РХГА в зеркале мнений


У меня получается заниматься тем, что я люблю и что мне нравится»

Владимир Александрович Егоров,

заведующий сектором научной информации Русской христианской гуманитарной академии

E8GHlU0ylq8

Владимир Александрович, когда и как возник Ваш исследовательский интерес к теме религии?

Интерес к данной проблеме возник давно, и занимался я им на любительском уровне: просто было интересно, во что и как верят люди.

Вообще, я поздно пришел в религиоведение. До этого я много лет занимался искусством и работал на Ленфильме в качестве художника-фотографа. В течение последних лет 10 появился более глубокий интерес, хотя, скажем, и в 20, и в 30 лет было знакомство и с протестантизмом, и с православием, и с буддизмом, и с нетрадиционными религиозными организациями. Опыт был достаточно разнообразный, причем как теоретический, так и практический.

Работа в кино была крайне интересна, увлекательна, захватила меня с головой, т.к. это возможность творческого самовыражения, плюс к этому я работал не только как фотограф, мы и сами с ребятами снимали какие-то клипы, ролики. Но потом появилась некая неудовлетворенность, хотелось чего-то большего.

1

Я закончил Академию и остался здесь работать. Так я продолжаю эту деятельность, и последние несколько лет это не просто интерес, это и участие в конференциях, семинарах, публикации.

Сфера моих научных интересов – новые религиозные движения, государственно-конфессиональные отношения и такая очень любопытная тема, которая еще требует осмысления, – это гражданская религия Роберта Белла. Это мое частное исследование.

IMG_1669 копия

Что входит в Ваши обязанности РХГА?

В РХГА я работаю в научном отделе — это подготовка и проведение конференций и семинаров, редакционная работа в научном журнале РХГА «Acta eruditorum» и т.д. РХГА – частный вуз, и для него важна имиджевая деятельность: информирование об академии, о тех мероприятиях, которые происходят. Это связано и с популяризацией религиоведческих, философских и иных знаний. У нас в РХГА проходит очень много семинаров: Актуальное религиоведение, Русская мысль, Открытый лекторий, куда мы приглашаем людей, как имеющих отношение к науке, так и не имеющих. У нас в гостях были режиссеры А. Сокуров – академия ломилась от людей, Елена Цыплакова – она обратилась в православие и не стесняется об этом говорить, и др. Из связанных с религиоведением у нас выступали М.Ю. Смирнов, раз в год к нам точно приезжает Сергей Сергеевич Хоружий. Он рад здесь бывать и мы всегда рады его принимать.

Что для вас самое сложное в работе?

Пожалуй, сложно установить первое доверительное отношение, когда люди открываются. И здесь могу сказать, что, пожалуй, что одно из самых сложных полей – это православие.

Зачем вообще изучать религию, религиозность?

Я сошлюсь на С.С.Хоружего, который на своем недавнем выступлении у нас сказал достаточно известную вещь: надо заниматься тем, что любишь, тем, что нравится, тогда все будет хорошо.

2

Мне кажется, что пока еще эту профессию и научные знания религиоведения недооценивают, особенно государство. Те же самые социологические исследования показывают срез и тренд: мы должны понимать, куда мы двигаемся, от чего мы идем и куда мы можем попасть, на это надо реагировать, но власть на это, к сожалению, реагирует очень странно.

Как, на Ваш взгляд, меняется религиозная ситуация в России?

IMG_0315

В России все происходит, как и в других странах мира. Во-первых, происходит встреча двух цивилизаций: христианской, западной и восточной, назовем это так. Ислам становится более сильным игроком, чем тем, кем он был раньше. Мы как-то говорили об исламе с о. Георгием Кочетковым, ректором СФИ, и он сказал: «А чего ислама бояться? Это же авраамическая религия, ну ребята, вы чего?» Плюс СМИ спекулируют на этой теме.

На фото слева направо: Владимир Егоров, о. Георгий Кочетков (ректор СФИ) и Дмитрий Сергеевич Гасак (проректор СФИ). На конференции в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, 2012 год, Москва.

Второй момент – какой современный мир? Мы пережили вт.пол. 19-20 век, когда происходили мощнейшие процессы секуляризации. Сейчас мы видим некий откат назад, мы видим, что религия продолжает играть немалую роль в жизни человека и общества, и сейчас происходит некое новое осмысление этого влияния.

3

Когда говорят про духовность русского народа, я почему-то всегда вспоминаю про Пугачева и 90-ые гг. прошлого века, когда русский духовный народ занимался бизнесом, подчас кровавым. Игры в духовность не приводят ни к чему хорошему. Вместе с тем мы — часть наследия русского православия, русского христианства, это в нас, это фактически наши архетипы. Несомненно, РПЦ сейчас играет гораздо большую роль, чем она играла при Патриархе Алексии.

Начинает как-то устаканиваться ситуация и с теми религиозными организациями, что мы относим к новым. Становится яснее, что и кто они, во что и как верят, как проходит интеграция в современное пространство страны.

яяя 2

Как Вы относитесь к такому современному феномену, как вера вне религии? Насколько он актуален в России?

Мы находимся в той ценностно-культурологической матрице, когда большинство называют себя православными, при этом поход в церковь – это зачастую культурный акт, а не потребность общения с Богом. Но назвать их неверующими тоже было бы неверным, просто вера проявляется таким образом.

Кто является для Вас авторитетом в профессиональной среде?

Если говорить о нашей Академии, то это, несомненно, Д.К. Бурлака, чьи исследования бывают очень интересно связаны с религиоведением и религиозной философией, Р.В. Светлов, Д.В. Шмонин. Если говорить о других исследователях, то это М.Ю. Смирнов, Е. С. Элбакян, А.П. Забияко. Это для меня люди очень интересные, на них я ссылаюсь в своих работах. Также, несомненно, это И.Н. Яблоков и И.Я. Канторов. Еще можно назвать Ирину Александровну Тульпе, которая занимается искусством и религией, очень любопытная тема. И много других ученых.

Из каких источников Вы черпаете информацию по работе?

На первом месте – ReligioPolis, далее могу сослаться на Славянский правовой центр, куда я регулярно захожу, могу сослаться на то, что делает Роман Лункин — «Религия и Закон». Также просматриваю Портал Credo.ru и «Богослов.ру», получаю множество рассылок.

Какой проект Вы бы хотели осуществить? Какой Ваш проект мечты?

Мне хотелось бы издать сборник по новым религиозным движениям в современной ситуации, по прошествии 20-30 лет, начиная с конца 80-х гг., когда они только появились. Тема любопытная, до сих пор не совсем разработанная, хотя публикации были, но не так уж много.

Потом мне хотелось бы перейти к чему-то совсем другому, это другое пока только формируется. Читая статьи Роберта Белла, который у нас очень мало переведен, я получаю радость от совершенно другого подхода к проблеме религиозности, от стиля, от того, какие вопросы они поднимают там, в Америке 2000-х гг.

Разговаривала Ксения Медведева

http://sreda.org/2013/professiya-kak-stil-zhizni-intervyu-s-vladimirom-egorovyim/30488