Семинары Центра по изучению эзотеризма и мистицизма при РХГА


18 марта 2021 г. (четверг), 18.30 – 20.30

доклад
Александра Леонидовича Львова
кандидата исторических наук, доцента
Петербургского института иудаики и РХГА

Текстуальный опыт:
мидраш, каббала и русские секты

Ю. М. Лотман описывает текстуальный опыт как «автокоммуникацию», т.е. как общение человека с самим собой посредством текста, отделяющегося от своего «общеязыкового» смысла и перестраивающего ту личность, которая включена в процесс автокоммуникации. Этот текстуальный опыт может передаваться другим людям, приобретая тем самым социальное измерение. В докладе мы попытаемся выявить и сравнить проявления текстуального опыта в трех существенно различных историко-культурных и конфессиональных контекстах. Мы обратимся к архивным и полевым материалам по истории простонародного иконоборческого движения в России XVIII – XIX вв. (субботников и молокан), на нескольких примерах обсудим характерные особенности мидраша (ключевого жанра еврейской религиозной литературы талмудической эпохи) и попытаемся понять поэтику книги Зогар (центрального текста каббалистической традиции).

Мероприятие будет проходить онлайн, на платформе ZOOM.
Справки по адресу: ciem.spb@gmail.com
Регистрация по ссылке: https://forms.gle/wnwhTg3asrS2MTvd7

ЦИЭМ: http://rhga.ru/science/center/ezo/
группа ВКонтакте: http://vk.com/ciemspb
группа в Facebook: https://www.facebook.com/groups/ciem.spb/

8 февраля 2021 г. (пн), 18.30 – 20.30

 

доклад

Вадима Владимировича Косарева (Москва)

исследователя розенкрейцерства, генерального администратора русскоязычной юрисдикции Античного Мистического Ордена Розы и Креста (АМОРК)

  

Розенкрейцеры: от прошлого к настоящему

 

В докладе будет рассказано о происхождении и истоках розенкрейцеров (РК), основных положениях их учения и о современном РК-движении. Затрагиваются такие темы, как возникновение ордена в начале XVII в., РК манифесты, «тюбингенский круг», к которому принадлежали авторы первых РК воззваний. В начале XX в. открывается новая страница в развитии РК движения: появляется наиболее заметный РК орден современности – Античный Мистический Орден Розы и Креста (АМОРК), о котором также пойдет речь в докладе. Также будет рассказано об основных разделах учения РК, которое ранее передавалось лишь в устном виде, практических занятиях и инициатическом характере РК.

 

Мероприятие будет проходить онлайн, на платформе ZOOM. Для получения ссылки на мероприятие, а также с другими вопросами, обращайтесь по адресу: ciem.spb@gmail.com

 

ЦИЭМ: http://rhga.ru/science/center/ezo/

группа Вконтакте: http://vk.com/ciemspb

группа в Facebook: https://www.facebook.com/groups/ciem.spb/

31 января 2020 г., пятница

18.30 – 20.30

доклад

К. В. Старостина

хорбада (священнослужителя)

зороастрийской общины Санкт-Петербурга

Зороастрийская практика

в прошлом и настоящем

Доклад посвящен рассмотрению практической стороны жизни зороастрийцев. В ходе доклада будут изложены ключевые принципы зороастрийского мировоззрения, которые лежат в основе всех основных практик, а именно практик ритуала, молитвы и отхода ко сну. Будет уделено внимание и зороастрийскому календарю, который является ключом к практикам. Также будет рассказано об истории зороастрийской общины в Санкт-Петербурге.

Мероприятие будет проходить в РХГА,

по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 15, 5-й этаж, 602 ауд.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

ЦИЭМ: http://rhga.ru/science/center/ezo/

группа Вконтакте: http://vk.com/ciemspb

группа в Facebook: https://www.facebook.com/groups/ciem.spb/  

справки по адресу: ciem.spb@gmail.com

20 ноября 2019 г., среда

18.30 – 20.30

 

доклад

С. С. Никифорова (Москва)

блогера, независимого исследователя языческих движений


Что такое родноверие?

Проблема изучения родноверия как религиозного феномена

 

Современное родноверие исследуется скорее как политический, социологический, субкультурный, протестный феномен, но не как феномен религиозный. Мы не можем однозначно сказать, что представляет собой родноверие в России. В ходе доклада мы узнаем, когда и благодаря кому появилось российское родноверие, какие характерные особенности оно имеет, кого именно можно считать родноверами, и т. д.

 

Мероприятие будет проходить в РХГА,

по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 15, 5-й этаж, актовый зал

 

ВХОД СВОБОДНЫЙ

ЦИЭМ: http://rhga.ru/science/center/ezo/

группа Вконтакте: http://vk.com/ciemspb

группа в Facebook: https://www.facebook.com/groups/ciem.spb/

справки по адресу: ciem.spb@gmail.com


11 октября 2019 г., пятница

 

18.30 – 20.30

 

доклад

Вячеслава Мизина

путешественника, писателя, исследователя сакральных мест России


Н. К. Рерих и сакральные места Ижорской возвышенности

 

Известный художник Николай Рерих был также и основоположником изучения сакральных мест на территории нынешней Ленинградской области. Он провел первые раскопки, составил первые зарисовки, собрал фольклор. Изучение древних почитаемых мест нашло отражение и в живописном наследии Н. К. Рериха. Доклад о том, в каком состоянии находятся сейчас исследованные Рерихом места, сопровождается демонстрацией авторского фильма «Изварскими тропами Рериха» (ок. 50 мин). Анонс фильма: https://www.youtube.com/watch?v=hdwKGT_3U9k

 

Мероприятие будет проходить в РХГА,

по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 15, 5-й этаж, актовый зал

 

ВХОД СВОБОДНЫЙ

ЦИЭМ: http://rhga.ru/science/center/ezo/

группа Вконтакте: http://vk.com/ciemspb

группа в Facebook: https://www.facebook.com/groups/ciem.spb/

справки по адресу: ciem.spb@gmail.com


5 сентября 2019 г.

 

18.30 – 20.30

 

доклад

к.и.н. Д. Д. Гальцина (Санкт-Петербург)

преподавателя РХГА и РАНХиГС


Современное синкретическое язычество на Западе (друидизм, викка, ведовство и др.):

история, генезис, современное состояние

 

В докладе рассматривается история языческого синкретизма с начала его оформления в качестве «религии» в IV–VI вв., его трансформации в ученой литературе Возрождения, барокко и Просвещения и его оформления в такие новые религиозные движения, как современный (нео)друидизм, викка, ведовство и других языческих групп XX–XXI вв.

Мероприятие будет проходить в РХГА,

по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 15, 5-й этаж, 504 ауд.

 

ВХОД СВОБОДНЫЙ

ЦИЭМ: http://rhga.ru/science/center/ezo

группа Вконтакте: http://vk.com/ciemspb

группа в Facebook: https://www.facebook.com/groups/ciem.spb

справки по адресу: ciem.spb@gmail.com


Доклад будет посвящен легендам, окутывающим Которский залив (Черногория). Этот регион входил в состав многих великих империй, и каждый исторический пласт запечатлен в культуре и особых верованиях. Мы поговорим о роковом соперничестве пиратской правительницы Иллирийского царства с русалкой, римской мозаике с фигурой бога Гипноса, ведьмовских плясках в полуночном горном лесу, суевериях, связанных со змеями и котами. Вторая часть будет касаться особенностей различных христианских конфессий. Также мы посетим монастыри, – скальный Острог, столичный Цетине, строгий Савина, – каждый из которых окутан преданиями.
Вход свободный. Справки по адресу ciem.spb@gmail.com
89-й семинар ЦИЭМ. Встреча с исследователем сакральных мест России Вячеславом Мизиным. Обсуждение и просмотр фильма.

В фильме «MARE LABYRINTHUM» (50 мин.), снятом в ходе полевого сезона 2018 г., впервые представлены все известные каменные лабиринты на островах Финского залива в Ленинградской области, а также первый в России церковный лабиринт, расположенный в Санкт-Петербурге. Работая над фильмом, автор старался передать то ощущение морской стихии и мира островов Финского залива, которые создают неотъемлемый природный контекст старинной рыбацкой традиции возведения каменных лабиринтов.
31 января 2019 г. в РХГА с докладом "Алиса в Зазеркалье как путь духовной трансформации" выступила исследовательница эзотеризма, психолог Галия Галиева (Санкт-Петербург)

26 ноября 2018 года состоялся доклад кандидата философских наук, доцента кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена, Алексея Викторовича Гайдукова. Тема выступления: «Мистические практики современных язычников».

Видеозапись доклада:

Современное язычество представлено различными направлениями: в одних преобладают аутентичные, исторически сложившиеся обрядовые и мистические практики, в других – эклектические, объединяющие разные традиции, элементы нью-эйджа и авторские разработки. Выявляя общие мистические признаки современного язычества, можно отметить стремление к личной (или общинной) связи с богами, предками и природой, мистериальный характер праздников годового и жизненного циклов, различные способы гаданий с привлечением символов, духов и божеств. Некоторые из современных европейских язычников избрали путь викканства – внеэтнических магических практик, другие – религиозный синкретизм с эзотерикой и оккультизмом. Этнические формы нового язычества, представленные в России, до недавнего времени более тяготели к славянской (родноверие) и тюркской (тенгрианство) формам. В родноверии могут встречаться примеры реконструкции славянских мистических практик, шаманских практик, работы с энергиями и биоритмами, местами силы, лабиринтами, родовыми и народными знаками и символами. Все они подкрепляются представлениями о дохристианской славянской культуре, позволяющей родноверам осознавать связь с прошлым и будущим своего народа.

 

Не забывайте следить за новостями Центра в социальных сетях:

vk fb yt tg





Поделиться:

29 октября 2018 года состоялся доклад кандидата исторических наук, преподавателя магистерской программы «Мистико-эзотерические учения» РХГА, Дмитрия Дмитриевича Гальцина. Тема выступления: «Мистические движения в современном язычестве».

Видеозапись доклада:

К 1990-м гг. широкая общественность узнала о существовании сложившегося комплекса языческих (неоязыческих) религий, разбросанных по самым разным мировым культурам. Контакты между представителями различных языческих религий, культурный обмен между религиозными языческими группами и направлениями постепенно сформировал более или менее единую сферу религиозности, обладающую рядом общих черт. В 1990-2000-е гг. языческое сообщество обращало внимание на признаки "принятия" своих религиозных взглядов обществом (преимущественно в странах Западной Европы и Америки).

С 2010-х гг. ситуация в языческом сообществе начинает меняться. Способы саморепрезентации язычества, видение его природы, целей и значения становятся объектом ожесточенной полемики, заставляющей все больше и больше последователей языческих религий отказываться от самой идентичности как язычников. В процессе этой переоценки ценностей ключевую роль играют три новых тенденции в языческой религиозности, которые можно, проводя аналогии с другими мировыми религиями, назвать мистическими движениями. Исследователь выделяет три подобных тенденции:
1) появление "религиозного политеизма" (devotional polytheism), новой теологической программы, придающей принципиальное значение "буквальной вере в богов" (literal faith in Gods);
2) апокалиптицизм, повсеместное распространение ожидания экологической катастрофы, которой придается статус эсхатологического события, имеющего религиозное значение;
3) движение личного благочестия, распространение религиозных практик и идентичностей, связанных с личным религиозным языческим "служением", дающим статус религиозного виртуоза.

В докладе рассмотрены особенности каждой из трех тенденций, их осмысление языческим сообществом и академическими исследователями современного язычества, проанализированы вызовы "большого мира", ответы на которые призваны дать эти новые явления, трансформации языческого сообщества, которые порождают новые тенденции и происходят под их влиянием.
Следующий доклад в ЦИЭМ состоится в конце ноября. 

 Не забывайте следить за новостями Центра в социальных сетях:

vk fb yt tg





Поделиться:

17 сентября 2018 года (понедельник) в 18:30 состоялся доклад исследователя культовых камней Северо-Запада России Вячеслава Григорьевича Мизина. Тема выступления: «Культовые камни Восточной Европы»

В докладе была представлена выполненная международным коллективом авторов новая обзорная работа по культовым камням Восточной Европы (Беларусь, Латвия, Литва, Россия). На примере сбора статистических сведений о почитаемых и мифологических камнях рассматриваются следующие дискуссионные моменты:
- каталогизация как создание информационной среды для исследования,
- специфика распространения сакральных мест,
- актуальность собранных сведений,
- фактор среды как основа для мифологического осмысления культовых мест.

Следите за анонсами в социальных сетях:
vk fb yt tg





Поделиться:

4 июня 2018 года состоялся доклад исследователя из Петербургского института иудаики, Тима Тимофеева. Тема выступления: «Маргинализация месмеризма в Российской империи»

Видеозапись доклада:

Широкий интерес российского общества к месмеризму нашел отражение в многочисленных источниках XIX в. «Новой метóде врачевания» покровительствовали чиновники высокого ранга: в 1816 г. ученая комиссия обязалась направить интерес к месмеризму в русло научных исследований. Однако месмеризм всё больше переходил в сферу религии на протяжении XIX в., а восторженное отношение к магнетизерам сменялось обвинениями в шарлатанстве. Мог ли энтузиазм просвещенных бюрократов, увлеченных месмеризмом, стать одной из причин его маргинализации? Возможно, месмеризм рано или поздно был бы вытеснен из поля науки на основании чисто научных критических аргументов, однако исторически процесс его маргинализации носил совершенно иной характер. Объяснению этого процесса и посвящен семинарский доклад.

 Не забывайте следить за новостями Центра в социальных сетях:

vk fb yt tg





Поделиться:

19 апреля 2018 года состоялся доклад кандидата философских наук, ведущего исследователя в области истории алхимии, Родиченкова Юрия Федоровича. Тема выступления: «Джон Ди: Мерлин королевы Елизаветы»

Видеозапись доклада:

Математика, философия, астрономия, астрология, алхимия, география и навигация, политика и идеология – это не полный перечень тех сфер деятельности, которыми активно занимался доктор Джон Ди (1527–1609), один из выдающихся людей своего времени. О нем написано множество книг и статей – от академических исследований и диссертаций до студенческих рефератов и беллетристики, его биография тщательно задокументирована. Но по-прежнему вопросов остается больше, чем ответов. Каким он был человеком? Какой образ жизни вел, с кем и как общался? Как относился к вере и религии? Передавал ли свои знания ученикам? В трактатах доктора Ди трудно найти ответы на эти и подобные вопросы, но многое проясняют его автобиографические произведения, письма, заметки и дневники.


ЦИЭМ в социальных сетях:
vk fb yt tg





Поделиться:
1 - 14 из 110
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все