Новинки издательства РХГА

Исаева Н. В.
Искусство как проводник. Кашмирский шиваизм: Абхинавагупта и Кшемараджа (в сравнении с некоторыми паратеатральными опытами современности). — СПб.: Издательство РХГА, 2014. — 301 с.
ISBN 978-5-88812-625-7

Исаева Н. В.Искусство как проводник. Кашмирский шиваизм: Абхинавагупта и Кшемараджа (в сравнении с некоторыми паратеатральными опытами современности) 

Исаева Н. В.Искусство как проводник. Кашмирский шиваизм: Абхинавагупта и Кшемараджа (в сравнении с некоторыми паратеатральными опытами современности)

Книга Н. В. Исаевой «Искусство как проводник...» посвящена творчеству наиболее интересных представителей кашмирского шиваизма — философов-тантриков Абхинавагупты и Кшемараджи (X–XI вв.). В работе дается компаративистский разбор их философско-религиозного учения и эстетических идей, где спасение предстает как «узнавание» себя Господом, а сам процесс возгонки энергии в акте художественного творчества становится моделью для восхождения к Шиве. Помимо собственно монографической части, книга включает в себя подробный комментированный перевод с санскрита двух небольших трактатов — «Парамартха-сара» Абхинавагупты и «Пратьябхиджня-хридая» Кшемараджи, а также перевод двух гимнов Абхинавагупты.

К книге приложен развернутый глоссарий, где даются толкования главных санскритских терминов кашмирского шиваизма. Издание представляет интерес не только для историков философии, востоковедов, но и для искусствоведов, литературоведов, исследователей театра.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 3

Часть 1
Кашмирский шиваизм:
история и хронология.
Фигуры и лица

Шиваитский тантризм . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Философские школы кашмирского шиваизма: исторический очерк . .28
Жизнь и творчество Абхинавагупты. Кшемараджа . . . . . . . . .. . . . . . .32
Тантрический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Эстетический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Философский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Кшемараджа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Часть 2.
Кашмирский шиваизм:
философия

Единство и множественность: адвайта-веданта, грамматисты,
кашмирский шиваизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .45
Онтология кашмирского шиваизма: шива и шакти . . . . . . . . . . .. . . . .56
Онтология кашмирского шиваизма: вселенская эволюция.
Космические миры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Сотериология кашмирского шиваизма: путь спасения . . . . . . . . . . . .79
Время. Образ мира. Конец времен . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .95

Часть 3
Кашмирский шиваизм:
эстетика

Энергия речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Поэтика. Театральная эстетика . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .122
Вместо заключения: театр как живая энергия
(паратеатральные опыты современности) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141

ПЕРЕВОДЫ

Абхинавагупта
Парамартха-сара (сущность истины) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Кшемараджа
Пратьябхиджня-хридая (Сердце узнавания) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Абхинавагупта
Гимны Шиве-Бхайраве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
«Гимн Бхайраве» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
«Ануттараштика» («Восемь строф о несравненном,
[о том, выше которого нет]») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277