27 февраля 2009 г.

Доклад к.ф.н. Алексея Викторовича Гайдукова "Эзотерические элементы в новом язычестве"

Термин «язычество» появился в христианской терминологии: это религии народов, ушедших от Бога и поклоняющихся не Творцу, а твари. Иудаизм, христианство и ислам исповедают веру в Бога-Творца, сотворившего мир; после грехопадения и ухода от Бога-творца усилия верующих направлены на восстановление утраченной связи с Богом. Христианское определение религии: это восстановление связи с Богом через Иисуса Христа. А языческими называют нетеистические, неавраамические религии.  

Неоязычеством, или новым язычеством, называют возрождение или реконструкцию неавраамических или чаще всего дохристианских религиозных форм и традиций. Существуют два направления в мировом неоязычестве: этническое (в основном речь пойдет о славянском неоязычестве) и так называемое течение «нью эйдж». Последнее представляет собой сложный комплекс культурных феноменов: теософии, учения Рерихов, движения кришнаитов, а также массовых мероприятий, называемых ролевыми играми – в принципе, последние могут составлять даже своего рода третье направление неоязычества. Новое язычество представляет собой реконструкцию, в отличие от старого, элементы которого сохраняются, но адаптируются под современные, чаще всего городские, условия. Сам термин «неоязычество» появился в 1930-е годы, а широкое употребление получил в 1960-е годы. Чаще всего он использовался в отношении неодруидизма. Сами же неодруиды доказывали, что они непосредственные продолжатели древней традиции. Еще можно привести в пример движение викканцев, практиковавших колдовство и проходивших серьезные посвящения.

Но возникали и профанации этих движений, своеобразное отражение их идей в массовом сознании, нашедшие отражение в кино- и телефильмах, компьютерных играх. Это культурное явление тоже стали называть неоязычеством.

Неоязычество, представленное глобальными движениями викканцев, неодруидов, является внеэтничным, синтетическим, сочетающим в себе африканские, азиатские и европейские элементы магии, каббалы.  

В наших российских реалиях неоязычество произрастает на этнической почве, реконструируя именно дохристианские славянские традиции. Есть ряд особенностей, отличающих отечественное движение от, скажем, германского или скандинавского. В Германии первый всплеск неоязычества был связан с увлечением романтизмом, с трагедией поражения в Первой мировой войне. Его возникновение было связано с необходимостью национального самоопределения, выродившись позднее в идеологию Третьего рейха, вследствие чего сам термин «неоязычество» стал ассоциироваться с нацизмом. Следующая волна интереса к неоязычеству проявилась в 60-е годы в Америке.

Что касается скандинавского неоязычества, то оно носило не националистический, а культурно-этнографический характер, базировалось на материале имевшихся текстов, саг, на основе самой культуры, которая не подвергалась такому уничтожению, как у нас в стране.

В России неоязычество появляется в конце 80-х годов, после крушения советской власти, на основе интереса к этническому прошлому. В Москве неоязыческое движение связано с именами Валерия Емельянова, позже организовавшего общество «Память», и Алексея Добровольского (Доброслава). Они организовали в 1989 году Московскую славянскую языческую общину. Также у истоков московского движения стоял Александр Белов (Селидор), пропагандировавший новый вид ратоборств – славяно-горицкую борьбу, а также создавший Клуб древнерусских ратоборств. В этих языческих общинах преобладал национал-патриотический настрой.

В Санкт-Петербурге в 1988 году Виктором Безверхим была организована группа «Союз венедов». Точнее, само название закрепилось в 1991 году, а вначале сами себя они называли просто жрецами и волхвами. В 1993 году в Санкт-Петербурге появляется община экологии сознания «Крина» под руководством Андрея Резункова (Рарога). Это направление носит экологический характер, призывая вернуться к корням, к природе, к древним обрядам. В общине проводятся праздники, у них есть свои святилища. В Москве тоже имеются похожие экологические организации, в частности, централизованное объединение «Круг языческой традиции». Ни одно из вышеперечисленных движений не зарегистрировано как религиозная организация.  

В Санкт-Петербурге существует интересная группа «Схорон еж славен», возглавляемая Владимиром Голяковым (Владимир Богумил Вторый), харизматичной личностью, называющим себя жрецом и волхвом. Собрания этой группы проходятся в районе Купчино с 1997 года, когда там появилось святилище Триглава (трех идолов), в 1999 году снесенное местными властями. Также было уничтожено в 2007 году и новое святилище, построенное в 2000 году. Теперь субботний полуденный обряд проводится без идолов. Обряд связан с выковыванием пространства, его сакрализацией: по камню, расположенному в центре квадрата из четырех камней, ударяют молотом или мечом. Некоторые обряды Владимир вводил сам, утверждая, что они на самом деле являются очень древними, но именно сейчас пришло время открыть великие тайны предков для участников. Это традиционный ход для полуэзотерических сообществ, имеющих открытую структуру. Следует подчеркнуть пантеистичность учения Владимира: бога он понимает как всебога Перуна, как явленное бытие. То или иное явление прославляется как одна из сторон бога: в начале весны совершается обряд в честь Перуна всебога Весеня, с приходом зимы почитается Перун всебог Зимень и так далее. Предков и славянских богов Владимир воспринимает не как конкретные персонажи, а как этапы развития человечества. Начиная с 2001 года движение распространяется за пределы Санкт-Петербурга: возникают общины в Москве, на Украине, в Белоруссии.

В целях систематизации в современном язычестве можно выделить четыре направления: политические (национально-патриотические) группы, экологические группы, объединения реконструкторов - ролевиков, а также синкретическое направление.

К национал-патриотическим группам относятся уже упомянутые «Союз венедов», Московская славянская языческая община, «Схорон еж славен». Это направление нельзя назвать эзотерическим, в нем не превалирует закрытая традиция. Присутствует мистичность в форме единения с природой, пантеистического мировосприятия.

Экологическое направление объединяет довольно много групп и личностей. Помимо вышеназванной общины «Крина», следует упомянуть московскую группу «Славия», организованную Дионисом Георгисом (Любомиром), общественное движение «Круг языческой традиции», основанное Иггельдом (Дмитрием Гавриловым), группу Алексея Наговицына (Велимира). Как и у политического направления, эзотеричности у экологического движения нет, но мистичность в виде единения с природой, связи с духами, попыток прочувствовать обряд, безусловно, ярко выражена. Это общение с природой должно происходить на уровне первобытного мифологического сознания, переживания единства микро- и макрокосмоса.  

Направление реконструкторов-ролевиков объединяет тех, кто увлекается славянской традицией, воспринимает неоязычество скорее как культурный элемент, не слишком систематизируя свои взгляды. Здесь скорее преобладает стилизация обрядов, религиозная составляющая не выдвигается на первый план, хотя мистический элемент у ролевиков довольно-таки силен, опять же в форме сопереживания обряду и природе.

В четвертое направление выделяется синкретическое славянское неоязычество. Сами себя они воспринимают как эзотерические школы, так как в них сакральное знание доступно лишь посвященным и может передаваться только от учителя к ученику. Но в условиях современного мира, когда сакральные знания утрачиваются, появляется необходимость их распространения. Лидеры таких школ могут утверждать, что знания получены ими от мифических персонажей или древних жрецов, либо же почерпнуты из некоего сакрального текста, возникшего чудесным образом, а затем исчезнувшего. Такой феномен, в частности, наблюдается в случае «Велесовой книги», и здесь можно увидеть параллель с книгой Мормона.  

Примером синкретического направления может служить религиозная община инглингов, организованная в Омске в 1992 году Александром Хиневичем (Патер Дий Александр). Была открыта семинария, воскресная школа, в которых разбирались все аспекты бытия. А. Хиневич утверждал, что его учение имеет древние корни, доказывал, что мифические Асгард и Беловодье, духовные центры древних арийцев располагались на территории современного Омска. Община практиковала прославление арийских богов, важной задачей на духовном пути считалось преодоление научного знания через мистику путем эмоционального отношения. В качестве основного символа была взята свастика. Деятельность общин церкви инглингов была запрещена в 2004 году, Омский областной суд посчитал экстремистскими жесты в обрядах жертвоприношений, похожие на фашистские, детали одежды, похожие на свастику, призывы в распространяемых общиной книгах. В некоторых публикациях возглавляемую Хиневичем общину относят к направлению «Нью Эйдж».

Современное сознание «Нью Эйдж» предъявляет к вере характерное требование: она должна быть доказательной, причем желательно, чтобы в этих обоснованиях присутствовала научная терминология. Предполагается, что современная наука лишь отражает древнее эзотерическое знание; возникают логические анализы древних мифических сюжетов, в частности, сказок. Для посвященных через эти формы сокрытое знание становится видимым, а непосвященные пройдут мимо него.  

Подводя итоги, можно сказать, что вообще в неоязычестве силен мистический, пантеистический элемент как слияние с природой, населяющими ее духами, сопереживание обрядам, медитация. Наиболее мистичны, пожалуй, экологические группы, в них преобладает направленность на связь с природой, на создание нового фольклора, мифов, которые могут возникать спонтанно, во время исполнения обрядов. В национально-патриотическом движении мистичность тоже присутствует, сознание того же Владимира вполне религиозно и пантеистично, но религиозная подоплека выступает скорее как движущая идеология, не выходя на первый план. Для националистов, использующих языческие воззрения, первичным является действие. Другое дело, когда речь идет о язычниках, которые стремятся познать свой род, что называется, вглубь, и на этом пути они приходят к необходимости отстаивать позиции своего рода, даже путем борьбы с иноверцами. То есть имеют место два явления: с одной стороны, национализм, использующий языческие идеи, с другой, - язычество, которое проявляется в национализме.

Эзотерический элемент в новом язычестве, как правило, условен, связан с понятием закрытого сообщества, речь идет о неком знании, пришедшем от предков; наиболее эзотеричными следует считать движение инглингов, а также можно упомянуть движение «Тропа Троянова», которое тоже претендует на обладание эзотерическим знанием. 

Вопросы:

1. Можете ли Вы уточнить употребление термина «эзотеризм» в контексте неоязычества?

Так же как и понятие «религия», понятия «мистицизм», «эзотеризм» многозначны. В силу своей широты, они во многих аспектах могут пересекаться.

2. Прослеживается ли в неоязычестве какая-то связь с алхимией, астрологией, масонством, учением каббалы?

Если говорить о славянском неоязычестве, к масонам оно настроено довольно-таки негативно. На тему алхимии и астрологии имеются разработки у инглингов, в силу синкретичности этого движения. Каббалистическую идею эманации можно обнаружить почти во всех направлениях, но в завуалированном виде, с заменой терминологии на славянскую.

3. Существует ли какая-то связь между неоязычеством и учением Виссариона?

Религию или мистику можно анализировать по содержанию, а можно по функциям. Именно по функциям эти движения могут быть названы весьма близкими. Идея экологичности присутствует и там, и там. Новые религиозные движения в начале их деятельности характеризуются толерантностью и доступностью, открытостью к сотрудничеству, в целях привлечения новых членов. Но вряд ли идеи Виссариона можно отнести к языческим. Хотя для православных, безусловно, Виссарион - язычник. Но ведь и в народном православии всегда присутствовали языческие элементы.

4. Материалы для исследований Вы берете непосредственно у адептов или используете специальную литературу по этой теме?

По большей части в основе исследований лежит полевой материал и литературное творчество самих неоязычников. Иногда образ действий лидеров общин не совпадает с их доктринами, в частности, в вопросах этики. Комплексных исследований по теме неоязычества немного. В этой связи хотелось бы отметить работы этнографа Виктора Шнерельмана.  

5. Неоязычники сами себя воспринимают продолжателями традиций старого язычества? Как они ощущают себя в современном мире?

Сами себя они относят к кругу непрерывающейся языческой традиции и выступают против термина «неоязычество». Они как раз воспринимают себя продолжателями древнего вероучения. Считается, что начало неоязыческого движения в России связано с обнаружением «Велесовой книги», но ее историчность вызывает обоснованные сомнения. А через обряды или вероучение знание не могло передаваться хотя бы потому, что эпоха христианства, а потом и советский строй, упразднили всю детализацию и понимание языческой традиции. Обряды могли сохраниться только на уровне форм, наполняясь сейчас новым осмыслением. Конечно, новые язычники изучают этнографическую, философскую, психологическую литературу, пытаются реконструировать обряды. Разумеется, они понимают, что являются современными людьми, которые в соответствии с настоящим моментом осознают свое языческое прошлое. Но аутентичность того, что они в итоге создают, вызывает сомнения.

6. Современная языческая традиция – это все-таки результат рационального размышления или непосредственно переживаемого опыта?

И то, и другое вместе. Например, Дионис Георгис считает, что все должно идти от душевного переживания, а Иггельд придерживается рационального размышления. 

7. Значит, это новая традиция со старой символикой? Старая традиция все-таки прервалась?

Существует древнее язычество – поволжское, северное, традиции которого по сути не прерывались, сохраняясь в ментальном и культурном контексте своей местности, в народной крестьянской среде. В современных языческих течениях уже присутствует сочиненность, хотя сами неоязычники и считают, что сохраняют старые корни. На самом деле они принципиально отличаются от коренных язычников, являясь людьми другой культуры. Например, Владимир по определению волхв, он так себя и ощущает. Понятно, что и древние жрецы могли создавать обряды. Сами неоязычники оправдывают себя отсутствием книжности в древнем язычестве, делая акцент на непосредственном чувственном восприятии, на достижении гармонии с природой. В этом смысле, с позиций мистичности, их традиция живая и они ею живут. Но на мой взгляд, древняя традиция, конечно, прервана. А если делаются попытки рационализации, научных объяснений, тогда такой подход уже более тяготеет к «Нью Эйдж».

8. Что Вы понимаете под эзотерикой?

Эзотерика - это определенное мистическое и религиозное знание, существующее как некая традиция в кругу посвященных.

9. А как Вы понимаете посвященность? В чем отличие формального посвящения от истинного, эзотерического обряда от простого обряда перехода?

Это непростой вопрос. Это общая проблема в религиоведении, когда в разных культурах одни и те же термины могут работать по-разному. Обряд может быть формальным, но участники могут внести в него особый смысл и считать эзотерическим. Например, простой обряд перехода может восприниматься его участниками как некое посвящение в славянство.

10. Накладывается ли на древние ритуалы какой-то комплекс знаний, претендующих на эзотеричность?

Дело в том, что в современном язычестве практическая сторона как раз по большей части воссоздается через этнографическую литературу, то есть, по сути, через науку. Так что вряд ли эти знания можно в полном смысле слова назвать эзотерическими.

11. Существуют ли в неоязычестве какие-либо системы работы с психикой, позволяющие достичь измененных состояний сознания, получить трансперсональный опыт?

Здесь все очень индивидуально. Во время различных церемоний измененные состояния сознания могут спонтанно возникать у отдельных индивидов. Например, у инглингов есть определенные техники, направленные на достижение такого эффекта. В общине «Крина» во время обрядов участники могут ощутить мистическое единение с природой и предками, и это уже будет измененное состояние сознания. Примером целенаправленной работы с психикой может служить этнопсихология А. Андреева. А «Тропа Троянова» даже получила название славянской саентологии за свою приверженность психотехникам.