Кафедра культурологии, педагогики и искусств

Цель кафедры – организовать подготовку культурологов, готовых исследовать отечественную культуру в контексте мировой цивилизации с учетом основных этапов ее развития и современных процессов. В русле общей концепции РХГА образование и исследования ориентированы на междисциплинарность. Предполагается, что такой подход будет способствовать сохранению и развитию национальных интересов с учетом вызовов глобализации.

Миссия кафедры – подготовка ученых-гуманитариев высокого профессионального уровня для современной российской науки, образования и культуры, возрождающих традиции познания истории и теории российской культуры.

Особое внимание в подготовке специалистов будет уделено осмыслению текстов русской культуры, а также навыкам культурологического анализа текстов культуры, что особенно актуально с учетом компилятивных практик цифровой цивилизации. Для чтения отдельных лекций и проведения тренингов привлекаются известные культурологи, литературоведы, критики, журналисты.

Выпускники могут работать в образовательных и научных учреждениях, а также в сферах, требующих повышенной креативности, что предполагает освоение соответствующих компетенций.

Кафедра является центром организации научных исследований (создание информационных ресурсов, публикация статей, монографий и антологий) по филологической и культурологической тематике. Сотрудники кафедры являются специалистами высокой квалификации, руководителями или исполнителями многочисленных научных проектов, большинство из которых поддержано государственными научными фондами – РГНФ, РФФИ, РНФ, - а результаты признаны в России.

Образовательные программы

Бакалавриат

44.03.01, Педагогическое образование
Программа сочетает в себе фундаментальную философскую, культурологическую подготовку и изучение современных тенденций, технологий и приемов преподавания отечественного языка и культуры в школах.
В процессе обучения у студентов формируются глубокие теоретические знания по философии, истории, русскому языку, литературе, педагогике и возрастной психологии. Обучающиеся приобретают необходимые для трудоустройства и проектирования своей карьеры навыки проектной работы, классного руководства, эффективного взаимодействия с детьми и родителями, у них развиваются организационные и коммуникативные умения и навыки. В процессе обучения студенты проходят педагогическую практику в образовательных организациях как среднего, так и начального звена г. Санкт-Петербурга и других регионов, благодаря чему получают профессиональный опыт еще во время обучения.
Программа дает возможность обучающимся приобрести навыки работы в современной цифровой образовательной среде. И что особенно важно: студенты смогут выстроить стратегии своего профессионального и личностного развития.
Преподавание по программе предусматривает следующие формы организации образовательного процесса – лекции, семинары, мастер-классы, курсовое проектирование.
Подробнее


50.03.01, Искусства и гуманитарные науки "Графический дизайн"
Дизайн в наше время становится двигателем общественных процессов, выходя далеко за рамки своего первоначального предназначения. Понимание того, как окружающий нас мир влияет на психику, здоровье, отношения, мировоззрение людей, выдвинуло дизайн в авангард современных профессий. Дизайнер рассматривает любой объект системно, и потому он не только художник, но и исследователь, психолог, проектировщик, экономист и даже эколог.
Наша программа предполагает формирование целого комплекса профессиональных знаний и навыков, а также и личностных качеств, определяющих успех дизайнера-практика в 21 веке. Вы научитесь работать с векторной и растровой графикой, освоите 3D-моделирование и многое другое. С самого начала обучения вы начнете формировать свое портфолио (разработка логотипа, фирменного стиля, дизайна упаковки, создание брендбука и т.д.), что создаст Вам дополнительные преимущества при устройстве на работу.
“Классические” дисциплины, такие как живопись и рисунок, работа с материалом, позволят расширить представления о “возможном” в области средств выразительности.
Углубленное изучение истории искусств и постижение законов композиции дадут понимание того, как работают образы на подсознательном уровне, какие символы сопровождают человечество на протяжении всей истории, и как они действуют на нас.
Расширенный комплекс философских дисциплин познакомит Вас с историей человеческой мысли, научит понимать сложные тексты, задавать вопросы, излагать свои мысли, и как следствие, находить решения самых разнообразных задач.
Подробнее


50.03.01, Искусства и гуманитарные науки "Искусствознание"
В современную эпоху цифровых медиа визуальные коммуникации стали основным средством моментальной передачи информации. Причём информации не столько рациональной, сколько эмоциональной и даже бессознательной. И хотя пластическое стало именоваться 3D, графическое векторным, а живописное растровым, логика изобразительных искусств по-прежнему лежит в основе механики рекламных технологий, информационных войн и других культурных феноменов современности.
В эпоху экономических потрясений произведения искусства остаются одним из опорных ориентиров в вопросах ценностей не только духовных, но и материальных. Поэтому мир искусств, полный субъективности, требует фигуры не только творца, заказчика и зрителя, но в первую очередь эксперта.
Наша программа предлагает путь профессионального становления искусствоведа как эксперта, интерпретатора, критика и арт-менеджера в сфере искусства. Она формирует комплекс профессиональных навыков, даёт в руки классические и современные инструменты анализа искусства. Вы научитесь “читать” произведения как текст, находить отсылки и аллюзии к художественной традиции, видеть рамки культурного контекста, отличать аутентичное авторское от сторонних артефактов.
В основу образовательной модели положена программа подготовки историков искусства, ориентированная на опыт классических российских университетов и зарубежное искусствознание. Основным принципом обучения является синтез теоретического освоения материала и практической реализации художественно-творческого потенциала студента.
Подробнее


51.03.01, Культурология
Расширение человеческих познаний о мире обуславливает появление множества узких, точных дисциплин, и эта тенденция затрагивает не только естественные науки, но и гуманитарные. Чем больше разрастается эта сеть, тем четче возникает потребность в “посредниках”, способных анализировать, собирать воедино различные системы знаний, вырабатывать стратегии решения общих проблем и предлагать концепции развития. Культурология, представляющая собой синтез гуманитарного знания, одна из немногих наук, направленных на решение столь сложных задач.
Открывая набор на программу Культурология, РХГА имеет цель внести свой вклад в развитие связей между членами общества и его структурами, не только в рамках нашей страны, но и за ее пределами.
В программе сделан особый акцент на дисциплинах, связанных с просветительской работой и работой в сфере коммуникации между культурой и государством. Однако же фундаментальная подготовка в области философии, истории, искусства, лингвистики, психологии, позволит студентам не только развить логическое мышление и повысить общий культурный уровень, но и сформировать собственную картину мира, найти свое в нем уникальное место.
Подробнее


Магистратура

44.04.01, Педагогическое образование "Педагогика высшей школы"
Программа ориентирована на формирование системы знаний о высшем образовании, его содержании, структуре, принципах управления образовательными процессами, а также освоение современных технологий в сфере управления и организации образовательного процесса в вузе.
В процессе обучения магистранты приобретают такие компетенции как:

  • организация исследовательской работы научных коллективов,
  • организация образовательного и воспитательного процессов в высшей школе,
  • оценивание результатов обучения студентов и собственной преподавательской деятельности,
  • применение актуальных образовательных технологий, методов и форм обучения,
  • умение разрабатывать учебно-методическую документацию,
  • умение выбирать оптимальную стратегию преподавания, создавать развивающую образовательную среду.
При проведении занятий используются активные и интерактивные формы работы, стимулирующие познавательную активность обучающихся, развитие критического мышления, развитие способностей коммуницировать и представлять результаты аналитической работы, проектировать и моделировать элементы образовательного процесса: групповое обсуждение, решение проблемных задач, анализ кейсов.
Целью обучения по программе является подготовка преподавателя вуза и исследователя на основе новейших мировых достижений в теории и практике в области педагогических наук, с применением инновационных методов и приемов преподавания.
Подробнее


51.04.01, Культурология "Культура стран и регионов мира (Япония, Великобритания, Италия)"
Магистерская программа «Культура стран и регионов мира (Япония, Великобритания, Италия)» нацелена на изучение культуры в соединении с практикой межкультурной коммуникации.  Целью программы является подготовка специалистов, которые смогут применить полученные навыки как в научно-исследовательской деятельности, так и в практических областях. Программа предусматривает изучение языка через призму культуры страны и региона изучаемого языка. Программа курсов предусматривает следующие дисциплины: История литературы изучаемых стран, Межкультурная коммуникация и специализированный перевод (перевод деловых документов, овладение специализированной лексикой и т.д.). Содержание программы основывается на научно-методических разработках по курсу культурологии, необходимых для подготовки кадров высокой квалификации. В числе дисциплин: Общий курс культурологии, Методология культуры, Практика межкультурной коммуникации, История изучаемых стран, История культуры изучаемых стран, История художественной культуры изучаемых стран АТР, Массовая культура стран, Визуальная культура стран и, Культура повседневности стран и др.
Подробнее


Аспирантура

5.10, Искусствоведение и культурология "Теория и история культуры, искусства"
Программа рассчитана на подготовку  аспирантов и нацелена на получение необходимых профессиональных компетенций, ориентированных на углублённое изучение истории и теории культуры, современных процессов социокультурной жизни российского общества. Цель программы - подготовка высококвалифицированных специалистов в области культурологии, способных решать научно-исследовательские, педагогические и социальные задачи.
Подробнее


5.8, Науки об образовании "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Реализуемая  программа аспирантуры по педагогике, одной из важнейших отраслей общественного строительства, определяющей будущее лицо нашей страны, предоставляет возможность выпускникам заниматься научным исследованием теории и практики педагогики, проблем образования и воспитания достойных граждан страны, активных членов общества
Подробнее


Контактная информация

Электронная почта: [email protected]