Уго Новотный (Аргентина)

Четыре пути вхождения в глубину в школе Сило

Синтез восточных и западных традиций

Мое выступление разделено на две части. В первой части мы постараемся охарактеризовать интересующие нас явления и процедуры для их достижения в различных восточных и западных мистических традициях. В частности, речь пойдет о четырех путях вхождения в глубину в школе Сило[1].

Во второй части мы поговорим об особой мультикультурной среде, где осуществляется работа на этих четырёх путях, а именно о парках изучения и медитации, расположенных во всём мире.

Со времен античности существовали различные способы, при помощи которых человек достигал тех исключительных высот сознания, на которых вдохновение и широта мысли сочетались с замедлением привычных реакций. Эти изменённые состояния сознания сравнивались со сном, с состоянием опьянения или интоксикации и даже с умопомрачением. Часто этот феномен необычных состояний приписывался человеческим или животным «сущностям», либо природным «силам», которые проявлялись именно на этих особых ментальных пейзажах. По мере осознания важности этого феномена стали предприниматься попытки дать наиболее точное объяснение и разработать психотехники, согласно которым стало бы возможно управлять процессами, первоначально не поддававшимися контролю.

В различные исторические времена, в контексте разных культур (и нередко под зонтом религий), появлялось множество мистических школ, каждая из которых искала свой путь к Глубине.

Из различных изменённых состояний сознания наибольший интерес представляет то, что мы называем состоянием вдохновения, или, точнее, — структурой вдохновлённого сознания.

Поле вдохновения в мистике исключительно широкое.

Когда мы говорим о «мистике» в целом, то рассматриваем психические явления «опыта священного», на различных уровнях и в разных выражениях.

В связи с этим, известна обширная литература, которая рассказывает о снах, видениях в полусне и интуиции в состоянии бодрствования у тех людей, которые является ориентирами для религий, сект и мистических групп. Вот несколько примеров. О снах говорится, например, в IV книге «Брихадараньяка-упанишады»: «Когда человеческий дух возвращается к отдыху, он сохраняет в себе материалы мира, в котором содержаться все вещи, и таким образом создает и уничтожает свою собственную славу и сияние, так, что дух сияет своим собственным светом». О видениях в полусне сообщается в Библии, в книге Даниила(Х:7): «Я, Даниил, один узрел видение; люди, которые были со мной, не видели видения, хотя великая дрожь пала на них, и они бежали, и прятались». Об интуиции в состоянии бодрствования говорится в книге «Авеста» (Гата. Ясна XLV, 2-3): «Я объявлю это первое учение миру. Это учение, которое всеведущий Ахурамазда открыл мне. Я скажу о двух первых Духах мира, из которых добродетельный так сказал сеющему зло: нет ничего, в чем наши мысли, заповеди, наш разум, наши верования, наша работа, наше сознание или наши души будут согласны между собой».

Существует множество необычных состояний сознания. Но мы особо выделяем те экстраординарные случаи опыта священного, которые могут быть классифицированы как: 1) «экстаз», т. е. ментальные состояния, в которых субъект становится поглощенным, ослепленным внутри себя; 2) «восторг», который выражается неконтролируемом движением и эмоциональном возбуждением, когда субъекты чувствуют себя «перенесенными», выносимыми из себя к другим ментальным пейзажам, к другим временам и пространствам; и, наконец, как 3) «осознание», в котором субъект вдруг чувствует, что он постигает всё обо всём сразу.

Как мы уже раньше сказали, в данном случае вдохновенное сознание рассматривается применительно к священному опыту. Такое сознание имеет различные модальности. Но иногда эти ментальные операции относят к восторгу поэта или музыканта, т. е. случаям, когда «священное» может и не присутствовать.

Мы говорим о различных структурах сознания, отличая те, которые образуются случайным образом, от конфигураций, отвечающих намерениям тех, кто «настраивал» себя в определенную ментальную установку для того, чтобы заставить феномен возникнуть. Конечно, как и желание художественного вдохновения или желание полюбить, такие вещи получаются временами, но чаще они не происходят. Вдохновенное сознание, или, еще лучше, сознание, подготовленное к достижению озарения, появляется, о чем свидетельствуют разные убедительные примеры, в философии, науке, искусстве, а также в повседневной жизни. Тем не менее поиск вдохновения в мистике дал начало психологическим практикам и системам, которые имели и продолжают обладать неравноценным уровнем развития.

Мы различаем техники «транса»[2] как принадлежащие археологии мистического озарения. Поэтому мы обнаруживаем транс в большей части древних форм магии и религии. Люди полагались на снадобья, напитки от более или менее токсических растений, и испарения с сильным запахом, чтобы достичь этого состояния.

Например, напитки токсических растений, сома (у индусов) и хаома (уиранцев) представляют собой древнейший опьяняющий напиток. В ведических гимнах мы читаем: «Ты - певец, ты - поэт, ты - сладкий сок, рожденный растением. В упоении ты даритель всех благ».

А если говорить об испарениях, то в Дельфах служительница Аполлона (Пифия) сидела на треножнике, расположенном у трещины на скале, из которой поднимались одурманивающие пары, и она начинала произносить несвязные слова. В предшествующие дни Пифия ничего не ела и жевала лавровые листья, что и подготовило условия для вхождения в транс.

Сивилла в Кумах, не желая попасть под страшное действие озарения, корчится и кричит: «Он уже идёт, бог уже идёт!» И почти без усилий бог Аполлон сходит из своего священного леса в глубокую пещеру, где он вселяется в пророчицу. В книге4 «Энеиды» мы читаем: «Сивилла кричит «Он здесь! Бог здесь!» и в то время, когда она произносит эти слова у входа в пещеру, ее лицо меняется и бледнеет. Она рвёт свои волосы, задыхающаяся или бездыханная, ее грудь вздымается, полная свящённого ужаса. Она кажется выше, ее голос не отдаётся эхом, как голоса других смертных, когда присутствие бога приближается». В этом случае, как и в других культурах, вхождение в транс происходит путем интернализации «я» и эмоциональной экзальтации, в которой соприсутствует образ бога, силы или духа, вытесняющий и замещающий личность человека.

В случае транса субъект отдаётся власти вдохновения, позволяющей ему понимать реальность и проявить силы, недоступные в повседневной жизни. В замечательной книге «Шаманизм: архаические техники экстаза» Мирча Элиаде, среди других вопросов, исследует формы транса шаманов в Центральной Азии и Сибири; в Тибете и Китае, у древних индоевропейцев, в Северной и Южной Америке, в Юго-Восточной Азии и Океании.

Не все виды транса настолько яркие, как упомянутые выше. Некоторые индийские техники (на основе янтр) позволяют человеку достигать транса через интериоризацию последовательно уменьшающихся треугольников, которые выстраивают сложную геометрическую фигуру, заканчивающуюся в центральной точке. Также в техниках, использующих мантры, субъект погружается всё глубже, пока не достигает адсорбции, повторяя основной звук. Эти упражнения повторяются много раз как необходимые до того, как практикующие переживут опыт перемещения своего «я» и получат полноценный опыт вдохновения.

Другие техники, которые более развиты в смысле предоставления субъекту возможности контролировать и достигать прогресса в своем мистическом опыте, совершенствовались длительное время. Ритуальные танцы, без конца повторяющиеся церемонии, посты, молитвы, медитативные упражнения, прошли значительную эволюцию.

Продвигаясь по направлению к адсорбции, мы дойдем до таких случаев, когда автоматизмы оставлены позади и речь уже не идёт о перемещении и замещении «я».

Под рукой у нас есть примеры, подсказанные практикой «молитвы сердца», выполняемой православными монахами на горе Афон. Как известно, традиция «молитвы сердца» началась в 14 веке в лоне православного христианства. Она распространилась с публикацией в 1782 г. «Филокалии» греческого монаха Никодима Агиорита, которая была опубликована на русском несколько позже Паисием Величковским под названием «Добротолюбие».

В общих чертах, молитва действует таким образом. Практикующий в молчаливом уединении концентрируется на сердце, берет короткую фразу и аккуратно вбирает её вместе с воздухом, до самого сердца. Когда заканчивается вдыхание, оказывает некоторое «давление» так, чтобы она (фраза) проникала бы еще глубже. Позже воздух выдыхается очень плавно, не теряя внимания сердца. Монахи повторяли эту практику много раз в день, пока не появлялись некоторые признаки прогресса, такие как «освещение» пространства представления. Очевиден выход в состояние транса в некоторые моменты повторения этих молитв. Описание этого транса не очень отличается от производимого с янтрами и мантрами, но, поскольку в практике «молитвы сердца» нет намерения быть «взятым» сущностями, которые заменяли бы чью-то индивидуальность, скорее практикующий сумеет преодолеть состояние транса и все-таки «приостановить» деятельность своего «я». Тогда и происходит «соединение с Богом».

В этом смысле в практиках йоги человек может проходить через различные типы и уровни транса, но мы должны помнить о том, что Патаджали говорит в «Йога-сутрах» (1.2): «Йог стремится к освобождению от пертурбаций ума». Эта система практик направлена к преодолению привычного «я», транса и диссоциации. В продолжающейся адсорбции, состоянии полного бодрствования и вне всякого транса, производится «приостановка» «я», о которой мы имеем удовлетворительные показатели. Очевидно, что с начала своей практики намерение субъекта ориентировано в направлении исчезновения «шумов» сознания, приглушая внешние восприятия, представления, запоминания и ожидания.

Явление такого типа, названное Мирча Эляде «энстаз», описано в его книге «Йога, бессмертие и свобода» в переводе С. В. Пахомова: «Неверно было бы рассматривать этот модус бытия Духа просто как "транс", в котором сознание лишается всех своих содержаний. Недифференцированный энстаз – не "абсолютная пустота". "Состояние" и "знание", одновременно выражаемые этим термином, относятся к полному отсутствию объектов в сознании, а не к абсолютно пустому сознанию. Напротив, в такой момент сознание насыщено непосредственным и полным, интуитивным знанием бытия. Как выражается Мадхава, ниродха [окончательная остановка всякого психоментального потока] не должна быть воображаема как несуществование; это скорее опора определенного бытия Духа". Это энстаз тотальной пустоты, без сенсорных содержаний или интеллектуальной структуры, необусловленное состояние, в котором больше нет "опыта" (ибо отсутствует связь между сознанием и миром), но есть только "откровение"».

Вход в глубинные уровни

Несомненно, что замена «я» силой, духом, богом или индивидуальностью колдуна или гипнотизера часто имела место в истории. Как мы уже видели, приостановка «я» избегает всякой замены, как в некоторых направлениях йоги, так и других продвинутых мистических практиках.

Итак, если кто-то мог бы приостановить и затем заставить «я» исчезнуть, он потерял бы контроль над темпоральностью и пространственностью своих ментальных процессов. Он находился бы в ситуации, предшествующей той, детской, в которой новорожденный человек учится делать свои первые шаги. Он был бы неспособен связывать и координировать механизмы сознания, обращаться к памяти, общаться с миром, учиться.

В таком случае мы присутствуем не просто в некоторых диссоциированных аспектах «я», как происходит в случае психических заболеваний, а скорее наблюдаем человека в состоянии, близком к вегетативному сну. Отсюда следует, что понятия «отмены "я"» или «отмены эго» в повседневной жизни не являются возможными. Тем не менее, возможно достичь ментальной ситуации отмены «я» не в каждодневной жизни, но в определенных условиях, которые начинаются с момента приостановки «я».

Мы читаем Лао-цзы в «Дао дэ цзине»[3]:

«Сохраняя свое сознание в неподвижности и безмолвии,

я достигаю пустоты, пределов этого мира.

Там вся тьма вещей соединяется вместе,

и, созерцая, я могу видеть их возвращение.

Все бесчисленные существа, рожденные в мире,

все они возвращаются назад, к своему началу.

Возвращение к началу именуется

обретением покоя и безмолвия.

Это и называют “исполнить свою судьбу”.

Исполнить свою судьбу значит познать извечное.

Познать извечное значит стать сиянием, светом»

Вход в глубинные состояния происходит из момента приостановки «я». Начиная с этой приостановки, проявляются значимые регистры «сияющего сознания», и постижения собственных ментальных ограничений, что также немаловажно.

Существуют некоторые условия, которых невозможно избежать в этом переходе: 1) практикующий должен сначала чётко определить своё намерение: чего он хочет достичь в качестве конечной цели своей работы; 2) располагать достаточной психологической энергией для установления своего внимания адсорбированным и концентрированным на приостановке «я»; и 3) непрерывно продолжать углубление состояния приостановки до тех пор, пока темпоральные и пространственные ориентиры не исчезнут.

В отношении намерения необходимо рассмотреть его как направление всего процесса, но в то же время стараясь не ставить его в фокус внимания. Мы говорим, что намерение должно быть «зарегистрировано» с достаточной эмоциональной нагрузкой, так, чтобы оно могло оперировать соприсутственно в то время, как внимание занято приостановкой «я» и на последующих ступенях. Эта подготовка обуславливает всякую последующую работу. Что касается психофизической энергии, необходимой для установления внимания на интересующем уровне концентрации, главный импульс исходит от интереса, составляющего часть намерения. Замечая нехватку потенции и постоянства в работе, человеку необходимо пересмотреть свою подготовку в отношении к намерению.

Продолжать углубление приостановки, пока не будет достигнут регистр «пустоты», – это значит, что ничего не должно появляться как представление или как ощущение внутренних чувств. Нет и быть не может регистра такой ментальной ситуации. А возвращение в привычное состояние бодрствования происходит из-за проявления импульсов, сообщающих о положении тела и физических неудобствах.

Мы не можем сказать что-либо по поводу этой «пустоты». Открытие вдохновляющих значений, глубоких смыслов, которые находятся за механизмами и конфигурациями сознания, осуществляется своим «я», когда оно возвращается к работе в обычном состоянии бодрствования. Мы говорим о «переводах» глубоких импульсов, прибывающих из своего интратела во время глубокого сна, или импульсов, которые появляются в сознании через определенный вид восприятия, отличающегося от обычного, в момент «возвращения» из глубины к нормальному бодрствованию.

Ничего мы не можем говорить и о том мире, потому что у нас нет регистров во время отсутствия «я». Мы располагаем всего лишь «припоминаниями» тех миров, как показывают, например платоновские мифы.

Значительно в этом смысле описание Дао, сделанное Лао-цзы:

«Дао, которое может быть высказано, не есть постоянное Дао.

Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.

Небытием именуется начало Неба и Земли,

Бытием именуется Мать мириад вещей...

...Оба они (небытие и бытие) из тождества происходят,

но различно именуются.

В тождестве они называются первоначалом.

Первоначало — вот дверь ко всем тайнам»

Дисциплины в школе Сило

Итак, пути, доступные нам сегодня в школе Сило, основаны на открытиях, совершенных различными народами приблизительно за семь тысяч лет. Количество фрагментарных источников столь велико, что невозможно даже мысленно объять всю широту достигнутого знания и практики вхождения в глубину. Наши четыре дисциплины работают, соответственно: с внешними материальными объектами («материальная дисциплина»), с психофизической энергией («энергетическая дисциплина»), с ментальными актами («ментальная дисциплина») и ментальными формами («морфологическая дисциплина»). Естественно, эти четыре дисциплины – лишь одни из многих возможных.

Материальная дисциплина основывается на трудах даосов и китайских буддистов, а также на опыте ученых Вавилона и Александрии, опыте арабской и западной цивилизаций. В своей совокупности и непрерывности развития, трансформаций и деформаций, их труд получил название «алхимия». В конце XVIII века алхимия постепенно пришла в упадок, передавая многие из своих открытий, процедур и инструментов, в руки нарождающейся химии.

Энергетическая дисциплина берет своё начало в Малой Азии: это орфизм и дионисийство, которой получили распространение на Крите и в Греции, пережив определенные трансформации и, в конце концов, уступившие христианству. В определенной степени её предшественниками можно также считать шиваизм и тантризм, богатые источники духовного опыта.

Первоисточником ментальной дисциплины является главным образом ранний буддизм. С целью установления различий между ментальными актами и ментальными объектами мы будем учитывать строгий словарь определённого философского течения современности, а именно феноменологии.

Морфологическая дисциплина находит своих предшественников в русле тех доаттических учений, которые процветали под влиянием Востока, а именно: Египта, Малой Азии и Месопотамии, как в случае пифагорейской школы.

Работа в дисциплине ведётся на основе своего рода шаблонов, повторяющихся на каждой стадии (шаге) процесса, до тех пор, пока оператор не достигнет нужного результата (внутреннего регистра). Весь процесс условно разделен на 12 шагов, разбитых на "четверти". Подобно тому, как каждый шаг имеет своё обозначение, приближающее оператора к идее нужного регистра, каждая новая четверка представляет собой существенную перемену.

Например, в материальной дисциплине основные этапы процесса (четверти) сводятся к структуре многих универсальных мифов: рождение и жизнь, смерть и темнота, воскрешение и восхождение. Исходная материя, киноварь (смесь серы и меркурия), претерпевает все трансформации, предполагающиеся на каждом шаге дисциплины, в то время как оператор отмечает аллегорические параллели с происходящим. В действительности "тело", переживающее трансформацию, является не чем иным, как ментальным представлением оператора. В связи с этим недостаточно лишь выполнять операции с материалами: необходимо, чтобы оператор "резонировал" ими в процессе трансформации. Данная дисциплина работает с ментальной системой высокой степени аллегоризации и ассоциативности; при этом в реализации каждого шага оператор должен получить чёткие внутренние индикаторы. К примеру, на 9-м шаге, показатель успешно завершённого шага – "аромат жизни", похожий на запах, который исходит от новорожденных. Мягкий аромат, который проявляется при помывке тела с плотной водой, хорошо служит для подтверждения мифического аргумента. На 11-м шаге операция называется "триумфом антимония", благодаря яркому свету, удивительным образом распространяющемуся по сосуду, сопровождая изменение качественных характеристик тела. Изменение этих характеристик алхимики называли "трансмутацией".

В энергетической дисциплине, работа начинается с аккумулирования психофизической энергии в районе вегетативно-сексуального нервного сплетения, которое мы называем "воспроизводительное сплетение". Изначально следует уяснить, что сплетения не являются производителями психофизической энергии, а служат источниками ощущений и ориентирами для внимания. Работа со сплетениями позволяет достигнуть подвижности образов и регистров, изначально визуальных и внешне-тактильных, а затем подвижности регистров и образов внутри-тактильных и синестетических. До сих пор традиционным считалось "поднимать" энергию из воспроизводительного сплетения вверх по спине, таким образом, нервный импульс проходит по ключевым сплетениям позвоночника, перетекая в переднюю часть тела. В данном случае энергия поднимается по сплетениям, по передней части тела, встречая на своем пути препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы достичь вершины и "света".

Рекомендована следующая последовательность в подъеме энергии: образование заряда в воспроизводительном сплетении; от него к надбрюшному сплетению, чуть ниже пупка (отмечается волна тепла и распространение энергии по всему телу); от надбрюшного сплетения к солнечному сплетению (отмечается напряжение и движение в теле, включается моторика); от солнечного к сердечному сплетению (эмоциональный всплеск, волна эмоций); от сердечного сплетения к глоточному, расположенному в центре горла под гортанью (тепловая волна поднимается к голове); от глоточного сплетения к центру головы, за глазами, до так называемой «вершины» или «точки контроля» (проявление света, цветов, быстро сменяющихся образов). Такова первая четверть.

Задача второй четверти заключается в энергетической сенсибилизации, так как первая четверть была посвящена производству энергии и ее направлению вверх, а третья – энергетической трансформации. Трансформация энергии происходит на 11-м шаге, при мобилизации максимально возможного заряда и последующей регрессии. Отмечаются изменения в общей энергетике организма, существенное изменение ментального "тона". Явления, характерные для проявления внутренней силы, сопутствуют во всех сплетениях. Циркуляция света, сияющее сознание.

Суть ментальной дисциплины — в поиске той свободы, которая позволяла бы оператору, преодолев детерминизм самого сознания, восходить к универсальным структурам. Modus operandi данной дисциплины — медитация. Существует несколько видов медитации. Например, так называемая естественная медитация, во время которой мышление становится отражением стимулов; речь идет о свойстве сознания размышлять о том, что оно воспринимает из среды. Строго говоря, в данном случае речь не идёт о типе медитации, а скорее о естественной активности сознания, которое старается выделить явления, которые ставят перед ней природа или социальная среда.

В свою очередь, при простой медитации мышление становится нечто большим, чем простым отражением, разум ищет разгадку тайн, корни интересующих человека вопросов. В данном случае мы уходим за пределы "диктатуры" объекта, который появляется перед нашими глазами, изыскивая способ раскрывать неизвестное. Такое отношение к поискам, разгадкам, последовательному изучению чего-либо – не что иное, как мост к ментальной дисциплине, представляющей собой третий тип медитации. Простая медитация необходима для того, чтобы подготовить сознание, постепенно избавляя его от иллюзий, раздражающих конфликтов или же просто посторонних мыслей.

Ментальная дисциплина подчёркивает значение актов сознания, а не объектов сознания, хотя есть необходимость постоянно соотноситься с ними. Оператор плавает в море уверенности и сомнений, точности и двусмысленностей до того, как находит истинную экспериментальную точку. То есть, хотя шаги чётко описаны, опыт каждого - непростое задание; и оно осуществляется, пытаясь разными путями найти точное значение. Тогда появляется достоверность и уверенность медитации.

Таким образом, определив полосу работы данной дисциплины, оператор начинает с того, что проникает в собственное сознание, постепенно погружаясь в него, чтобы открывать на 5-м шаге сущность ментальной формы и, преодолевая её, прикоснуться к универсальным структурам.

В опыте последней четверти ментальной дисциплины (11-м и 12-м шагах), оператор открывает, что бытие и небытие одинаково существуют; исчезает всякое различие между «мной» и «другим» и между вещами; всё одинаково есть, оно существует везде и во всём.

В морфологической дисциплине оператор работает с ментальными объектами, формами, но помещая себя внутри них. Собственное «пространство представление» обретает последовательные геометрические формы в течение первой четверти, а во второй речь идёт уже о работе с внутренним вакуумом. В третьей же четверти задача связана с общением между пространствами: жизнь в пространстве представления и пространство представления в жизни; работа с содержанием и пределом. Читаем 11-й шаг: «Ввиду содержащей формы представления и предела я признаю пространственную "дистанцию", это перспектива, с которой я наблюдаю представление и предел; потому что, если я придерживаюсь представления и потом предела (или наоборот), есть всегда перспектива, которая сравнивает задержание представления с пределом (и наоборот) оказываясь иллюзией, что перспектива - часть этого представления или этого предела. Следовательно, я признаю перспективу, которая действует в соприсутствии. Чтобы поддерживать эту "перспективу", не наблюдая её с другой точки (так чтобы он не превратился в новый объект нового ментального акта), я изолирую восприятие и представления до того, как обретаю "тишину" внешних и внутренних чувств, и "тишину" всякого представления (настоящая, прошедшая или воображаемая в будущем). Я постараюсь молча угасить всякий импульс, оставаясь только в синестетическом регистре, ощущение, которое я углубляю к "сзади", до мгновения, когда останавливается всякое пространственное и временное представление... Время вечное, безграничное пространство, невыражаемые значения... Я вошел в "глубину", растворился в глубине».

Итак, дисциплины ведут оператора в мир глубинных пространств. Завершив процесс, человек способен сам управлять процессом восхождения, без шагов, четвертей и шаблонов, конструировать свой собственный путь в глубину на всю жизнь.

Работа школы Сило в мультикультурных Парках изучения и медитации

Само понятие «мультикультурность» подразумевает для нас не только уважение к «другому», толерантность, но и конструктивное взаимодействие, единство в многообразии культур на основе взаимного признания их гуманистических вершин и глубинных общих корней. И что еще важнее - возможность совместного переживания глубоких духовных состояний людьми разных конфессий и атеистических установок, не теряя при этом свою идентичность.

В поисках общих корней было проведено масштабное исследование древних культур и духовных традиций мира. На этой основе определились общие архитектурные черты парков изучения и медитации, их основные объекты.

Входные ворота

Входные ворота обозначают определенную границу, разграничение между двумя пространствами: пространством внешнего мира и уютом нашего дома, шума и тишины; разделение между будничной суетой и внутренним сосредоточением.

Однако входные ворота не только разделяют, но и открывают, связывают, приглашают войти. Так происходило со всеми воротами в различных культурах и географических широтах, призванных отделять мирские удовольствия от священного. В этих духовных традициях входные ворота обозначают перемену внутреннего состояния того, кто через них проходит, например, как в случае японских традиционных ворот тории. Тории указывают вход в святилища шинту, а те из них, что располагались прямо в воде, служили ранее водными воротами для тех, кто приплывал на лодках с соседних островов. Подобно этому входные двери синагог и церквей разделяют пространства для верующего.

Среди других примеров упомянем ворота-торана, которые ведут через ограду к буддийским святилищам – ступам; китайские пайлоу, резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева; а также некоторые сооружения коренных народов Латинской Америки вокруг церемониальных мест, как, например входные двери Тигуанако на боливийском Альтиплано. Существуют ворота из дерева, камня, метала. Но главное все же не материал, из которого они изготовлены, а та роль, которую они выполняют: находясь в определенных местах, они указывают на возможность преодоления порога, приглашают войти в иное пространство.

Вдохновением для создания входных ворот мультикультурных парков послужили традиционные синтоистские арки.

Монолит

Путешествуя через пространство и время, мы повсеместно обнаруживаем архитектурные формы, подобные монолитам, которые в старину называли «осями мира»; утверждается, что именно они соединяют небо и землю.

Было легко подняться к небу по дереву или лиане, по лестнице или шесту, или по горе. Шаман имеет доступ в иной мир, он путешествует по другим измерениям, чтобы излечить больные души; птицы, деревья или же шесты могут помочь шаману в лечении.

Для древних кельтов лес был храмом природы. Лесная поляна была тем символическим центром, где человек соприкасался со святым. Друиды, жрецы в белых одеяниях открыли силу чудесного знания в стволе дуба. Волшебник Мерлин, говорящий на языке птиц, черпал свою мудрость из. И во многих других культурах дерево символизировало ось мира и представляло собой ту основу, которая объединялась корнями с глубинами земли, одновременно поднимая свои ветви к самому сердцу неба.

Помимо растений, лиан и деревьев, мы найдем упоминания о лестницах, например о лестнице Иакова. Он увидел во сне лестницу, достающую до неба, по которой спускались и поднимались ангелы.

В Древнем Египте использовались в великом множестве обелиски, вытесанные из единого каменного блока, и обычно имеющие надписи. Древние египтяне верили, что солнечные лучи имеют силу воскрешения умерших, а также считалось, что сам Бог находится внутри монолита. Во времена фараона Эхнатона обелиски и пирамиды считались окаменевшими солнечными лучами, символами святого центра мира, которые соединяли небо и богов с землей.

В мультикультурных парках располагаются современные монолитные обелиски, сделанные из нержавеющей стали, которая обозначает пространственно-временные координаты создания парка.

Фонтан

В мифологии всех народов, также как и в истории сотворения мира, вода являлась источником жизни, с бесчисленным количеством добродетелей, таких как исцеление, воскрешение, плодородие. Вода символизирует основную субстанцию, вещество, из которой рождаются и к которой возвращаются все формы жизни.

Традиционно вода ассоциировалась с женским началом, также как огонь – с мужским, и в архаических культурах вода была проявлением священного; испокон веков союз луны, воды и женщины считался кругом плодородия.

В мифологии коренных народов Латинской Америки знак воды изображался в виде полной чаши, в которую падает капля, рожденная облаком. В Месопотамии вода и рыба также считались символами плодородия. Любопытно отметить, что в островной мифологии обнаруживаются похожие мифы. Так, например, есть миф с острова Йокута о том, как одна девушка потеряла девственность, позволив дождю касаться ее тела; а индейцы прима из Нью-Мексико полагали, что прекрасная женщина, мать-земля, была оплодотворена каплей воды, упавшей с тучи.

В древней Индии словом «лингам» назывался огненный столб, связывающий небо и землю, одновременно разделяя и соединяя их. Лингам и йони индуистских алтарей показывают нам, что существование разделяется на два начала, соединяющихся в единое целое: мужское и женское.

Итак, йони-лингам символизирует энергетический союз мужского и женского начал. Тантра видит в йони-лингаме чудесное отражение Бога внутри нас, той креативной энергии, что дарует мышление и рождение новой жизни. Фонтаны в парках изучения и медитации продолжают эту древнюю традицию.

Мультикультурный зал медитации

Согласно древним свидетельствам, в определенных случаях в жизнь людей вторгаются необычные переживания, которые принято называть духовными. Этот опыт иногда столь значим, что решительно меняет направление жизни как отдельных людей, так и сообществ, и даже целых народов.

С того момента, как человеческий род начал свой путь, люди всегда пытались найти или соорудить определенное пространство, помещение, где в одиночестве или в окружении других людей могли соединиться с высшей реальностью. В этих непрестанных поисках многие народы использовали в качестве священных помещений рельефы окружающей природы. Священными пространствами древние считали лесные поляны, пещеры в горах или острова.

Погребальные усыпальницы были первыми сооружениями, вокруг которых собирались наши далекие предки, чтобы почувствовать присутствие той, другой действительности. Однако со временем эти примитивные формы претерпевали различные изменения и, с течением веков, трансформировались в монументальные ступы.

Грандиозные ступы полусферической формы, завершающиеся конусом, расположены сегодня по всей Индии и другим странам Азии.

Начиная со времен Древнего Египта и до наших дней, мы находим огромное разнообразие форм и размеров этих специальных сооружений; все они, несмотря на свои различные внешние формы, в различных исторических эпохах и культурах, отражают те же духовные поиски и потребности человека в единении со священным.

Обращаясь к современным мультикультурным паркам, мы видим, что зал пуст. Здесь нет ни икон, ни каких–либо изображений или символов, чтобы каждый человек независимо от его вероисповедания или атеистических установок мог чувствовать себя комфортно и сосредоточиться на своем внутреннем мире. Это полусферическое пространство объединяет людей, которые располагаются по кругу вокруг центра.

К зданию примыкают четыре симметричных входа, защищенных снаружи.

Форма зала напоминает тибетскую мандалу или чакану южноамериканских индейцев.

Известно также, что многие православные соборы, например, собор Александра Невского в Софии, создавались по данному принципу, олицетворяющему идею гармонии мироздания и человека в их неразрывном единстве.

Итак, мультикультурный зал представляет собой пространство для воссоединения с тем священным, что находится внутри каждого и связывает нас с единым. Это место, которое создает подходящую обстановку для медитации и церемоний, в частности, для работы с внутренней Силой и направления ее близким, дорогим людям, планете.

Стела или стена признания

Стелы, обычно высеченные в камне, исторически свидетельствовали о событиях, значимых для той эпохи, в которой они были построены; так, например месопотамские, египетские, шумерские стелы, стелы индейцев майя.

В парках изучения и медитации стелы обычно содержат выгравированные имена всех людей, которые поддерживали строительство парка.

В случае Парка Пунта-де-Вакас построен целый двор стел, в которых представлено выступление Сило 4 мая 1969 г. на семи главных языках мира: испанском, английском, русском, китайском, хинди, арабском и иврите.

Парки в мире сегодня

Постепенно строится все больше парков, образуется своего рода сеть парков. В них будут проводиться культурные, научные, духовные, словом, самые разнообразные мероприятия, не только в присутствии граждан данного города или региона, но и через сети интернета, в реальном времени, на всех континентах.

В настоящее время, кроме исторического парка Пунта-де-Вакас, работают ещё 20 парков, в разных странах на пяти континентах, среди которых:

Парк Аттильяно — Италия

Парк Банахау — Филиппины

Парк La Belle Idée — Франция

Парк Холит — Израиль

Парк Хандроли ашрам — Индия

Парк Марракуене — Мозамбик

Парк Монтесилло — Боливия

Парк Каукая — Бразилия

Парк Каркаранья — Аргентина

Парк Ля Реха — Аргентина

Парк Манантялес — Чили

Парк Ред Блафф — США

Парк Толедо — Испания

Парк Микебуда — Венгрии



[1] Сило — это литературный псевдоним южноамериканского мыслителя, писателя, духовного наставника Марио Родригеса, родившегося 6 января 1938 г. в Мендосе, на границе Аргентины и Чили.

[2] В классической психологии «транс» понимается как «состояние диссоциации сознания, характеризуемое временной приостановкой всех волевых движений и существованием определенной автоматической активности». См. статья из «Diccionario Enciclopédico de la Psique» B. Szekely. Ed. Claridad. Buenos Aires, 1975.

[3] Перевод с древнекитайского здесь и далее Лукьянова А.Е.


Обсуждение:

Вопрос: Сколько времени занимает прохождение всех двенадцати ступеней в той или иной дисциплине?

Ответ: До недавних пор было четыре года. Но с накоплением опыта этот процесс был ускорен. Он теперь четко определен во всех четырех дисциплинах, и ученик может быстрее приблизиться к точным внутренним индикаторам своего вхождения в глубину. Сейчас весь процесс, включая подготовительный этап и саму дисциплину, можно пройти за год, хотя многое здесь зависит от самого ученика. В общем, существует три фактора, обеспечивающие успех работы: первый – четкое намерение, цель работы и эмоциональный заряд, внутреннее стремление человека к серьезной работе. Второй фактор: работа в группе учеников, обмен опытом, каждая такая группа собирается по возможности раз в неделю. Раз в месяц происходит встреча всех учеников определенного парка; работа в особой атмосфере парка – это третий фактор.

Вопрос: В процессе обучения вырабатывается какой-то подход, психотехника, дисциплина, которая потом будет всегда повторяться?

Ответ: Каждый человек имеет предрасположенность к какой-либо дисциплине. Он сначала выбирает для себя ту дисциплину, которая ему больше подходит, резонирует внутри. После года обучения человек может сам построить свой подход, выделив для себя самые прогрессивные моменты проделанной работы. Из этих компонентов он тогда создает собственный путь вхождения в глубину. Но у человека должно быть сначала четко представленное намерение, и он должен учиться управлять этим процессом.

Вопрос: Возможно ли постижение одной из дисциплин, а потом переход к другой дисциплине, последовательное постижение каждой из дисциплин? И возможно ли параллельное постижение дисциплин?

Ответ: Теоретически возможно последовательное постижение каждой из дисциплин, но пока на практике не возникла такая необходимость.

Вопрос: Каково различие между третьей и четвертой ступенью? Или это не принципиально?

Ответ: Мы просто в таком порядке описывали все четыре дисциплины. Третьей по счету была ментальная дисциплина, а четвертой описывали морфологическую. Ментальная дисциплина работает с ментальными актами, а морфологическая – с ментальными формами.

Вопрос: Возникает вопрос о целях. Люди приходят с разными мотивациями, с разной степенью подготовленности, что ваше учение может им дать, какого результата они должны достигнуть?

Ответ: Тем людям, которые приходят в наше движение, небезразличны их внутренние переживания. У каждого они уникальны. Но всем предоставляется возможность преодолеть свое страдание, своими усилиями достичь состояния вдохновленного сознания; и, конечно, они могут научиться передать достигнутый ими опыт.

Вопрос: Но цель ведь не в переживаниях, это скорее побочные эффекты? Например, в тибетском буддизме: возникающие в процессе практики всевозможные визуальные переживания – это как раз то, от чего нужно избавляться, потому что они только заслоняют конечную цель – освобождение.

Ответ: Наш путь – также путь освобождения своего сознания, путь к просветлению. Вдохновленное сознание может проявляться в виде разных состояний. Например, кто-то может понять все сразу и испытать состояние просветления. Понятно, что такие состояния очень значимы для человека. В этом направлении и работают школы, развивая психотехники, но есть много общего между различными учениями.

Вопрос: Когда ищется нечто общее, всегда возникает сомнение, подозрение в искусственности. Например, слово «транс» – довольно смутное, а применительно к йоге – не совсем корректное, ведь цель йоги – не погружение в бессознательное, а выход за пределы сознания, достижение его чистоты. У Вас получается, что и бессознательное, и сознание, и сверхсознание, или транс и сверхтранс – это одно и то же.

Ответ: Я попытался обрисовать некий исторический процесс – начиная от древних религий до более развитых. У всех древних традиций были практики достижения измененных состояний сознания, которые я называю трансовыми, в том числе получаемые с помощью растений. Например, в индийской традиции, точнее, в первой книге «Йога-сутр», транс – это неуправляемый процесс получения мистического опыта. А в двух других книгах происходит уже осмысление мистического опыта, развитие в разных направлениях, когда транс преодолевается.

Вопрос: Получается, что создатели Вед, риши, принимавшие священный напиток сома, ставятся в один ряд, например, с пророчицами-пифиями? Их состояния можно классифицировать как транс?

Ответ: Да, это одно и то же. Мы в этом случае не ставим никакой иерархии, мы говорим просто о трансовом состоянии, полученном с помощью субстанций.

Вопрос: Но Веды – самые священные тексты Индии, их не стоит сравнивать с бессвязными пророчествами пифий, сома – это не опьяняющий напиток, а галлюциногенный.

Ответ: Но и том, и в другом случае присутствуют некие субстанции, которые позволяют добиться определенного состояния. Мы не стремимся оценивать, что лучше, а что хуже. Мы оцениваем возможности управлять процессом. Это важно, потому что здесь шаг вперед в развитии сознания. Много уже сделано для этого. Трансовые состояния могут возникать в определенных случаях, можно их контролировать, учиться их останавливать, когда это нужно. Это самый главный пункт. Многие люди могут достичь таких состояний на определенном уровне развития сознания.

Вопрос: Используются ли у вас современные методы, разработанные в наше время, для вхождения в такие состояния? Например, как у С. Грофа – холотропное дыхание?

Ответ: Практики холотропного дыхания мы не используем. Ведь без психолога, ведущего, сопровождающего каждого человека в его «путешествии», просто в условиях группы это был бы неуправляемый процесс.

Вопрос: Есть ли у вас информация о состояниях измененного сознания, которые происходят спонтанно, неуправляемо?

Ответ: Такое часто происходит в процессе обучения, на первых ступенях. У людей могут возникать некие спонтанные состояния. Но есть психотехники, позволяющие сделать эти процессы контролируемыми.

Вопрос: Есть ли вашей школе практики осознанных сновидений?

Ответ: У нас нет такой практики, нет такой дисциплины, но в исследованиях школы есть монографии на эту тему, но только как теоретические исследования.

Вопрос: Возникающие в процессе обучения измененные состояния сознания всегда трудно вербализуемы. Как вы справляетесь с этой ситуацией, откуда берете терминологию для описаний?

Ответ: Эти термины есть во всех мировых традициях: например, «экстаз», «восторг», «осознание». На основании этого мы строим свои классификации. Есть разные состояния, каждое из которых имеет свои четкие характеристики. Мы пытаемся, принимая во внимание намерения и уровень человека, достичь того состояния, которое называется осознанием. Тут можно говорить об иерархии состояний. В конечном итоге, приходит состояние некоего глубинного понимания всего происходящего. Конечно, пребывать в таком состоянии постоянно невозможно, но можно контролировать достижение этого состояния. Вообще, такие состояния возможны и для деятелей науки, философии, искусства. Например, Кандинский писал о духовном в искусстве и о вдохновении как состоянии. Это может быть интересно для каждого человека, чтобы совершенствоваться духовно, это важно и для всего общества, так выражается стремление к лучшему. Например, Будда после своего просветления не остался в нирване, а решил вести к просветлению живые существа, проявив к ним сочувствие.

Вопрос: Мистический опыт христианства у вас тоже рассматривается? Например, видения Иоанна Богослова, носящие предсказательный характер, - в ваших практиках есть нечто подобное?

Ответ: Безусловно, мы признаем важность христианского мистического опыта, особенно яркий пример такого опыта – это молитва сердца в исихазме, как путь, преодолевающий транс, контролирующий его для достижения полноценного просветленного состояния сознания. Есть и другие интересные практики, и в католичестве тоже.

Вопрос: В чем заключается подготовительная работа в вашей школе?

Ответ: Подготовительный этап работы включает психофизические практики, самопознание, психологические тренинги, которые помогают человеку обрести определенную внутреннюю гармонию, подготавливают ученика к освоению дисциплины.