Программа спецкурса для студентов факультетa философии, богословия и религиоведения     (1999;2008)

Д.В.Шмонин, доктор философских наук, профессор


Тема 1. XVI век в интеллектуальной и духовной жизни Европы: христианский гуманизм и Реформация

XVI век в истории Европы: от «осени Средневековья» к раннему Новому времени. Развитие городов и рыночных отношений. Осознание последствий великих географических открытий и «усвоение» территорий и богатств Нового Света. Начало «эпохи европейского преобладания». Становление буржуазных политико-правовых отношений и юридического мировоззрения. Специфика социальных, межнациональных, колониальных, религиозных конфликтов XVI столетия.

Влияние христианского гуманизма XVI в. на духовную и интеллектуальную жизнь европейского общества и подготовку Реформации. Эразм Роттердамский (1466–1536) и его последователи: Альфонсо де Вальдéс (1490–1532), Хуан Луис Вивес (1492–1540), Луис де Леон (1527–1591). Томас Мор (1480–1533). Мигель Сервет (1509/15–1553).

Начало и развитие реформационного движения: Мартин Лютер (1483–1546). Ульрих Цвингли (1484–1531). Жан Кальвин (1509–1564). Реформация в Центральной и Северной Европе. Реформация в Англии. Особенности Реформации в Испании. Систематизация лютеранства: Филипп Меланхтон (1497–1565). Проблемы реформационной идеологии, теологии, этики. «Аугсбургское вероисповедание». «Шмалькальденские артикулы» о власти папы. Полемика между Лютером и Эразмом о свободе воли.

Тема 2. XVI век в интеллектуальной и духовной жизни Европы: Контрреформация

Понятие «Контрреформация». Контрреформация как «католическая реакция» и как «внутренняя реформа католицизма». Истоки контрреформационного движения. Постановления V Латеренского собора (1512–1517). «Проект исправления церкви» комиссии кардинала Контарини (1536–1537). Дискуссии о путях реформы и подготовка к вселенскому собору.

Тридентский собор (1545–1563): разработка контрреформационной программы. Сессии и заседания собора. Основные темы, проблемы, дискуссии. Деятельность протестантов в ходе собора. Роль доминиканских докторов в подготовке документов. Теология и философия томизма как теоретический фундамент католической реформы. Идея «перестройки крепкого здания» и контуры «нового католицизма»: Декреты и постановления: «О Реформе», «О канонических книгах», «О таинствах», «О папском авторитете». Итоги и значение Тридентского собора.

Монашеские ордена в движении Контрреформации. Реформа францисканского ордена (1525) и ее следствия. Бенедиктинцы. Создание и деятельность театинцев, бариабитов, братьев милосердия, других новых церковных объединений.

Основание «Общества Иисуса» (1534). Игнасио Лойола (1491–1556). Первые два десятилетия деятельности иезуитов. «К вящей славе Божьей»: цели и задачи ордена. Структура и организация. Особенности нового монашеского объединения.

Быстрое усиление иезуитов в середине – второй половине XVI в., его причины. Внутрицерковная и политическая деятельность иезуитов. Миссионерская деятельность Общества Иисуса. Иезуиты и Новый свет. Иезуитская система образования. «Ratio studiorum» – педагогический устав иезуитов. Создание сети коллегий, академий и университетов. Общество Иисуса как основная интеллектуальная и духовная сила католической Контрреформации.

Тема 3. Контрреформация и возрождение схоластики. Вторая схоластика

Оформление контрреформационной программы в ходе Тридентского собора и необходимость философского осмысления и развития идей Контрреформации.

Возрождение схоластики под воздействием решений Тридентского собора. Роль университетов Италии, Испании и Португалии в развитии схоластической мысли.

Понятие «вторая схоластика». Вторая схоластика в историко-философской перспективе. Спорные вопросы периодизации. Схоластика «ранняя», «высокая», «поздняя». Хронологические рамки второй схоластики. Специфические черты второй схоластики. Вторая схоластика как форма саморефлексии средневековой философии. Вторая схоластика и идеи Возрождения. Вторая схоластика как католическая философия эпохи Контрреформации. Ведущая роль теологов и философов Общества Иисуса в развитии второй схоластики.

В преддверии второй схоластики. Схоластическая мысль конца XV – первой трети XVI вв.: от кризиса к обновлению. Философия и теология доминиканских докторов. Томмазо де Вио (Каэтан, 1468-1534): комментарии к Аристотелю, Порфирию, Фоме, трактат «О понятии сущего». Томистская теология и рождение философии международного права: Франсиско де Виториа (1483/86-1546), Доминго де Сото (1494-1560).

Философия и теология доминиканцев «младшего поколения». Бартоломé де Карранса (1503–1576). «Дело Каррансы». Мартин де Ледесма (1509–1574). Борьба с усилением иезуитов: Мельчор Кано (1509–1560), Доминго Баньес (1528–1604).

Тема 4. Вторая схоластика: основные представители, темы и проблемы

Многообразие теоретической деятельности иезуитов. Разработка теологических, философских, политико-правовых, этических проблем, полемика с протестантами. Основные центры образования и учености иезуитов: Университеты в Коимбре (Португалия), Саламанке (Испания) и Григорианский университет (Римская коллегия) в Италии.

«Португальский Аристотель» Педро да Фонсека (1428–1599). Комментарии к «Физике» и «Метафизике» Стагирита. «Основания диалектики» (1564). «Философское введение» (1591). Особенности теории познания Фонсеки. Коимбрские теологи (Мануэль де Гоес, Косме де Магалланьш, Бальтасар Альварес, Себастиан де Коуто), их «Cursus Conimbricensis».

Роберто Беллармино(1542-1621): проповедник, полемист, идеолог Контрреформации. Преподавательская деятельность в Риме. «Спорные пункты» («Контроверзы») – «сумма для верующего интеллектуала». Дискуссии с протестантами. Полемика с Джордано Бруно.

Франсиско де Толедо (1532-1596): комментарии к Аристотелю и Фоме Аквинскому. Специфическое понимание томизма. Теория познания. Принцип индивидуации.

Луис де Молина(1535-1600). Проблема свободы воли и божественного предопределения. «Согласие свободного выбора с божественным предвидением, провидением, предопределением и осуждением». Полемика с доминиканцами («De auxiliis») и протестантами.

Метафизика и теология Габриэля Васкеса (1549–1604). Проблема бытия, сущности и существования, души и тела. Познавательные способности человека. Пробабилизм в этике: «Моральные сочинения» Васкеса. Хуан де Луго (1583–1660): развитие пробабилистской доктрины, теологические сочинения.

Тема 5. Философско-теологический синтез Франсиско Суареса

Франсиско Суарес (1548–1617) – вершина второй схоластики, автор последней крупной схоластической системы. Биография и произведения Суареса. Суарес и католицизм. Суаризм как официальная доктрина иезуитов.

Наследие Суареса в зарубежной и отечественной истории философии. Суарес в истории испанской и ибероамериканской мысли. Суаризм и современная западная философия. М.Хайдеггер о Суаресе. Суаристские исследования в ХХ в.

«Исторический подход» Суареса. Философия Суареса: источники и предшественники. Суарес и Аристотель Суарес и Фома Аквинский. Суарес и Иоанн Дунс Скот. Суарес и номиналисты. «Via media» Суареса. Суарес и Возрождение.

Система и метод Суареса. Самостоятельный характер философии. Взаимосвязь теологии и метафизики. Принцип рассмотрения теологических вопросов как метафизических. Жанр, стиль и содержание произведений Суареса: «дух» и «форма». «Экспозитивный» метод изложения. Логический строй мысли Суареса. Учение о первых принципах доказательного знания.

«Метафизические рассуждения» – важнейшее философское произведение Суареса. Структура «Рассуждений». Предмет метафизики: сущее как таковое. Принцип творения. Сущее бесконечное и конечное. Аналогия бытия. Учение о сущем, его всеобщих свойствах. Акт и потенция. Сущность и существование. Материя и форма. Принцип индивидуации. Субстанции и акциденции. Учение о причинности. Понятие «образцовой причины». Учение о пространстве и времени. «Воображаемое пространство». Физика, метафизика и гносеология в суаристской системе.

«О душе». Теория познания Суареса. Познание как установление соответствия между познавательной способностью и предметом. Познание как тенденция, апроксимация и апрегензия. Учение Суареса об интенциональности. Интенциональные виды, их посредническая роль в познании. «Интенциональное бытие» познаваемых предметов. Чувственные и интеллектуальные виды. Интенциональные виды и непосредственное познание. Познание индивидуального. Интеллектуальная интуиция. Вопрос о статусе универсалий. Классы универсалий. Интеллектуальное познание. Слово (verbum) как акт мысли. Статус и значение слова. Понятие «сущих разума» и их роль в суаристской гносеологии. Познание и бытие.

Суарес как теолог и деятель Контрреформации. Бог и сотворенный мир в «Varia opuscula theologicae»: проблемы божественной поддержки, божественного знания, благодати и справедливости. Суарес в полемике с англичанами. Трактат «Defensio fidei catholicae»: 6 книг о преимуществах католической веры. Судьбы трактата.

Суарес как теоретик права и политический мыслитель. Теологические основания философии права. «De legibus». Понятие закона. Классификация законов. Вечный закон. Законы естественные и положительные (позитивные), божественные и человеческие, гражданские и канонические. Закон как результат мыслительной абстракции. Закон как акт сознания и воли. Закон и здравый смысл. Родовое и естественное право. Происхождение государства. «Первый» и «второй» общественные договоры. Гражданское право. Суверенитет народа и ответственность правителя. Способы легитимации власти. Монархия как оптимальная форма правления. Международное право. Право войны и мира. Философия права Суареса и конкиста. Суарес и теоретики естественного права. Суарес и Гуго Гроций. Суарес и либерально-демократические ценности новоевропейской цивилизации. Суарес и Локк.

Философско–теологический синтез Суареса, его влияние на метафизику Нового времени. Суарес и Декарт. Суарес и Лейбниц. Суарес и западная русская традиция.

Вторая схоластика в истории философии: общие замечания.

Литература

Ко всему курсу

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М., 1980.

История философии: Запад—Россия—Восток. Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 2. М., 1996.

Культура Возрождения XVI в. М., 1997.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени / Под ред. проф. Г.Е. Лебедевой. СПб., 1996.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. СПб., 1997.

Философия западноевропейского Средневековья / отв. ред. Д.В.Шмонин. Учеб. пособие. СПб., 2005.

Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII вв. М., 1984 (2-е изд.: М., 1996).

Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. Л., 1974.

Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.

К теме 1

а) источники

Вивес Х.-Л. О причинах упадка искусств; О приемах словесного выражения // Эстетика Ренессанса: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 460-470; Т.2. С. 310-316.

Вивес Х.-Л. О душе и жизни. Избранные фрагменты из 3 книги / Пер. С.Ю. Трохачева // Вестник Русского христианского гуманитарного института. 2004. Т. 5. С. 343‑363.

Виториа, Ф. де. Лекции об индейцах и военном праве // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 273-277.

Вальдес Х. де. Диалог о языке (фрагмент) / Пер. Э. Чашиной // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977. С. 91-100.

Леон Л. де. Стихи. Сонеты // Поэзия испанского Возрождения / Пер. с исп. М., 1990. С. 131-146

б) исследования

Будрин Е. Михаил Сервет и его время. Казань, 1878.

Бургете М.Р. Мигель Сервет – гуманизм и наука // Идеи Возрождения и философия Нового времени. М., 1986.

Гуманизм и религия. Л., 1980.

Душин О.Э. Между средневековьем и Новым временем: М.Лютер и номинализм // Verbum. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура XVI–XVII вв. СПб., 1999. (Далее – Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.)

Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.

Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви. Минск, 1996.

Культура эпохи Возрождения и Реформация / Под ред. акад. В.И.Рутенбурга. Л., 1981.

Леон Л. Де. Стихи. Сонеты // Поэзия испанского Возрождения / Пер. с исп. М., 1990.

Лосев С.С. Испанский гуманизм XV–XVI вв. Представители и проблемы // Вопросы истории. 1987. № 2.

Лютер М. Время молчать прошло. Избр. произв. 1520–1526 гг. Харьков, 1992.

Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Штейн А.А. Эпоха Возрождения // Штейн А.А. История испанской литературы. М., 1994.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

К теме 2

Андрееев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI – начало XIX в. М., 1998.

Бемер Г. Иезуиты. Ли Г. Инквизиция. СПб., 1999.

Гетте В. История иезуитов. В 3 т. М., 1911–1912.

Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970.

Гризингер Т. Иезуиты. СПб., 1999.

Документы Тридентского собора // Хрестоматия по всеобщей истории. Ч. 1. Эпоха гуманизма и реформации. Киев, 1914.

Лозинский С.Г. История папства. 3-е изд. М., 1986.

Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). М., 1955.

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. Ч. 1. М., 1994.

Шмонин Д.В. Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. СПб., 1902.

Brodrick, J. The progress of the jesuits (1556-1579). London, 1946.

Hanke L. The Spanish Struggle for Justice in the Conquest of America. Boston, 1965.

К темам 3—4.

а) источники

Беллармино Р. Наука благополучно умирать... М., 1783.

Томмазо де Вио (Каэтан). О понятии сущего / Пер. М.А.Гарнцева // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.

Bellarminus R. Disputationes... de Controversiis Christianae fidei ... Ingolstadii, 1590.

Bellarminus R. Compendium doctrine christianae. Cracoviae, 1606.

Cano M. Tratado de la victoria de sí mismo // Biblioteca de autores españoles. T. LXV. P. 303-324.

Collegii Conimbrigensis Societatis Iesu Commentarii doctissimi in logicam Aristotelis. Coloniae, 1604. T. 1-2.

Collegii Salmanticensis Cursus theologicus et moralis. S.e., s.a. T. 1-2.

Fonseca P. Commentariorum in Metaphysicarum Aristotelica Stagiritae libros. En 4 vols. Coloniae, 1604.

Molina L. Liberi arbitrii concordia... Antverpiae, 1609.

Molina L. De Iustitia et Iure. En 4 vols. Coloniae, 1614.

б) исследования

Гарнцев М.А. Онтологическая проблематика у Каэтана и его трактат «О понятии сущего» // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.

Мотрошилова Н.В. Неосхоластика. Фр. Суарес // История философии: Запад—Россия—Восток. Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 2. М., 1996.

Шмонин Д.В. Понятие «вторая схоластика» в отечественной истории философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 8-й межд. конф. молодых ученых. СПб., 1997.

Abellán J.L. Historia crítica del Pensamiento español. T. 2. Madrid, 1986.

Bellarmino e la Controriforma. Atti del Simposio Internazionale de studi. Sora, 15-18 Ottobre, 1986. Sora, 1990.

Hamilton B. Political thought in Sixteenth-century Spain. A study of the political ideas of Vitotia, Soto, Suárez and Molina. Oxford, 1963.

Marías J. Historia de la filosofía. 28 ed. Madrid, 1976.

The Cambridge history of Later Medieval philosophy. 1100-1600. Cambridge, 1982.

К теме 5.

а) источники

Суарес Ф. Метафизические рассуждения / пер. с лат. Г.В.Вдовиной, вступ. ст. Г.В.Вдовиной, Д.В.Шмонина. М., 2007.

Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Предисловие и 1 раздел первого рассуждения («О природе первой философии, или метафизики») / Пер. с лат. и коммент. М.Р.Бургете // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.

Суарес Ф. Метафизические рассуждения. V рассуждение. Об индивидуальном единстве и его принципе. Фрагмент / Пер. с лат. и коммент. Т.В. Антонова // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Суарес Ф. Метафизические рассуждения. XXXI рассуждение. О сущности конечного сущего как такового, о его бытии, а также об их различении. Фрагмент / Пер. с лат. и коммент. К.В. Суториуса // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Суарес Ф. О душе Комментарии на книги Аристотеля «О душе». Введение (фрагмент) / пер. с лат. и прим. Д.В.Шмонина // Verbum: Альманах. Вып. 5. СПб, 2001. С. 174‑183

Суарес Ф. О душе. Рассуждение IX. Об интеллектуальной способности. Вопрос 1. Имеет ли интеллект адекватный предмет познания и каков он / пер. с лат. и прим. Д.В.Шмонина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007.Т. 8 Вып. 1. С. 83‑87.

Suarez Franciscus. Metaphysicarum Disputationum. 2 vols. Venetiis, 1619.

Suarez Franciscus. Commentaria, ac Disputationes in primam partem divi Tomae. Moguntiae, 1604.

Suarez Franciscus. Varia opuscula theologica. Moguntiae, 1600.

Suarez Franciscus. Opera de religione. 4 vols. Lugduni, 1613.

Suarez Franciscus. Defensio fidei catholicae et apostolae adversus Anglicanae sectae errores. Moguntiae, 1619.

Suárez, Fr. Conselhos e pareseres. 2 vols. Coimbra, 1948-52.

Suárez, Fr. Guerra. Intervención. Paz internacional. Madrid, 1956.

Suárez Francisco. Disputaciones Metafisicas. Ed. y trad. de S.R.Romeo [y otr.]. / Biblioteca hispanica de filosofia. Madrid., 1960. T. 1. [Disp. I-VI].

Suárez, Fr. Selección de «Defensio fidei» y otras obras. Buenos Aires, 1966.

Suarez, Fr. Über di Individualität und das Induationsprinzip (V Met. Disp.). Hamburg, 1976.

Suarez F. On individuation (De unitate individuali, eusque principio). Metaphysical Disp. V. Milwaukee, 1982.

б) исследования

Бургете М.Р. Проблема предмета метафизики в философии Франсиско Суареса // Проблемы истории домарксистской философии (Средневековый способ философствования) / ИФАН СССР. М., 1985.

Бургете М.Р. О «Метафизических рассуждениях» Фр. Суареса // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.

Вдовина Г.В. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 128-139.

Вдовина Г.В. Франсиско Суарес о метафизике и метафизическом познании // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005. С. 68‑98.

Вдовина Г.В. Суарес против Гуссерля: об интенциональной структуре понятий в средневековой и ренессансной схоластике // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 151-166.

Журавлев О.В. Идеология испанской империи и государственно-правовое учение Суареса // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Журавлев О.В., Шмонин Д.В. К 450-летию со дня рождения Франсиско Суареса // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Погоняйло А.Г., Шмонин Д.В. Принцип деления и принцип неделимости (Франсиско Суарес об индивидуации) // Начало. Журнал Института богословия и философии (Санкт-Петербург). 1996. № 3-4.

Погоняйло А.Г. То, чем всегда было «быть» (Еще раз о принципе индивидуации) // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Солонин Ю.Н. Философия Суареса в историко-философской перспективе // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Черняков А.Г. Учение Суареса о сущности и существовании в интерпретации Мартина Хайдеггера // Verbum. Вып. 1. СПб., 1999.

Шмонин Д.В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб., 2002.