Лектор: доктор философских наук Татьяна Сергеевна Пронина, заведующая Центром религиоведческих и этнополитических исследований Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
Слова из работы С. Жижека, вынесенные в название, не задают эмоциональный тон лекции, а скорее приглашают к размышлению. Под влиянием миграционных процессов формируется новая глобальная религиозная система. В эпоху миграции и глобализации культура – это ресурс для мобилизации групповых идентичностей. Культура теряет статичное содержание, превращаясь в хранилище, из которого участники извлекают то, что подходит им здесь и сейчас. Возникают множественные, гибридные идентичности.
Эти процессы распространяются и на религиозную сферу, или религиоскейп – постоянно изменяющиеся, «текучие» потоки, которые получают репрезентацию в интеллектуальных конструктах, по разному выстраиваемых различными акторами: государствами, диаспорами, сообществами, семьями, индивидами. Так, «возврат к религии предков» в среде (им)мигрантов, современный религиозный фундаментализм – это продукты постмодерна с присущими ему подменами, симулякрами, конструируемыми сакральностями (родина, традиция), виртуальными, но не менее действенными взаимодействиями, системами лидерства, авторитетов. Современные культурные пространства – это не просто мозаики из кусочков историй и культур, это сети коммуникаций, информации и ее интерпретаций, обмена и репрезентаций символических систем, фундированные обычными человеческими нуждами и надеждами. Столько историй: «кусочки всех времен одновременно здесь, распределенные между людьми и их мечтами» (М. Павич). Переиначивая название статьи Ханны Арендт «Мы беженцы», справедливо сказать – «мы все мигранты».
Мероприятие проходит в рамках религиоведческого лектория РХГА, который действует по понедельникам до 30.06 с 18.30 до 20.00.
Место проведения: Фонтанка, 15, 5 этаж, актовый зал.