История кафедры религиоведения факультета философии,
богословия и религиоведения

Электронная почта: [email protected]

История кафедры неразрывно связана с историей развития академии. Фактически образовательная деятельность была начата в 1989 г., в последние годы жизни СССР, и была обусловлена требованиями времени. Становление РХГА соответствует общей логике развития негосударственного сектора вузовского образования в постсоветской России как процесса, инициатором которого выступили субъекты гражданского общества. Однако в отличие от большинства других негосударственных вузов, имеющих ярко выраженный управленческий, экономический и юридический профиль, РХГА с первых дней существования определяла свою специфику как вуз, по преимуществу занимающийся реализацией системы фундаментального гуманитарного образования. Отделение религиоведения в этой системе занимало во многих отношениях уникальное для современной России положение: поскольку подразделение не стало административным наследником кафедр научного атеизма, что было характерно для государственных вузов, постольку преподавание с самого начала ориентировалось, с одной стороны, на зарубежный (прежде всего, европейский) опыт работы в соответствующем направлении, а с другой, на традиции классического университетского образования дореволюционной России.

В период с 1989 по 1995 гг. религиоведческое образование в вузе характеризуется явной интеграцией историко-религиоведческой, философской и богословской составляющих, что было обусловлено специфическим социокультурным контекстом жизни России того времени. Серьезный социальный запрос на приобретение профессионального знания такого типа, а также уверенность в необходимости фундаментальной и систематической подготовки специалиста-религиоведа предопределили подход, который к настоящему времени является доминирующим на кафедре, а именно признание не только академической, но и социальной значимости религиоведческого знания. В связи с этим, с момента своего возникновения РХГИ, будучи светским учебным заведением, участвовал в некоторых программах по созданию условий межрелигиозного диалога в Санкт-Петербурге и Северо-западе России, одним из результатов которого стало создание института Миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений.

В период с 1995 г. по 1999 г. происходит своеобразная дифференциация ранее сложившегося комплекса, предопределенная ростом профессиональной самоидентификации, с одной стороны, и более внимательным освоением зарубежного опыта – с другой. В 1994 г. было открыто отделение религиоведения кафедры философии, богословия и религиоведения. Начиная с этого времени религиоведческое образование в РХГИ приобретает особое своеобразие, выраженное в сочетании внушительного числа авторских курсов по истории религии и теоретическим дисциплинам с изучением истории философии на протяжении всего периода обучения. Кроме того, в качестве приоритетных направлений развития РХГИ оформляется исследовательская, научно-издательская и информационная деятельность. Весьма показателен преподавательский состав этого времени, объединявший известных петербургских педагогов и ученых, представлявших различные области гуманитарного знания. В их число входили д. филос. н., проф. Торчинов Е.А., д. филос. н., проф. Тантлевский И.Р., д. филос. н., проф. Светлов Р.В., д. филос. н., проф. Кравцова М.В., д. истор. н. Мусин А.Е., д. филос. н., проф. Евлампиев И.И., д. филос., проф. Пигров К.С., д. филос. н., проф. Уваров М.С., д. филос. н., проф. Шмонин Д.В., к. филос. н., доц. Рукавишников А.Б., д. филос. н., доц. Романенко Ю.М., к. филос. н., д. филос. н., проф. Исупов К.Г., д. социолог. н., доц. Смирнов М.Ю., к. филос. н. Цыб А.В., к. филос. н., доц. Пахомов С.В., д. филос. н., д. филос. н. Хлевов А.А.

Накопление опыта в области религиоведческого образования привело к изменению административной структуры и созданию в 2004 г. в качестве отдельного выпускающего подразделения кафедры религиоведения, вошедшей в состав факультета философии, богословия и религиоведения. Окончательно обрисовываются основные направлениями научной деятельности кафедры: теоретическое религиоведение и семиотика религии, история религий, история христианства, патрология, современные религиозные движения в России, история религиоведения, исследования религиозной мысли Запада и России, раннего христианства, средневековой религиозности.

Можно заключить, что на данном этапе образовательная модель сложилась окончательно. К перечисленным выше, проверенным временем, принципам религиоведческого образования в РХГА следует добавить следующее. Современный мир особенно нуждается в высококвалифицированных специалистах, чье образование позволяет, с одной стороны, вести научно-исследовательскую деятельность на высоком академическом уровне, а с другой – активно участвовать в общественной жизни, уметь вести диалог с людьми, принадлежащими к разным вероисповеданиям. Важнейшими условиями выполнения этой задачи руководство и сотрудники кафедры считают соблюдение принципа свободы совести, права на выбор образования, которое строится на светском основании, соответствующим высоким требованиям академической науки. При этом кафедра стремится привлекать к преподавательской работе представителей различных вероисповеданий, причем, как правило, по соответствующим профильным курсам. Необходимо отметить, что благодаря специфике профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся кафедра является крупнейшим в России центром межконфессионального общения.

Существенный объем академической нагрузки для ее адекватного усвоения требует формирования у студента современных методов работы с информацией, навыков ее интерпретации и глубокого осмысления. В связи с этим на кафедре религиоведения читаются курсы историко-философского (история философии, история русской философии, современная философия) и общефилософского характера (логика, онтология и теория познания, философия и методология науки, философия культуры и др.), в результате прохождения которых студенты приобретают необходимые навыки и компетенции.

В настоящее время обучение на кафедре религиоведения имеет ряд особенностей. Во-первых, это значительный объем практических занятий, призванных способствовать углубленному изучению предмета. Во-вторых, современные информационные технологии способствуют повышению качества образования, благодаря увеличению доли самостоятельной работы студентов предусмотренной ГОСТом. Так, на кафедре разработаны электронные учебные пособия, включающие в себя видео- и аудио-записи лекций, рекомендации по прохождению дисциплины, электронные библиотеки, открывающие быстрый доступ к необходимой студенту информации и позволяющие более предметно и качественно контролировать процесс обучения. Новацией как в издательской, так и в учебно-методической работе стали публикации на электронных носителях. В частности в период с 2004 по 2009 гг. сотрудники кафедры подготовили свыше 30 наименований учебных курсов и учебно-методических комплексов по дисциплинам и учебным курсам, входящим в образовательную программу подготовки специалистов-религиоведов, сделав, таким образом, их содержание реально доступным не только для студентов РХГА, но и для всех интересующихся данной проблематикой. Наконец, к преподаванию привлекаются ведущие специалисты Санкт-Петербурга, сотрудники СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбДА, Института Востоковедения РАН, ИРЛИ РАН («Пушкинский Дом») и др. учреждений Санкт-Петербурга.