Бирюков Дмитрий Сергеевич

 

Год рождения

1978 

Образование

Радиофизический факультет Санкт-Петербургского государственного технического университета, 2001, магистр физики

Высшая религиозно-философская школа, 2004, бакалавр религиоведения

 

Ученые степени

Кандидат философских наук, 2007 (Санкт-Петербургский государственный университет)

Сфера научных интересов

патристика, античная философия

Список

Неоплатоническая тетрада в контексте темы иерархии сущего в патристической мысли: Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2 (33), 2015. C. 287-299.

Арианские споры второй половины IV в. Ч. 1: Начало полемики об универсалиях в византийской богословско-философской мысли и его контекст // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Том IX (2015). Выпуск 2. С аналитической точки зрения: право и философия. С. 339-349.

Универсальное и его приложения: рецензия на книгу Universals in Ancient Philosophy / Ed. Riccardo Chiaradonna, Gabriele Galluzo. Pisa: Scuola Normale Superiore, 2013. (Seminari e convegni 33) // Платоновские исследования. Вып. II (2015/1) / Под ред. И.А. Протопоповой, О.В. Алиевой, А.В. Гараджи, А.В. Михайловского, А.Н. Романова, В.Г. Рохмистрова. М.–СПб.: Платоновское философское общество; РГГУ; РХГА, 2015. С. 274-286.

Hierarchies of Beings in the Patristic Thought:  Maximus the Confessor, John of Damascus, and the Palamites // Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique. Vol. 10. Syrians and the Others: Cultures of the Christian Orient in the Middle Ages / Ed. B. Lourie, N. Seleznyov. 2014. P. 281-304. 

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит // Государство, религия, церковь в России и зарубежом, 3, 2014. С. 302-324.

“Восхождение природы от малого к совершенному”: Синтез библейского и античного логико-философского описаний порядка природного сущего в 8-й гл. Об устроении человека  Григория Нисского// Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем / Отв. ред. М. Петрова. Вып. 2. ИВИ РАН, ИФ РАН: Аквилон, 2014. С. 221-250.

Исследование категорий деятельности и причастности в позднеантичной и патристической философии. Рецензия на: Torstein Theodor Tollefsen. Activity and Participation in Late Antique and Early Christian Thought, Oxford University Press, 2012 // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 15. Вып. 3. 2014.

[Рецензия на:] Christof Helmig. Forms and Concepts – Concept Formation in the Platonic Tradition. A study on Proclus and his Predecessors. De Gruyter, 2012 // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. № 1. Том 2. Философия, 2014. С. 244–250 [сокращенная английская версия  в: Universa. Recensioni di filosofia 1 (3), 2013]

[Review on: ] Vadim Lourie (with the assistance of Vladimir Baranov), The History of Byzantine Philosophy: The Formative Period // Universa. Recensioni di filosofia 2 (2), 2013

Представления в области естествознания и тема научного познания у Климента Александрийского в интеллектуальном контексте эпохи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 14:3, 2013. С. 109–117.

О платонизме в философско-богословской системе Климента Александрийского // Платоновский сборник. Приложение к Вестнику Русской христианской гуманитарной академии (Том 14, 2013). Т. 2 / Ред. И. А. Протопопова, О. В. Алиева, А. В. Гараджа, А. А. Глухов, А. В. Михайловский, Р. В. Светлов. Москва-Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного гуманитарного университета, Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. С. 276–301.

[Подготовка издания; примечания:] Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения. В 2-х томах / Издание подготовили Ю. П. Черноморец и Д. С. Бирюков. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013; Киевская Духовная академия, 2013. (Византийская философия. Т. 14, 15; Библиотека христианской мысли. Исследования). 

О трактате «Правило богословия» св. Нила Кавасилы и теме различения между светом и теплом огня у св. Нила Кавасилы и св. Григория Паламы // EINAI: Проблемы философии и теологии. № 2 (002), 2012. С. 423-440.

Примечания в: Свт. Нил Кавасила. Иже во святых Отца нашего Нила [Кавасилы], архиепископа Фессалоникийского, Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «нет ничего нетварного кроме Божественной природы». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства / Пер. Д. И. Макарова; прим. Д. И. Макарова, Д. С. Бирюкова // EINAI: Проблемы философии и теологии. № 2 (002), 2012. С. 412-422.

Об аристотелевских категориях «возможность», «действительность», «движение» в контексте комментаторских и полемических сочинений Иоанна Филопона // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. № 1. Том 2. Философия. СПб., 2013. С. 40-51.

Nicholas of Methone and his polemics against Proclus in the context of the Early Byzantine theological and philosophical thought // Saint Emperor Constantine and Christianity. Vol. II. International Conference Commemorating the 1700th Anniversary of Edict of Milan. 31 May - 2 June 2013 / Ed. Prof. D. Bojcovic. Nis, 2013. P. 181-188.

К вопросу о специфике «христологических программ»: естественнонаучные и философские предпосылки в полемике между монофизитами и халкидонитами в Византии (Иоанн Филопон и Иоанн Дамаскин) // Філософська думка. Sententiae. Спецвипуск: Християнська теологія і сучасна філософія. 3, 2012. Інститут філософії ім. Г. Сковороди НАНУ, Вінницький національний технічний університет, 2013. С. 159-171.

Риторика, связанная с иудаизмом, в антиарианской полемике Каппадокийского кружка // Иудаизм эпохи Второго Храма, раннее христианство и античность (взаимодействие в истории, литературе и культуре, и отражение этого периода в культурной памяти Средних веков и Нового времени) / Отв. ред. И.Р. Тантлевский. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. С. 123-129.

[Указатели, в:] Шуфрин А.М. Гнозис, Богоявление, Обожение: Климент Александрийский и его источники / Пер. с англ. В.Р. Рокитянского. (Византийская философия, т. 10). М., 2013. С. 271-297.

Труды по истории византийской религиозной философии. Т. 1. Sanktum, 2013 [сборник статей] [см. на сайте]

Парадигмы причастности и проблематика универсалий у Иоанна Дамаскина // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. 6 (35), 2013. С. 162-166.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том IX: Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь Песней / Пер. с англ.,  греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Дж. Роберта Райта / Русское издание под редакцией Д.С. Бирюкова. Тверь: Герменевтика, 2012.

О некоторых особенностях богословского языка у прп. Симеона Нового Богослова // Записки Александрийского семинара. Вып. 2, 2012. Изд-во Философского факультета СПбГУ. С. 39-45.

Τό ἄπειρον: аспекты понимания у Иоанна Филопона, поздних платоников и св. Иоанна Дамаскина //  EINAI: Проблемы философии и теологии. №1 (001) 2012

Монах Давид Дисипат. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров / Под общ. ред. А.И. Солопова; науч. ред. Д.С. Бирюков; сост. Д.А. Поспелов; пер. с древнегреч. З.А. Барзах, А.И. Волчкевич, А.В. Маркова, Д.А. Поспелова, Д.А. Черноглазова. Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. – (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). 

Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах // Там же. С. 7-62.

Тема энергий как привходящего // Там же. С. 63-70.

О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров // Там же. С. 71-85.

Примечания / Дивномудрого монаха Давида Дисипата против Акиндина стихи // Там же. С. 89-118.

Примечания / Честнейшего и мудрейшего монаха господина Давида история вкратце, как получила начало лукавая ересь Варлаама и Акиндина // Там же. С. 121-138.

[Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Черноглазов Д.А.] Примечания / Слово господина Давида Дисипата о богохульствах Варлаама и Акиндина, отправленное письмом господину Николае Кавасиле // Там же. С. 139-246.

[Бирюков Д.С., Волчкевич А.Ю.] Примечания / Варлаам Калабрийский. Избранные письма; Григорий Акиндин. Письмо XII  // Там же. С. 249-272.

Примечания / Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже царице // Там же. С. 273-283.

К вопросу о философских течениях в средней Византии: Николай Мефонский и его полемика с учением Прокла в контексте проблемы универсалий // Записки Александрийского семинара. Вып. 1. Изд-во Философского факультета СПбГУ. С. 54–69 

Учение Климента Александрийского и гипотезы платоновского „Парменида“ // Црквене Студjе. Годишњак Центра за црквене студjе. Година VIII. Броj 8. Ниш, 2011. С. 61–69.

Учение Иоанна Филопона о движении в VI-й книге трактата «Против Аристотеля, о вечности мира» // Acta eruditorum. СПб.: Изд-во РХГА. Вып. 9, 2011. С. 67-70.

Проблема универсалий в византийской философии. Ч. 1. Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУАП, 2011.

К вопросу об использовании учения Аристотеля в паламитских спорах // Философия. Теология. Наука. Сборник материалов Первых Чтений, посвященных А.Г. Чернякову. Труды ВРФШ №10 /  Составитель Н.А. Печерская. СПб.: Издательство Института «Высшая религиозно-философская школа», 2011. С. 23-33.

[Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Шуфрин А.М.] Византийская философия: философия или богословие? (переписка из трех углов) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 2. Философия. 2, 2011. С. 25–34 [электронная версия].

Николай Мефонский и его полемика против Прокла в контексте «византийского Прокл-Ренессанса» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 12:1, 2011. С. 114–122. [электронная расширенная версия статьи на портале "Богослов.ру"] 

Книга еретиков / Сост., предисл., коммент. Д. Бирюкова. СПб.: Амфора; Изд-во РХГА, 2011. (Александрийская библиотека) [Содержание]

Ереси и еретики // Там же. С. 5-21 [Основная часть статьи на портале "Богослов.ру"]. 

[Статьи:] Ориген; Арий; Аэций; Евномий; Мессалианство; Несторий; Бабай Великий; Пелагий и пелагианство; Евтихий и Диоскор; Севир Антиохийский; Иоанн Филопон; Иоанн Скот Эриугена; Богомильство; Иоанн Итал; Сотирих Пантевген; Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин; Никифор Григора // Там же.

Комментарии [к текстам первоисточника] // Там же.

[Бирюков Д.С., Даровских А.А.] Полемика между Григорием Нисским и Евномием о возможности общности в Троице и тема энергий // Научная сессия ГУАП: Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. Издательство СПбГУАП, 2011. С. 41-44.

Праця Юрiя Чорноморця про вiзантiйський неоплатонiзм // Украiнське релiгiезнавство, 2011. C. 176-180. 

К вопросу об использовании философского языка Прокла в учении Никифора Григоры // Verbum. Вып. 12. Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры. Альманах. / Под ред. О.Э. Душина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. C. 5-34.

Философские основания неоарианства. Вторая половина IV в. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010.

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека // Вестник РХГА. Том 11, вып. 4, 2010. [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том XIV: Двенадцать пророков / Под редакцией Альберто Ферейро / Русское издание под редакцией Д.С. Бирюкова, пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2010. 368 с. [Введение]

Иросанфион, или Новый Рай: Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв. / Пер. Н. А. Олисовой, О. А. Родионова, А. Б. Ваньковой, комм. Н. А. Олисовой; отв. ред. Д. С. Бирюков. Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010. [рецензия]

Стоическая тема "всецелого смешения" в контексте описания мистического опыта в византийской христианской традиции // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей международной научной конференции / Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2010. С. 169-176.

Св. Александр Александрийский // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 1 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 4; Smaragdos Philocalias). С. 99–106. [См.]

Арий // Там же, с. 116–131 (статья; редактирование перевода).

Примечания // Арий. Талия; Послание к Александру Александрийскому // Там же, с. 132–138.

Астерий-софист // Там же, с. 139–145. 

Подобосущники // Там же, с. 197–206. 

Аэций // Там же, с. 220–230. 

Аэций. Синтагматион (фрагменты) // Там же, с. 231–234 (перевод с древнегреч.). 

Примечания // Аэций. Синтагматион // Там же, с. 231–234. 

Евномий // Там же, с. 235–247. [см. здесь]

Евномий. Апология на Апологию (фрагменты) // Там же, с. 267–268 (перевод с древнегреч.). 

Св. Василий Великий. Полемика с Евномием // Там же, с. 269–290 (статья, комментарии). 

Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика // Там же, с. 291–300. 

Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием // Там же, с. 315–322. 

Примечания // Свт. Григорий Нисский. Против Евномия  // Там же, с. 323-330. 

Св. Григорий Нисский // Там же, с. 397–405 (в разделе «Формирование антропологических концепций»). 

Дионисий Ареопагит: учение о Боге и о Божественных именах  // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 5; Smaragdos Philocalias). С. 7–18.  

Св. Симеон Новый Богослов // Там же, с. 283–292. 

Примечания // Св. Симеон Новый Богослов. Гимн тридцатый // Там же, с. 293–300. 

Николай Мефонский. Полемика с латинянами и Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла, в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий // Там же, с. 341–370. [материал из статьи использован в интернет-публикации на портале "Богослов.ру": Триадологическая проблематика в XII в.: Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице, полемика с латинянами и Сотирихом]

Св. Григорий Палама // Там же, с. 448–466. 

Комментарии; примечания // Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах перед лицом императора // Там же, с. 467–476. 

Григорий Акиндин // Там же, с. 467–476. [см. здесь]

Примечания // Исповедание веры Григория Акиндина, иеромонаха, обращенное к госпоже-царице // Там же, с. 467–476. 

Никифор Григора  // Там же, с. 548–562.

Никифор Григора. Первый антирритик (фрагменты); Ромейская история (фрагменты) (перевод с древнегреч., совместно с А. Ю. Волчкевич и Т. А. Щукиным) // Там же, с. 563–569. 

Примечания // Никифор Григора. Первый антирритик; О всецелом и в себе существующем эйдосе, который созерцается одним лишь умом; Ромейская история Ромейская история  // Там же, с. 569-571. 

Тема описания человека через "схождение особенностей" у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. Вып. 42. М.: Издательство Московской патриархии, 2009. С. 87-109 [рецензия на статьи номера]

Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009. (Smaragdos Philocalias). С. 113-173. [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"] [описание книги

О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложении Факрасисом // Там же, с. 17-21.

Комментарии (совместно с Д.И. Макаровым) // Там же, с. 61-111.

Антропологические парадигмы в византийской философии. Текст лекции. СПб.: ГУАП, 2009. - 36 с.

Некоторые аспекты монадологии в позднеантичной и византийской философии // Acta eruditorum. Вып. 6, 2009. С. 75-79.

«Образ», «подобие», платонизм, христианство и учение подобосущников // Подобие и подражание в средневековой культуре. Сборник статей. СПб.: Философский факультет СПбГУ, 2009. С. 33-56.

Полемика Григория Назианзина с имп. Юлианом и современная научная парадигма: механизмы функционирования языка // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы Пятой международной богословской научно-практической конференции 16 мая 2008 г. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2009. С. 46-53.

Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции // Волшебная гора. 15, 2009. С. 58-67.

Пс.-Дионисий Ареопагит о причастности и причинности // Философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований. Материалы VI молодежной школы Platonopolis: сборник статей / Отв. ред. Р.В. Светлов, А.В. Цыб. СПб., 2009. С. 34-39.

The Strategies of Naming in Polemic between Eunomius and Basil of Caesarea in Context of Antic philosophical Tradition // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclesiastique. T. 4. Byzantinorossica, 2008. P. 103-121 [переиздание] [электронная версия]

Тема причастности высшей природе в учениях об иерархии сущего: Порфирий, Григорий Нисский et. al. // Истина и диалог. Труды международной научной конференции. Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008 г. Русская христианская гуманитарная академия; Universidad de Navarra. СПб., 2008. С. 148–167.

Философские категории и значение копулы «есть» в «Синтагматионе» Аэция-арианина: историко-философский бэкграунд // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 8 / Отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2008. C. 194–215. 

Рационализм и его пределы в арианском учении // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2:2, 2008. С. 213–226.

Стоики и принцип идентичности индивида // Плутарх. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 351–381.

Богословско-философские основания учения Ария // Вестник РХГА. 9(1) 2008. С. 265–280.

Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский // Вестник РХГА. 8(2) 2007. С. 92-110 [электронная версия статьи на портале "Богослов.ру"]

Примечания // Прп. Максим Исповедник. Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. (Византийская философия, т. 2).

Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. (Византийская философия, т. 1).

Стратегия именования в первой «Апологии» Евномия и учение стоиков // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2006/07 г. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 69-75.

Полемика свт. Григория Нисского и Евномия в контексте античных логических учений // Проблемы теологии. Вып. 4. Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 февраля 2007 г. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2007. С. 87–93.

Вера – язык: Юлиан и свт. Григорий Назианзин // Император Юлиан. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 55–88.

Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих) // Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). С. 37-43.

Об «онтологической дифференции» у Аристотеля в перспективе формирования философского языка патристики // VERBUM. Вып. 8. Medievalia: идеи и образы средневековой культуры / Под ред. О.Э. Душина, Д.В. Шмонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 230–241.


[больше ссылок на материалы в интернете см. здесь]

Научно-организацион-ная работа

Отв. секретарь серии «Византийская философия»; ученый секретарь Института истории христианской мысли при Русской христианской гуманитарной академии; научный руководитель Научно-образовательного центра Проблем философии, религии, культуры при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения.       

   e-mail:                           [email protected]