Кафедра Стран Востока

Кафедра Стран Востока – структурное подразделение факультета Мировых языков и культур.

Кафедра ведет подготовку бакалавров по направлению 033000 Культурология (профиль культура Стран Востока, специализации: китаистика и японистика).

Основная форма обучения – очный (дневной) бакалавриат.

Планируется открытие программ магистратуры.

Подготовка к поступлению на бакалавриат реализуется преподавателями кафедры на факультете довузовского и среднего профессионального образования в рамках сетевого образовательного проекта Колледж иностранных языков.

Стоимость обучения в 2013 г.:
Дневная форма обучения - 46.500 руб в семестр
Второе высшее образование - 36.500 руб. в семестр

Миссия

Миссия кафедры заключается в подготовке глубоко и всесторонне образованных специалистов, которые владеют языком страны изучаемого региона, знают ее культурные традиции и современную ситуацию в экономике, политике и других сферах общественной жизни, способны эффективно работать в научно-образовательной, социально-политической или деловой сферах в соответствии с полученной квалификацией.

Современные Япония и Китай – это динамично развивающиеся цивилизации, которые активно продвигают свои проекты по всему миру, в том числе в России. Квалифицированные специалисты, владеющие японским и (или) китайским языком, востребованы в бизнесе, образовании и различных сферах социальной жизни.

Концепция

Подготовка специалистов на кафедре строится на понимании того, что иностранный язык невозможно изучить глубоко и всесторонне без погружения в соответствующую культуру. Для восточных языков это верно даже в большей степени, нежели для европейских, которые родственны русскому. Культуроцентричный подход, реализуемый в учебном процессе на кафедре стран Востока, отражается в структуре учебных планов и содержании учебных программ. Такая модель востоковедческого образования соответствует общей концепции работы РХГА – ценностно-культурологической педагогике. Учебные планы по японистике и китаистике включают в себя, наряду с занятиями по соответствующему языку, дисциплины, в которых отражается культура Японии и (или) Китая – история и география, религия и философия, поэзия и литература. Конечно же, уделяется внимание современной ситуации в экономике и политике, что расширяет для выпускников возможности трудоустройства.

Китай и Япония представляют собой культуры, близкие не только территориально, но и по духу. У них во многом общая история и схожая философия. Одна из великих мировых религий – буддизм широко распространена и в Китае, и в Японии. Поэтому специализации «японистика» и «китаистика» представляют собой на кафедре стран Востока РХГА две версии одной по сути востоковедческой программы. Студенты-японисты в качестве второго иностранного языка изучают китайский, а студенты-китаисты – японский. Кроме того, все студенты Академии изучают английский язык. Выбор специализации происходит по желанию студента на первом курсе. Японистика и китаистика являются довольно редкими образовательными программами, выпуски по которым никогда и нигде не были массовыми. Так и в РХГА занятия проходят в небольших группах – по 5-10 человек на курсе. Если под какую-то специализацию (например, китаистику) подгруппа на первом курсе не формируется, желающим предлагается обучение по японистике, либо по индивидуальному плану.

Значительное место в учебном процессе на кафедре уделяется изучению буддизма, его истории, догматики, этики и философии. Изучению истории мировых религий (в первую очередь христианству) в целом уделяется в РХГА большое внимание. Это помогает студентам-востоковедам, обучающимся в РХГА, лучше понять традиционные религии дальневосточного региона – даосизм, конфуцианство, буддизм, синтоизм.

Учебный план наряду с общеобразовательными и общепрофессиональными дисциплинами, включая спецкурсы, отражающие профильность образования: История культуры стран Азиатско-тихоокеанского региона; Художественная культура стран Азиатско-тихоокеанского региона; История буддизма в Азиатско-Тихоокеанском регионе; Религии стран Азиатско-тихоокеанского региона; Классическая поэзия Дальнего Востока; Каллиграфия

История Китая; История Японии; Древнеяпонский язык; Китайский язык; Японский язык; Политическая культура стран Азиатско-тихоокеанского региона.

История и современность

Кафедра стран Востока была организована в РХГА в 1999 году. У ее истоков стоял выдающийся отечественный востоковед, доктор философских наук, профессор Валерий Исаевич Рудой. В.И.Рудой возглавлял кафедру вплоть до своей смерти в 2009г. После него до конца 2013 года кафедрой заведовала Елена Петровна Островская – доктор философских наук, профессор, исследователь буддизма, авторитетный ученый, известный в России и за рубежом, работавшая профессором кафедры с момента ее основания В.И.Рудым. В настоящее время обязанности заведующего исполняет кандидат исторических наук, доцент Вадим Юрьевич Климов – один из самых известных российских японоведов.

К учебным занятиям на кафедре привлекаются на условиях почасовой оплаты, либо в форме разовых лекций и семинаров носители языка. Кафедра выступила в 2009-2010гг. инициатором «Востоковедных культурологических чтений памяти О.О.Розенберга», ныне ежегодно проводящихся Институтом восточных рукописей РАН.

Консульство Японии в Санкт-Петербурге регулярно дарит Академии литературу и методические материалы, которые используются в учебном процессе. Студенты кафедры имеют возможность краткосрочных и длительных (до года) стажировок в Японии за счет фондов, поддерживающих изучение японской культуры.

Администрация

Заведующий кафедрой - кандидат исторических наук, доцент Вадим Юрьевич Климов.

Куратор китаеведческого направления кафедры - кандидат философских наук, доцент Павел Дмитриевич Ленков.

За подготовку японистов в Колледже иностранных языков отвечает Марина Сергеевна Болошина.

Выпускники кафедры работают в российских и зарубежных бизнес-структурах, высших и средних учебных заведениях, продолжают обучение в аспирантуре или в зарубежных университетах.

Мощная общегуманитарная подготовка, востоковедческое образование, построенное по культурологическому принципу, контакты с носителями языка, участие в научных и культурных мероприятиях делают процесс обучения на кафедре важным этапом личного и профессионального роста.