Кондратьев Андрей Викторович, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ
   
Мандейское христианство

  Мандеи – это живая гностическая традиция, существовавшая до появления христианства на территории Палестины и Древней Месопотамии. Многие отождествляют их с назореями, поздними иудейскими гностиками, из общины которых вышел Иисус-Назарей. Однако в священном писании самих мандеев, в книге «Гинза», образ Христа-Лжемессии, брата Шамиша, Венеры и Сатурна, - это образ падшего Духа и создателя лжерелигии. Можно ли относить мандеев к «христианскому гностицизму»? Каково их учение об Истинном Боге Хибил-Зиве? О духовных сущностях-Утрах и о «людях этого Эона»? Почему, исходя из библейской веры, гностики-мандеи противопоставили себя всем религиям «библейского корня», а также и самому гностицизму? За что их преследовали иудеи? Как выглядит мандейская традиция сегодня? Есть ли она – продолжение сабейства, либо его исток?  
   
Предварительные заметки.

  Здесь мы рассматриваем христианство как весть о Христе-Спасителе, имевшем сверхчеловеческую природу. Эта весть может быть как спокойной, так и тревожной. Раннее христианство может быть представлено как палитра «ересей», коим, по слову апостола, «подобает быть». 
  Ересь – это, в переводе на наш современный язык, «метафизическая школа или учение». Сначала эти учения необходимы, им «подобает быть», они, что называется, «создают почву». Но затем их отсекают, так как историю всегда пишут победители, отсекая всё «лишнее».  
  Мандейская «ересь» - это интереснейшая метафизическая школа, адепты которой зовутся «мандеями», а жрецы – «назореями». Она существовала до Рождества Христова, и потому, когда Христа именуют «Назореем», используя обозначение мандейского жреца, рождаются разные гипотезы. 
  Начиная с 19 века была группа учёных-библеистов, считавших, что город Назарет, из которого происходил Христос, был городом, где проживало много мандеев, и оттого он и получил своё название. 
  Другие считали, главным образом, эзотерики или авторы, склонные к альтернативной истории, считали, что города Назарет во времена Иисуса Христа не существовало, а было лишь упоминание «Христос-Назарей», откуда и пошла «опечатка». 
  Наконец, третьи считали, что Христос сам был мандейским жрецом, и потому он был Назареем, как это и сказано у основателя «новой хронологии» - Н.А.Морозова: В первом томе знаменитого восьмитомника «Христос» основатель новой хронологии Н.А.Морозов (1854-1946) говорит, что само слово «Христос (χριστóς) значит просто: помазанный, посвящённый, а в специальном древнем смысле: посвящённый в тайны оккультных знаний. <…>. Действительно, переведём греческое Христос на еврейский язык, и мы получим слово назорей, а в применении к Спасителю – Иисус Назорей, как Он и назывался по-еврейски в Палестине, потому что на еврейском языке нет даже и слова Христос. А вот что говорится в Библии о назореях, т.е., посвятивших себя хотя бы временно изучению оккультных наук» (Морозов, Н.А. Христос. Том 1. Небесные вехи земной истории человечества. – М.: Крафт+, 2003, с. 103-104).
  Это могло бы показаться курьёзом, каковым такую гипотезу считает большинство рациональных учёных. Но есть один факт, угнетающий строгую однозначность. Это – данные самой мандейской традиции, существовавшей задолго до прихода Христа. 
  В мандейских священных книгах, писавшихся в разное время, рассказано, что Христос был носителем мандейского посвящения, что он был инициирован в жреческий сан Сыном Света по имени Яхья. Речь идёт о Крещении во Иордане: фигура св. Иоанна Крестителя (Яхья – это «Иоанн», как он пишется в мандйских книгах) – эта фигура для мандеев священна. Иоанн – носитель последнего Эона, пожелавшего вочеловечиться в нашей земной истории. И потому он для мандеев важнее, чем Христос, а последний (как Еšu Mšiha) относится к лжепророкам. 
  И тем не менее, мандеи – христиане, если считать христианством весть о Христе как Сверхчеловеке. В их восприятии Христос – сродни тавмтургам, только его чудотворения странны и опасны. Весть о Христе, содержащаяся в книгах мандеев – это необычайно древний источник, сопоставимый с данными Иосифа Флавия и Иустина, Евсевия и Иеронима. И потому их история – это история раннего христианства, равно как и история гностицизма и манихейства (последнее многим мандеям обязано, ведь основатель Мани Хайя был посвящён в традиции элькасаитов, тогда как последние были также мандейскими назареями, верящими в верховного Бога мандеев – Второго Адама или Эль Касаи – отсюда и их название). 

Коротко об источниках

  При изложении мандейского свидетельства о Христе у нас будет два источника. Нашими источниками будет «Гинза», иначе именуемая «Тайная книга мандеев» или «Liber Adami». Гинза была переведена уже в 1925-м году, и сделал это крупнейший мандеевед 20 века – Марк Лидзбарский. Гинза – это огромная, на 600 страниц космологическая поэма, с гимнами, описаниями посмертной судьбы душ, а также ангельских иерархий, деяний Спасителя и мн. др. В отличие от большинства священных текстов, Гинза имеется в двух вариантах Это – так называемые «Левая Гинза» и «Правая Гинза», сокращённо – GL и GR. Во время мандейской литургии обе Гинзы находятся перед священником на аналое: левая – слева, а правая – справа. Отсюда и такие названия.  
  Другой источник – это мандейская «Иоаннова книга», опубликованная Марком Лидзбарским в 1905 году – это подробное описание Иоанна Крестителя как одного из мандеев и Иисуса как лжемессии.  

Историческая справка.

  Мандеи Ирана и Ирака – это единственные в мире прямые наследники гностицизма 2-3 вв. н.э. Гео Виденгрен считает, что без знания мандейской литературы у нас не будет правильного понимания позднеантичного гностицизма (Widengren, Geo. Die Mandäer. // Handbuch der Orientalistik. Leiden, 1961, Vol. VIII, part 2, p. 98).  
  В исламском мире мандеев называют сабими или сабеями (от арамейского sba – крестить). В Коране они относятся к «людям книги».  
  Преследования мандеев суннитскими экстремистами – это печальный факт истории 21-го века. Трагедия Ирака.  
  Сегодня мандеи – это диаспора, мандейские общины (семьи) проживают в США, Канаде и Австралии…

Подвиг двух человек.

  Начало серьёзному исследованию мандеев положили два факта.  
1. Усилия леди Дровер (Lady Ethel Stefana Drower, 1879–1972). Она была женой английского посла в Ираке, дружила с мандейскими жрецами и получила от них по большой дружбе много священных текстов. 
2. Усидчивость Марка Лидзбарского. В 1920-е им была подготовлена серия первоклассных переводов, которыми все мы до сих пор пользуемся. Спасибо этим двум людям.  
   
  Возраст мандейских текстов сильно отличен от возраста манускриптов, древнейшие из которых датируются 16-м веком. Чаще всего мы имеем дело с рукописями 18-го или 19-го веков, передающих идеи намного более древние. Во многих документах отражены события захвата Ирака мусульманами в 640-е годы, и потому там так много открытых ссылок на реалии мусульманской веры. К пимеру, св. Иоанн Креститель именуется в «Иоанновой книге» по-арабски «Яхья», а в Гинзе говорится, что «после иранских царей будут править арабские цари. Они будут править 71 год». 
  Также обильны пересечения и с манихейством. Учёными было установлено, что некоторые из «Псалмов Фомы», одного из апостолов Мани, были заимствованы из мандейского молитвослова. А поскольку манихейская Псалтырь датируется 275-300 годами н.э., то выходит, что её мандейский первоисточник ещё более древний и относится как минимум к 3-у веку н.э. По основной на сегодня теории, мандеи пришли откуда-то с Запада и расселились по Югу Вавилонии во второй половине 2-го в. н.э. Райценштайн и Бультман полагали, что мандеи имеют дохристианское происхождение. Но другие учёные им возражали, говоря, например, как Петерсон, что школа мандеев возникла не ранее 8-го в. н.э. 
  Эта позиция была аргументиованно опровергнута. Три ведущих специалиста по мандеям – Э.С.Дровер, Р.Мацух и Курт Рудольф независимо друг от друга высказали мысль, что религия мандеев имеет глубоко дохристианское происхождение, как о том и писал Лидзбарский.  

Мессианство Христа

  Теперь же пойдет речь о Христе. Христос книги «Гинза» - это ложный Мессия. Ангел Света, от лица которого ведётся повествование в Правой Гинзе, рефреном повторяет одну и ту же фразу: «Я учу вас, о мои апостолы, о лживом Мессии». Его появление в мировой истории – это факт истории иудаизма. 
  Христос – это сын Рухи (Ruha dQudsa), один из семи планетарных ангелов – по своей небесной истории и Ромей – о своей истории земной. Уже одно это дважды противоречит христианской модели, где Христос на Небесах рождается от Отца (а не от Матери-Рухи), а на Земле – от матери-еврейки. Версия о Христе – сыне римского сотника Пандиры происходит из Талмуда (Иисус Христос в документах истории. Сост. Б.Г.Деревенского. – СПб.: Алетейя, 2007, с. 270 сл.). 

  Все «деяния Иисуса» в Гинзе можно условно поделить на несколько эпизодов. 

Эпизод 1. Появление Христа в мировой истории

  Вся эта история, от сотворения Адама до Страшного Суда, длится 480 000 лет (ПГ, 378). 
  Рассказ библейской истории совершается в виде апокрифа: 
 191. «Затем является Христос, пророк иудеев. Он окликает Планеты, формирует из них свою партию и все (они) начинают сражаться на его стороне. Семь Дэвов, лжецов, обманывают всех детей Адама. 
Первый – это Шамиш (Samis), то есть, Солнце. 
Второй – это Святой Дух, Эстра (Estra). Это – Венера, она же – Либат (Libat) или Амамит (Amamit).
Третий зовётся Нбу (Меркурий), ложный Мессия, который искажает хвалебные речи (предсказания о Мессии – А.К.)
Четвёртый – это Син (Луна) по имени Саурэль (Saurel).
Пятый – это Кеван (Kewan), он же Сатурн.
Шестой – Бей (Bei), он же Юпитер.
Седьмой – Нериг (Nerig), он же Марс. 
  Дэвы из дома Шамиша дарят своим почитателям золото и серебро и тучность живота. Он (Шамиш) направляет в сей мир своих послов, и те вводят людей в почитание Солнца и Луны. 
  Дэвы из дома Либат напускают на сынов человеческих безумие, прелюбодеяние, нечестие, разврат, похотливость, чувственность, страсть, пение и ворожбу. 
  Дэвы Нбу-Христа нападают на сынов человеческих коварно, распространяясь среди них, изымая их из семей, утаскивая их в горы и на равнины» (Правая Гинза, I: 191-195), по всей видимости – ради совершения своих «нечестивых» богослужений.
  Здесь особенно интересно появление темы «Христос-Меркурий». Это – зародыш идеи «Христа-Вотана» в германской ариософии, к примеру, Перита Шу. 
  Добавим к тому, что священный язык мандеев, восточноарамейский – это, по сути, германские руны, см.: Юревич Дм., свящ. Археологические открытия последних 50 лет, важные для изучения Священного Писания. // http://www.bible-mda.ru/e-books/html/yurevich_d-archaeology-50.html)...  

Эпизод 2. Дэвы приходят к Христу 

  Дэвы, имя которых – Эстра (Астрта? – АК) приходят к Христу и бросают в сердца людей распутство, измену, песню, танец и порочность. Эти Дэвы – великие колдуны. «Они любят грязь, кровь и менструальные истечения, любят кощунство и ложь. В огне им является тот Христос и призывает к себе своих почитателей» (ПГ, 128).  

Таким же образом к Христу приходят Дэвы и из других шести домов: все их легионы Христос направляет на Землю, чтобы они совершали разные пакости и вредили людям.  
  Мотив эпифании Христа в огне – постоянный в Гинзе. В этом отличие Христа как Лжемессии от подлинного Мессии мандеев – Анош-Утры: последний в огне никогда не являлся.  

Эпизод 3. Колесница Огненная 

  Все Дэвы собраны. Далее начинается проповедь Христа, сначала на Небесах. Стоя на огненной колеснице, Христос-Амунэль совершает свои чудеса. Анош-Утра предупреждает апостолов, что огонь есть жилище Христа, а огненная колесница – его постоянное средство передвижения. Христос – это чудотворец, но чудеса его ложны. «Иисус-Спаситель» называет он сам себя. «Приидите, водите ко мне в огонь, в нём не сгорая – говорит он. И верьте мне» (ПГ, 52).  

Эпизод 4. Приход Иисуса в наш мир

  В годы правления Пилата Христос-Нбу-Амунэль-Иисус приходит в наш мир. И тут появляется второе имя Христа – Анош-Утра (по сути, тот же Енох, часто отождествляемый с Гермесом). «Анош-Утра приходит в (наш – АК) мир силой высшего Царя Светов. Он исцеляет больных, возвращает зрение слепым, очищает прокажённых, исправляет тела увечных, так, что они начинают ходить и отверзает уста немым. Силой Царя Светов он оживляет мёртвых» (ПГ, 53). Этими чудесами, совршёнными не своей силой, Анош-Утра завоёвывает верующих среди евреев и становится еврейским учителем.  

Эпизод 5. Шабаш духов горы Табдана

  Когда Нбу выходит из среды падших ангелов, его мать Руха д’Кушта начинает его призывать. В точке пересечения Небес и Земли, на горе Табдана, падшие ангелы собираются вокруг Иисуса. Они благословляют Иисуса маслом из рога и облачают его в огонь. 

Эпизод 6. Христос является в ином облике

  Он является к своим апостолам и говорит им: «Я пойду по воде. Идите со мной, и вы не потонете». Анош-Утра комментирует: «Н не делайте сего и не верьте ему. Если он будет вас притеснять и иных из вас погубит, то (и тогда) не бойтесь его. Если он погубит, то он погубит лишь ваше тело, но душа ваша будет пребывать в Земле Света. Не пугайтесь, не бойтесь Христа, Ромея, ничтожного, который искажает речения». (ПГ, 54).

Здесь Христа называют «Ромеем», то есть так, как именовали себя византийцы. Нёльдеке предполагал, что в арамейском тексте имеется игра слов: «ромей» и «лжец».  

Затем Христос продолжает творить «ложные чудеса»: он вырывает деревья с корнем и бросает их в море, летает между небом и землёй, подкидывает до небес своих учеников и многое многое другое. Целью всего этого атлетизма является убедить учеников, что именно он есть Господь. Совершая очередной «копперфильдовский» пируэт, Христос подлетает к ученикам с восклицанием: «Смотрите, я иду к вам с высот. Я – ваш Господь!» (ПГ, 55).

  Затем он приказывает Солнцу: «Спрячь своё сияние», и, когда оно угасает, приговаривает своим ученикам: «Смотрите, я сказал Солнцу, и оно спрятало своё сияние, ибо я – Господь, Спаситель!» (ПГ, 55). 

  Вообще, самопрезентация этого Христа поразительна. Он, например, прямым текстом называет себя «истинным Богом» (чего евангельский Иисус так ни разу и не сделал), а затем добавляет: «Я – первый, я же – последний посланник; я – Отец, я – Сын, я – Святой Дух. Я происхожу из города Назарета» (ПГ, 56). 

  Объясняя совершавшиеся им воскрешения мёртвых, Анош-Утра говорит, что всё это делалось так: Христос приказывал Дэвам входить в тела мертвецов, и те, якобы, оживали. Это напоминает ритуалы телестики, хорошо известные по трактатам герметиков и магическим папирусам.

Эпизод 7. Иоанн, сын Захарии

  Тут мы переходим к самому драматичному моменту – к моменту крещения в Ярдне. 
  Яхья (сын Захарии) учил ночами, а Йохана – вечерами. Яхья говорил своим ученикам:
  «О, ты заплутавший, хаотичный, испорченный мир! Твои мужья умирают и твои лживые писания будут закрыты. Где находится Адам, первый человек, который здесь (на Земле – АК) был главою Эонов? Где Хава, жена его, из которой произошёл к жизни мир? Где Ситил, сын Адама, из которого возникли миры и Эоны? Где Рам и Руд, которые относятся к эпохе Меча? Где Сурбай и Сархабэль, которые относятся к эпохе Огня? Где Сум и Ну, которые относятся к эпохе Потопа? Все они извлечены (из этого мира – АК) и не вернулись назад, и посажены здесь как Стражи в Тибиле (Тибиль – это наш мир, мир Страшного Суда – АК), подобному праздникам, которого ожидают миры и Эоны. (ИК, 93) 

  Посланником этих Эонов является сам Иоанн Креститель. После его проповеди дух его покидает тело, а его братья по вере стали молиться ему на горе Кармель. Там они читали вслух разные молитвы, и их моление достигает цели: к ним обращается сам Манда д’Хайе, который говорит следующее: «Я пришёл к тебе, о душа, которая послала тебя в Тибиль. В одеянии Восьмерицы (гностической Огдоады – АК) спустился я в мир. Я шёл в одеянии Жизни и пришёл в мир. Одеяние Седмицы принёс я, к Восьмерице пришёл я. Одеяние Семерицы взял я и сжал Восьмерицу рукою своею. Я взял её и беру её, я возьму её и не выпущу. Я взял её и держу её крепко, и злые духи должны превратиться в благих духов». (ИК, 94-95).  
  Душа человека, частичка света послана в Тибиль, в мир падения и Страшного Суда – а Манда д’Хайе туда спускается и её вытаскивает в высшие миры. 

  Спор между Яхьей и Иисусом Христом. 
  С. 105: «И сказал Яхья Иисусу Христу в Иерусалиме: «Собиратель не станет учёным и слепой не напишет письмо. Пустой дом не поднимется ввысь и вдова не станет девой. Зловонная вода не станет вкусной, а камень не станет мягким как масло». 
  Ответ Христа – всё то же самое, только наоборот. На это Яхья просит Христа дать ему разъяснение – в этом случае он обещает признать его мудрым Мессией. 
  Христос объясняет – ответ его сводится к тому, что Бог может дать что угодно, следует только у Него попросить. Затем Христос просит Яхью дать ему посвятительное крещение: все эти вопросы были своего рода испытанием, дающим допуск к центральному таинству мандеев. Христос просит Яхью прочитать над ним инициатическое имя, признавая себя учеником Яхьи. 
  Когда Христос это сказал, из дома Абатура пришло письмо: «Яхья, покрести лжеца в Иордане. Спусти его во Иордан и выведи обратно на берег». Затем на берега Иордана спустилась Руха в виде голубя и совершил над Иорданом крестный облёт. Вода под тем местом, которое облетела Руха, стала играть разными цветами. «Иордан, - воскликнула Руха, - ты освящаешь меня и освящаешь моих семерых сыновей».  


Мандеизм и христианство

  Чтобы понять, был ли «антихристианином» Фридрих Ницше, нужно понять, в чём он христианство упрекает и что он ему противопоставляет. Точно также и с мандеями. Если посмотреть, кто является субъектом мандейского Откровения, от лица которого ведётся повествование в «Гинзе» и в «Книге Иоанна», то окажется странная вещь.  
  «Я, Птахиль, являюсь защитником этого творения» (ИК, с. 9) – говорит о себе этот субъект. Далее он именуется «Добрым Пастырем» (с. 43 сл). Рассказ этого Духа о самом себе звучит совсем по-евангельски. Как и ницшевский Заратустра, он всюду использует евангельские примеры: «Аз есмь пастырь, любящий своих овец. Овец и агнцев я защищаю. На вые своей ношу я овец, и они не удаляются от деревни (ИК, с. 44). «Я рыдаю о моих овечках, а мои овечки плачут о самих себе» (47).  
  Мандейская вера – совсем не язычество, там нет никакого «звездопоклонничества», которое по старинке приписывают мандеям многие авторы. Напротив, задача религии мандеев – это дать людям выход в высшие, надзвёздные миры, преодолев средостение разных «чертей» и «обольстителей этого мира», как называются в мандейских писаниях знаки Зодиака и планеты (ИК, 62, 63). Чтобы закрыть версию о «сабейском звездопоклонничестве» окончательно, можно лишь вспомнить прекрасный образ из «Книги Иоанновой» (с. 93-94): «Планеты – это властные быки, которые ждут часа своего убоя. Дети Тибиля (Страшного Суда – АК) – это жирные агнцы, которые на рынке выставлены на продажу».  

Обсуждение 


1. Вопрос: Что можно сказать относительно датировки мандейских текстов?
Самые древние пассажи мандейских текстов восходят к первым векам нашей эры. Возраст рукописей сильно отличается здесь от возраста текстов. Последние написаны намного раньше, но при этом всё равно поздно, так как первично устное слово. Места, где жили мандеи, мало исследованы. Мандейские корни прослеживаются в поздних иудейских текстах, в Коране и в раннем христианстве. Вообще ранее христианство было скорее гностической религией, до IV века нашей эры в христианстве преобладало представление о Христе как об Эоне или ангеле, в частности, у ариан. Существуют гипотезы о происхождении мандеев из Палестины или, возможно, из Месопотамии, так как у них присутствует месопотамское почитание реки. На самом деле река выступает скорее как источник эманаций, это небесная река, по которой Эоны приходят в наш мир, посвящение в реке может быть рассмотрено как водная инициация, как передача Эонов.  
2. Вопрос: Существует ли какое-либо влияние индийской традиции на учение мандеев?
Существуют ближневосточные теории происхождения гностицизма. Есть и индийские аналогии, например, в вишнуизме, где речь о сизигии Эонов, именуемых «вьюхи». Там тоже присутствует логика эманации. Здесь наиболее интересна духовная составляющая, нежели поиск исторических контактов. Но если говорить о заимствованиях, похоже, что могло быть какое-то индийское влияние. Система вьюх в вишунизме возникает в третьем веке нашей эры. Был такой немецкий исследователь Николаус Кель, писавший в журнале «Кайрос». Вот он считал, что индийских влияний во всём гностицизме довольно много… Скажем, в учении гностика Валентина. Индоевропейский пласт в гностицизме весьма велик. Гностицизм имеет огромный неисследованный арийский субстрат. Существует арийский гностицизм, но и в нем присутствуют семитские наслоения, наряду с арийской есть также семитская терминология.  
3. Вопрос: В мандейской традиции истинным мессией считается Енох, но и Христос называет себя Спасителем, учителем. Как это сочетается?
Это вполне обычное явление для «шраманского периода», когда каждый новый учитель называет себя спасителем и претендует на истинность своего учения. А умысел всех лжемессий – это смутить народ. 
4. Вопрос: Чем практически занимались мандеи?
В основном они занимались ритуалом, во многом связанным со священной водой. Это была «вода Ярдны» - мандейского Иордана. Там были приняты очень частые омовения. Этим достигается очищение, вода понимается как основа жизни, это вода Духа Святого. Когда Христос принимал крещение в Иордане, на него сошел Святой Дух (Руха, «тайная мать»). Кружа над водой, Руха нарисовала в небе крест. Проекция креста падала на воду, создавая сияние. Все ритуалы мандеев подробно описаны в книге леди Дровер. 
5. Вопрос: В мандейской традиции о Христе говорится с осуждением, но почему тогда он получил силу и почему Яхья не увидел в нем лжемессию? Получил ли Христос свою силу от света? 
Ни один учитель не мог являться всезнающим, в том числе и Яхья. Христос мог околдовать его. Возможно, это архонты ввели Яхью в заблуждение. А по версии «Книги Иоанновой», к Яхье спустили послание от Абатура, где был приказ «крестить Иисуса-Лжеца». Нужно обратить внимание на то, что у мандеев была своя христология, несколько вариантов христианства. 
6. Вопрос: Является ли мандейская религия магической? 
Все религии так или иначе являются магическими. Распространенное представление о магии сформировано благодаря трудам антропологов XIX века. Но мир устроен так, что без участия духовных начал ничего не может произойти, любой ритуал имеет силу, даже если сама религия уже мертва. Когда имеется связь с духовным пространством, есть возможность нечто получить от него. У мандеев есть представление о циклах, в течение которых религия «переформатируется». По прошествии 2, 5 тысяч лет религиозная система уже не та, что была раньше. Может происходить взаимное обращение полюсов добра и зла, изменение вектора направленности, в качестве примера тут можно привести представление об асурах и дэвах. В принципе нельзя совершить магический ритуал, миновав Высшее Начало. Суть мандейской религии в том, что мы можем самоопределяться, признавая или нет реальность духовного мира. 
7. Вопрос: Насколько адекватно мы сейчас можем воспринимать древние знания?
Существует метод реконструкции, исходя из того материала, который сохранился до наших дней. Если идти от живых традиций, тогда всё встаёт на свои места. Элементы некой праиндоевропейской традиции могли сохраниться в славянском, кельтском, германском, римском вариантах. Эти традиции исходят от одного корня. Дюмезиль берет похожие мотивы и реконструирует некий каркас, матрицу, которая привязана к какому-то тысячелетию. Другому тысячелетию соответствует другая матрица. Религия была бы бессмысленной, если бы она не могла вывести за пределы самой себя. Понять работу системы можно только выйдя за ее пределы. Затем возникает новая религия, уже новая система. 
8. Вопрос: Где, помимо Ирана, проживают носители мандейской традиции?
Помимо Ирана, мандеи сохранились в Ираке, а также на территории Курдистана, где они подвергаются сильным гонениям. Мандейские общины есть В США, Канаде, Австралии.
9. Вопрос: Гинза и другие мандейские тексты имеют параллели с герметический корпусом? Имело ли здесь место взаимовлияние или это независимые традиции? 
Действительно, Гинза имеет множество параллелей с «Герметическим Корпусом». И на историческом уровне можно зафиксировать общие источники, но можно допустить и возможность внеисторического влияния.