.И. Толстого. М., 1995. Т.1.

2. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

3. Власова М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. Спб., 1995.

4. Русский демонологический словарь/ авт.-сост. Т.А. Новичкова. Спб, 1995.

5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

6. Рыбаков В.А. Язычество древних славян. М., 1981.

7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (древний период). М., 1965.

8. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.

9. Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

10. Мифологические рассказы и легенды русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск, 1987.

11. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера/ Сост. и комм. О.А. Черепанова. Спб, 1996.

12. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фол ьклоре. М., 1975.

13. Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л.., 1983.

14. Криничная Н.А. Мифологические рассказы и поверья о духе-”хозяине” леса. Петрозаводск, 1993.

15. Криничная Н.А. На синем камне: Мифологические рассказы и поверья о духе-”хозяине” воды. Петрозаводск, 1994.

16. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Спб, 1995.

17. Ивлева Л.М. Ряженые в русской традиционной культуре. Спб, 1994.

18. Дмитриева С.И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (былички и рассказы об НЛО)// Этнографическое обозрение. 1994. №6. С.97-110.