Рейтинг Минобрнауки РФ: РХГА заняла первое место среди негосударственных вузов страны

По результатам мониторинга эффективности деятельности вузов за 2020 год, проведенного Министерством науки и высшего образования России, РХГА вошла во вторую из десяти лиг и заняла первое место среди негосударственных вузов страны.

Всего в рейтинге представлено более 1200 вузов, деятельность каждого из которых оценивалась по пяти основным показателям: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность + дополнительный показатель (число преподавателей с ученой степенью кандидата и доктора наук). В первую, наивысшую, лигу вошли только 13 вузов. Во вторую лигу, наряду с РХГА, включены РЭА им.Г.В.Плеханова, МГИМО, Финансовый университет при Правительстве РФ и другие ведущие вузы России. Результаты исследования опубликованы в сети - https://msd-nica.ru/rankings/reyting-monitoringa-effektivnosti-vuzov

Успех РХГА в рейтинге обусловлен, в первую очередь, многолетней работой научных коллективов, интегрирующих лучших учёных России и новейшие достижения гуманитарного знания. Так, научно-издательский проект Академии "Русский Путь: pro et contra" за время своей реализации получил поддержку более 300 раз в российских научных фондах РФФИ, РНФ, РГНФ (https://rhga.ru/science/proe/rgnf).

Мы попросили прокомментировать результаты рейтинга Минобрнауки России ректора РХГА Дмитрия Кирилловича Богатырёва.

iPcK6ucwbH0.jpg limRTPI3_Ss.jpg

Дмитрий Кириллович, поделитесь, пожалуйста, советом с нашими подписчиками, абитуриентами и их родителями, как ориентироваться в профессиональных рейтингах вузов? Какие из рейтингов заслуживают доверия, по Вашему мнению?
БОГАТЫРЁВ Д.К.: – Надо всё-таки ориентироваться на отечественные рейтинги, они лучше отображают российскую специфику. Однако не следует делать из рейтингов фетиши. Авторитет вуза формируется годами, десятилетиями, а качество образования или атмосферу университета очень сложно выразить через количественные показатели. Рейтинги же строятся именно на измерениях.

Почему одни и те же вузы в разных рейтингах нередко занимают полярные места?
Д.К.: – Зависит от методик и подходов: есть абсолютные и относительные. По абсолютным показателям крупные университеты (МГУ и СПбГУ, Политех им. Петра Великого) всегда будут на верхних позициях. Опора на относительные показатели дает шанс малым и средним по размерам вузам. Поясню: Китай больше и по населению, и по экономике и Голландии, и Швеции, но уступает им по качеству жизни и по качеству производства. Хотя возможно лидерство и по абсолютным, и по относительным показателям, так США лидирует в авиастроении.

Как Вы прокомментируете результаты новейшего рейтинга по итогам мониторинга Министерства науки и высшего образования России?
Д.К.: – Я признаюсь, сам удивлен, что мы взлетели так высоко. Интуитивно понимал, что мы в верхних эшелонах, но…
Мониторинг эффективности строится на относительных показателях. Например, деньги (на науку или общий доход вуза) делятся на число научно-педагогических работников. Получается, если вести речь о науке, показатели РХГА ничтожны по сравнению с вузами-гигантами, но в относительных цифрах даже и превосходят их. Научные достижения – главный «драйвер» нашей успешности в этом рейтинге.
Мониторинг проводится давно, с 2012 года, но рейтинг на его основе провели впервые. Раньше он имел информационно-аналитический характер и, что особенно важно, служил поводом для «оптимизации вузовской системы». По результатам мониторинга вузу выставлялись оценки, зачет-незачет (эффективный-неэффективный). Если менее половины показателей – вуз неэффективный. В последней версии мониторинга исчезло само понятие «неэффективности», хотя всем понятно, кто проиграл.
Сейчас в рейтинге мониторинга эффективности рейтинговое агентство (на эту роль взяли самое квалифицированное, на мой взгляд, в России) выставило оценки по всем показателям. То есть, если по среднему баллу тот или иной вуз недобрал 1%, а по научной деятельности показал 500% эффективности, то совокупность сильных сторон перевесит недостатки слабых. Но верно и обратное. Так и сформировались категории и лиги. Еще раз отмечу, А-2 – позиция более чем приятная. Совокупность показателей, стабильных на протяжении пяти лет, а особенно научно-исследовательской деятельности, стали основой успеха РХГА.

За десятилетия работы Академии, как менялось ее положение в образовательных рейтингах?
Д.К.: – Особо никак не меняется. Каждый год мы по совокупности показываем определенный прирост. В мониторинге мы всегда выигрывали от 3 до 6 позиций из 6-7. Всегда хороши были показатели по науке и по кадровому потенциалу.

Начинается Приёмная кампания - 2021. Помимо рейтингов, а возможно, и вместо них, на что следует обращать внимание абитуриентам при выборе вуза?
Д.К.: – Думаю, что рейтинги просто надо принимать во внимание. Доверяйте интуиции, а также мнению тех людей, которых хорошо знаете.

6fMdC0LY1qM.jpg

32-haY0YXCo.jpg