Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и  Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)

[более полные выходные данные



По благословению игумена Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 
священноархимандрита Иеремии
 



 




Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-03-161д 



ISBN (1 том): 5-98478-001-9 
ISBN (2 том): 5-98478-001-8

Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения «православных» и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки. В первый том вошли сочинения более чем двадцати пяти авторов II-VI вв. Проблематика тома охватывает полемику с гностицизмом, формирование основ церковного вероучения, оригенизм, триадологические и христологические споры, формирование христианской антропологии и другие вопросы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия и культуры. Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI–XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудрствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры. 
                                                           



                                                   СОДЕРЖАНИЕ 
                                                   
                                                         ТОМ 1

                                                   


Введение (Г. И. Беневич)


БОГОСЛОВИЕ II-III ВЕКОВ. ПОЛЕМИКА С ГНОСТИЦИЗМОМ 

Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) 
Св. Ириней Лионский. Против ересей (фрагменты) 

Климент Александрийский (В. Р. Рокитянский, А. М. Шуфрин) 
Климент Александрийский
Педагог (фрагменты) 
Строматы (фрагменты) 

Ориген (А. И. Иваненко) 
Ориген. О началах (фрагменты) 


ТРИАДОЛОГИЧЕСКИЕ И ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ IV ВЕКА 

Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) 
Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому 

Арий (Д. С. Бирюков) 
Арий
Талия* (фрагменты) 
Послание к Александру Александрийскому* 

Астерий-софист (Д. С. Бирюков) 
Фрагменты и пересказ положений из «Синтагматиона» Астерия 

Маркелл Анкирский (Ф. Г. Беневич)
Маркелл Анкирский. Против Астерия* (фрагменты) (пер. А. Ю. Братухина) 
Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви* (пер. Ф. Г. Беневича)                                                          Письмо Маркелла, епископа Анкирского, к папе Римскому Юлию                                                                                                                                           Письмо диакона Евгения к Афанасию Александрийскому* (пер. Ф. Г. Беневича)    


Св. Афанасий Александрийский (Г. И. Беневич) 
Св. Афанасий Александрийский. Против ариан (фрагменты) 

Подобосущники (Д. С. Бирюков)                                                                                                                                                                                                         Послание Анкирского собора (фрагменты)                                                                                                                                                                                     Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев (фрагменты)  


Аэций (Д. С. Бирюков) 
Аэций. Синтагматион* (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова) 

Евномий (Д. С. Бирюков) 
Евномий
Апология* (пер. Г. И. Беневича) 
Апология на Апологию* (пер. Д. С. Бирюкова) 

Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (Д. С. Бирюков) 

Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика (Д. С. Бирюков) 
Св. Григорий Богослов
Слово 20, О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы (фрагменты) 
Слово 28, О богословии второе (фрагменты) 
Слово 29, О богословии третье, о Боге Сыне первое (фрагменты) 

Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием (Д. С. Бирюков) 
Св. Григорий Нисский. Против Евномия* (фрагменты) 

Св. Иоанн Златоуст. Полемика с аномеями (Г. И. Беневич) 
Св. Иоанн Златоуст. Против аномеев (фрагменты) 

Аполлинарий Лаодикийский (Г. И. Беневич) 
Аполлинарий Лаодикийский. Подробное изложение веры* (пер. Г. И. Беневича) 
Леонтий Византийский. Против аполлинаристских подлогов* (пер. Г. И. Беневича) 

Полемика с аполлинарианами Каппадокийских отцов и св. Епифания Кипрского: христологический и антропологический аспекты (Г. И. Беневич) 
Св. Григорий Богослов. 
Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому (фрагменты) 
Первое послание к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария (фрагменты) 
Второе послание к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария (фрагменты) 
Св. Епифаний Кипрский. Панарион (фрагменты) 
Св. Григорий Нисский. Против Аполлинария (фрагменты) 


ФОРМИРОВАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ 

Св. Григорий Нисский (Д. С. Бирюков) 
Св. Григорий Нисский. 
Об устроении человека (фрагменты) 
Большое огласительное слово (фрагменты) 

Немесий Эмесский. О природе человека* (фрагмент) 
Схолии (А. М. Шуфрин) 

Нил Анкирский. Адаптация «Руководства» Эпиктета (Г. И. Беневич) 
Эпиктет. Руководство* (фрагмент) (пер. А. М. Шуфрина) 


ОРИГЕНИЗМ 

Евагрий Понтийский (Ю. Н. Аржанов) 
Евагрий Понтийский. Послание к Мелании* (пер. Ю. Н. Аржанова) 

Книга святого Иерофея (Ю. Н. Аржанов) 
Книга святого Иерофея* (фрагмент) (пер. Ю. Н. Аржанова) 


ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ V-VI ВЕКОВ 

Несторий (Г. И. Беневич) 
Несторий. Послание к Целестину, папе Римскому 
Другое послание к Целестину (фрагмент) 
Послание к Кириллу, не одобренное всеми отцами, бывшими на святом соборе (фрагмент) 
Учение и анафемы, направленные против анафем Кирилла 

Св. Кирилл Александрийский (Г. И. Беневич) 
Св. Кирилл Александрийский. Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые (фрагмент) 

Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (Г. И. Беневич) 
Беседа Прокла, епископа Кизического, говоренная в присутствии Нестория в Великой константинопольской церкви (фрагмент) 
Прокла, архиепископа Константинопольского, Томос к армянам* (пер. А. В. Муравьева) 

Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, и папа Римский Лев Великий о ереси Евтихия (Г. И. Беневич) 
Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия (фрагмент) 
Список с [изложения] веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию 
Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, архиепископу святой Римской Церкви (фрагмент) 
Окружное, или соборное, послание святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия) (фрагмент) 

Севир Антиохийский (Т. А. Щукин) 
Севир Антиохийский. 
Первое послание к комиту Экумению о свойствах и действованиях* (фрагмент) (пер. Т.А. Щукина) 
Второе послание к комиту Экумению о том же предмете* (отрывок) (пер. Т. А. Щукина) 
Пятое послание к Экумению, которое начинается словами: «Когда я прочитал послание, предназначенное для боголюбивого пресвитера Петра…»* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Евсевию Схоластику, которое начинается словами: «Так как ты возразил мне в своем письме…»* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Марону, начинающееся словами: «Когда Нааман сириец...»* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Марону, которое начинается словами: «Когда несколько времени назад я получил письмо от вашей милости...»* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Марону* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Елевсинию, которое начинается словами: «Когда явился великий Моисей...»* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Елевсинию епископу, начинающееся словами: «В словесных распрях...»* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Апология в ответ на 15-й из тех вопросов, что были посланы Фомой синкеллом* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 
Послание к Фоме синкеллу, в котором Севир показывает, что одно и то же говорить о соединении во Христе и о соединении из двух природ или двух ипостасей* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 

Леонтий Византийский (Т. А. Щукин) 
Леонтий Византийский. 
Против несториан и евтихиан* (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) 
Опровержение силлогизмов Севира* (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) 




                                                        ТОМ 2

                                                   
 ДВА БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИХ СИНТЕЗА

Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах (Д. С. Бирюков) 
Св. Дионисий Ареопагит
О Божественных именах (фрагменты) 
О мистическом богословии (фрагменты) 


Иоанн Филопон (Г. И. Беневич) 
Иоанн Филопон
О вечности мира, против Прокла* (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) 
О сотворении мира* (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) 
Св. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце (фрагмент) 


ПРП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И БОГОСЛОВИЕ VII ВЕКА 

Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) 
Св. Фотий Великий, Константинопольский. Изложение слова св. Евлогия Александрийского* (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) 
Изложение другого слова св. Евлогия Александрийского, направленного против монофизитов* (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) 
Соборное послание св. Софрония, патриарха Иерусалимского, патриарху Сергию Константинопольскому (фрагмент) 

Прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом (Г. И. Беневич) 
Св. Максим Исповедник. Трудность 7* (пер. А. М. Шуфрина) 

Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие (Г. И. Беневич) 
Послание, написанное Киром, патриархом Александрийским, Сергию, патриарху Константинопольскому (фрагмент) 
Удостоверение, совершенное между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан (фрагмент) 
Из книги Феодора, бывшего епископа Фаранского, слово его к Сергию, бывшему епископу арсинийскому, в Египетском диоцезе (фрагмент) 
Пирра, патриарха Константинопольского, из сочинения «О воле и действии» (фрагмент) 
Послание Сергия, архиепископа Константинопольского, к Гонорию, папе Римскому (фрагмент) 
Ответное послание Гонория, папы Римского, к тому же Сергию (фрагмент) 
Второе послание папы Гонория Сергию Константинопольскому (фрагмент) 
Послание Павла, патриарха Константинопольского, к Феодору, папе Римскому (фрагмент) 
Послание Павла, патриарха Константинопольского, к Феодору, папе Римскому (фрагмент) 
Изложения, или исповедание веры Макария Антиохийского (фрагмент) 

Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Письмо 19 и Трудности к Фоме 5 (Г. И. Беневич, А. М. Шуфрин) 
Св. Максим Исповедник
Догматический Томос пресвитеру Марину* (пер. А. М. Шуфрина) 
Марину, преподобнейшему пресвитеру* (пер. А. М. Шуфрина) 


ПОЛЕМИКА С МОНОФИЗИТАМИ VIII–IX ВЕКОВ 

Феодор Абу-Курра (Ф. Г. Беневич) 
Феодор Абу-Курра. 
Послание к армянам* (пер. Ф. Г. Беневича) 
О единении и воплощении, и о том, как ипостась воплотилась, а природа Божественная объединилась с природой человеческой в ипостаси Слова Божиего* (пер. Ф. Г. Беневича) 


УЧЕНИЕ О ЦЕРКОВНОМ СИМВОЛЕ 

Иконоборчество и иконопочитание. Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) 

Св. Феодор Студит (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) 
Св. Феодор Студит. 
Письмо св. Платону Студиту о почитании икон 
Первое опровержение иконоборцев (фрагменты) 

Св. Никифор Константинопольский (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) 
Св. Никифор, патриарх Константинопольский. 
Послание ко Льву III, папе Римскому (фрагменты) 
Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон (фрагменты) 


ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ X–XII ВЕКОВ 

Cв. Симеон Новый Богослов (Д. С. Бирюков) 
Св. Симеон Новый Богослов. Гимн тридцатый 

Михаил Пселл (Т. А. Щукин) 
Михаил Пселл
О всеобщем учении* (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) 
Из богословских сочинений* (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) 

Иоанн Итал (Т. А. Щукин) 
Иоанн Итал
Вопросы и ответы* (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) 
Схолии к «О небесной иерархии» (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) 

Николай Мефонский. Полемика с латинянами и с Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла в контексте учения об иерархии причин и проблемы 
универсалий (Д. С. Бирюков) 
Николай Мефонский. Опровержение Начал теологии философа-платоника Прокла* (фрагменты) (пер. С. Б. Акишина) 


ПОЛЕМИКА С ЛАТИНЯНАМИ И ЛАТИНОМУДРТВУЮЩИМИ 

Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filioque (Д. А. Шабанов) 
Св. Фотий Константинопольский. Слово тайноводственное о Святом Духе 

Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии (Г. И. Беневич) 
Письмо Петра Патриарха Антиохийского к архиепископу Граденскому [Доминику] 

Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа (Г. И. Беневич) 
Изложение свитка веры [Томоса] против Векка Святейшего и Вселенского патриарха кир Григория Кипрского 
Святейшего патриарха Григория [Кипрского] самая сильная апология против нападок на его свиток 
Исповедание патриарха кир Григория 


ПАЛАМИТСКИЕ СПОРЫ 

От составителя 
Св. Григорий Палама (Д. С. Бирюков) 
Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах 
перед лицом императора (фрагменты). Текст и комментарии (пер. Д. А. Поспелова) 
<Григория Паламы> Сколько видов Божественного единства и разделения, и что в Боге, как мы научены, имеется не только ипостасное разделение, но и разделение, 
согласно общим исхождениям и действиям, и что, согласно двум этим видам единства и разделения, мы научены мыслить Его нетварным, даже если Варлаам и Акиндин этого не одобрят* (фрагмент) (пер. Д. В. Бугая и Д. А. Поспелова) 

Григорий Акиндин (Д. С. Бирюков) 
Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже-царице (пер. Д. А. Поспелова) 

Давид Дисипат. Защита паламизма и проблема Божественных имен (Г. И. Беневич) 
Давид Дисипат. Слова о кощунствах Варлаама и Акиндина, посланное господину Николаю Кавасиле* (фрагменты) (пер. А. В. Маркова, Д. А. Поспелова) 

Неофит Момицилас. Защита паламизма и отношение к языческой философии (по монографии В. Калогеропулоса) 
Неофит Продромин (Момицилас).Слова против Варлаама и Акиндина* (фрагменты) (пер. А. П. Крысякова) 

Св. Нил Кавасила (Д. И. Макаров, Г. И. Беневич) 
Иже во святых отца нашего Нила [Кавасилы], архиепископа Фессалоникийского, Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «кроме Божественной природы, нет ничего нетварного». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства* (пер. Д. И. Макарова) 

Иоанн Кантакузин (А. Ю. Волчкевич) 
Иоанн Кантакузин. История ромеев 2.39* (фрагмент) (пер. А. Ю. Волчкевич) 

Никифор Григора (Д. С. Бирюков) 
Никифор Григора. 
Первый антирретик (фрагменты) 
О всецелом и в себе существующем эйдосе, который 
созерцается одним лишь умом 
Ромейская история (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова, А. Ю. Волчкевич, Т. А. Щукина, П. Шалфеева) 

Феофан Никейский. Между паламизмом и антипаламизмом; влияние Фомы Аквинского (по монографии И. Полемиса) 
Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем-то заданный 
со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же речь пойдет о Божественной сущности и Божественном приобщении (фрагменты) (пер. Д. И. Макарова) 
Речь вторая 
Речь третья, в которой выносится на рассмотрение высказывание божественного Максима, выдвигаемое против нас еретиками-акиндинистами: «Сей наибожественнейший Свет, на Фаворе воссиявший, есть не что иное, как символ»; и доказывает речь сия, что Свет этот одновременно и символ, и истина. 
Речь четвертая, в которой опровергается возражение, выдвигаемое против нас сторонниками Акиндина, относительно Божественного символа и учения о нем. 
Здесь же рассматриваются и разрешаются и иные недоумения, связанные с такого рода вещами 
Речь пятая, в которой разрешается еще одно затруднение (по-видимому, более серьезное, чем остальные) – относительно символического созерцания явлений Божественных. В ней же дается более полный ответ и на первоначальный вопрос, который и вызвал к жизни настоящее исследование 
Феофана, митрополита Никейского, доказательство тех, кто считает с помощью принудительных доводов, что сущие вещи могли быть извечно, и опровержение этого 
доказательства, и изобличение заблуждения мнимой в тех логических операциях необходимости* (фрагменты) (пер. А. В. Маркова, Д. А. Поспелова) 
Феофана, митрополита Никейского, Похвальное слово Пресвятой Богородице* (фрагмент) (пер. Д. И. Макарова) 

Прп. Каллист Ангеликуд. Иной паламизм (Д. А. Поспелов) 
Преподобнейшего отца нашего Каллиста Ангеликуда главы* (фрагменты) (пер. Д. А. Поспелов, О. А. Родионова) 
Прп. Каллист Ангеликуд. Исихастское утешение* (фрагменты) (пер. А. П. Власюка) 


ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ СИНТЕЗ 

Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров (Г. И. Беневич) 
Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии (фрагменты) 
Марка архиепископа Ефесского сочинение о том, что не только произношением слов Спасителя освящаются Божественные Дары, но [именно] последующими за сим молитвой и благословением священника, силою Святого Духа (фрагменты) 


ПРИЛОЖЕНИЯ 

Библиография 
Словарь базовых терминов и понятий 
Сводная хронологическая таблица эпохи: Восток–Запад 
Summary 


[звездочками (*) помечены новые переводы или новые редакции старых переводов] 


Список замеченных опечаток, ошибок и случаев типографского брака



Summary 


The two volumes of The Anthology of the Eastern Christian Theological Thought (Orthodoxy and Heterodoxy) include texts of more than fifty different Eastern Christian authors from the second to the fifteen centuries, as well as studies on these authors. For the first time in the history of Russian culture, this anthology unites under one cover the texts of those who are known as the Church Fathers and those who were called “heretics” by the mainstream of the Byzantine Empire Church. The aim of the anthology is to show a variety of trends in Eastern (mainly Greek) Christian thought and to represent, as much as possible in a comparatively small anthology, a productive, though often "politically incorrect" dialogue between “Orthodox” and “heterodox” Eastern Christian theologians.  
To underline the importance for the history of the teaching of the Church of Clement of Alexandria’s polemics against Gnosticism, we publish an article based on a book by Arkadi Choufrine (Choufrine A. Gnosis, Theophany, Theosis: Studies In Clement Of Alexandria‘s Appropriation Of His Background. New-York, 2002. (Patristic Studies 5)), which shows how Clement transformed the ideas of the “Gnostics” into the Church’s teaching on baptism and the uncreated light. Choufrine also shows the difference between Irenaeus of Lyon’s approach to mystical experience and that of Clement. 
This is one example of the dissonance not only between “orthodoxy” and “heterodoxy,” but also among the Church Fathers themselves. There are many other examples of the tensions between the Fathers in the anthology including the disagreement between Athanasius of Alexandria and Basil the Great on the teaching of Marcellus of Ancyra; and the quarrel between Cyrill of Alexandria and Theodoret of Cyrus, etc. 
It was also important for us to trace the “dialogue” between orthodoxy and certain heresies for the whole period of their interaction. We have done this in particular with Origenism. We have included texts by Origen himself and we have also paid attention to Evagrius, presenting a translation from the Syrian of his “Letter to Melania,” and a translation of an excerpt from the Origenistic Syrian treatise, “The Book of the Holy Hierotheos” ascribed to Stephen Bar-Sudhaile (c. 500 AD). We also deal with the possible influence of Origen on the Triadological controversies of the 4th century. The theme of Origenism is further treated in articles on Leontius of Byzantium and on John Philoponus. Finally, we deal with Maximus the Confessor’s overcoming Origenism as well as primitive anti-Origenist tendencies in the Orthodox Church of the 7th century.  
Another thread that is followed in this anthology is the doctrine of the Trinity. We treat this theme starting from Irenaeus of Lyons and Origen, paying special attention to the Trinitarian controversies of the 4th century. The anthology presents here not only the teachings of Orthodox Fathers like Athanasius and Cappadocians, but also works by Marcellus of Ancyra, Asterius, Basil of Ancyra, Aetius, Eunomius and Apollinarius of Laodicea. Apollinarius is well known as a founder of the Christological heresy; however, we also treat his Trinitarian teaching as an important step in the development of a doctrine.  
A considerable place is given in the anthology to the problem of tritheism. Polemics against this marginal heresy, that appeared among the Monophysites of the 6th century, played an important role in the development of the Trinitarian teaching of several Orthodox theologians (e.g., Eulogius of Alexandria,  Maximus the Confessor and Sophronius of Jerusalem). Trinitarian theology is also treated in the anthology in the context of the quarrel with the Latins about the Filioque.   
Christological teachings are represented beginning with the 4th century (Apollinarius and polemics against him by Gregory the Theologian and Epiphanius of Cyprus). We deal with the history and understanding of his formula, “one incarnate nature of the Word of God”. Special attention is paid to the problem of Christ’s energies and wills, beginning with Arius, Marcellus of Ancyra, Apollinarius, and Gregory the Theologian; then examining Christological teachings of the 5th and 6th centuries; and, finally, treating this theme with regard to Maximus the Confessor’s polemics with the Monoenergists and Monothelites of his time. These polemics are anticipated in the anthology by the treatment of the act of volition in Nemesius of Emessa, which allows a better understanding of the treatment of this theme in Maximus’s teaching. 
Christological controversies of the 5th century are represented in the anthology not only by the traditional figures of Nestorius, Cyrill, Pope Leo the Great and Theodoret of Cyrus, but also by Proclus of Constantinople, whose “Epistle to the Armenians” is presented in a new translation. Proclus and Flavian of Constantinople are particularly important as representatives of the “middle way” between the Alexandrian and Antiochian tradition, the way, which leads to Chalcedon.  
Monophysite Christology is presented in the anthology by Severus of Antioch and John Philoponus. As for the polemics with both Monophysites and Nestorians, these are represented in the anthology by Leontius of Byzantium (6th century) and by the works of the Arab Orthodox theologian Theodor Abk Qurrah at the turn of the 9th century. Living under Islamic power, he was involved in fruitful dialogue with representatives of different religious communities, and it is rather illuminating to study his transformation of Byzantine theology in this very special situation.  
Anthropological teachings of the Fathers are studied, beginning with Irenaeus, Clement of Alexandria and Origen; then represented by Gregory of Nyssa and Nemesius of Emessa. These have a direct relation to the Christological controversies, beginning with polemics against Apollinarius in which a radical departure was made from the traditional Platonic identification of the rational soul with the “Self”. In the study of John Philoponus as well as in some other articles, we deal with anthropological analogy: soul-body and God’s and man’s nature in Christ. This analogy was understood differently in Orthodox, Monophysite and Nestorian anthropologies; at the same time there are different Christological models in these teachings. Speaking about Philoponnus’s anthropology, we also touch upon his embryology and compare it with the embryology of Maximus the Confessor. The anthropological dimension is treated in the anthology also in the context of a very important problem of teachings on deification and participation in God, characteristic of the Orthodox theology. 
The theological thought of the 8th and 9th centuries is represented in the anthology by theologians who, following John of Damascus, participated in the iconoclastic controversy (e.g., Theodor of Studio and Nicephorus of Constantinople).    
A sufficient part of the anthology is dedicated to the apperception of both ancient and Hellenic Greek philosophy by Byzantine philosophical and theological traditions. Here we pay attention not only to Corpus Areopagiticum but also to John Philoponus’s polemics against Proclus and Aristotle on the eternity of the world. We also deal with such figures as Michael Psellus and John Itallus (11th century) who were greatly influenced by Neoplatonic thought. Polemics of Nicolas of Methone (12-th century) against Proclus and apperception by lay and monastic circles of Stoic moral teaching in the Byzantine tradition are also reflected in the anthology. 
Hesychast tradition is represented in the anthology by an early representative, Symeon the New Theologian, as well as by such hesychast theologians as Gregory Palamas, Nilus and Nicolas Cabasilas, and Marc of Ephessus. Among many aspects in the Palamite controversy we have chosen a stimulating polemic of the Palamites with Nicephorus Gregora on divine energies and the nature of the light of Thabor. 
Polemics with the Latins about the Filioque are represented in the anthology beginning with the 9th century “Mystagogy” by Photios the Great. We then turn to the teaching on the Holy Spirit and the Pentecost of Nicolas of Methone (12th century).  The Filioque issue is discussed also in the context of the Trinitarian teaching of Nicephorus Blemmydes (13th century) and Gregory of Cyprus. Theology of the Blacherna Council of 1285 is represented by its documents and discussed as an example of the internal clash between different trends in the Byzantines’ approach to the Filioque issue. Another polemic with the Latins on the use of unleavened and  leavened bread that provoked the split of the Churches is represented in the anthology and analyzed from both theological and cultural perspectives.  
The anthology closes with an article on a teaching of the late Byzantine theologians Nicolas Cabasilas and Marc of Ephessus about Pentecost and the Holy Gifts, and the role of the Holy Spirit in their consecration.