ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

В. А. Аржанников*

ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ

В последнее время растет популярность нового направления в психологии - нейро-лингвистического программирования. Одним из важнейших достижений этого направления стало учение о модальностях внутреннего опыта. Согласно этому учению наше восприятие внутреннего опыта можно разделить на три основные модальности: визуальную, когда человек перерабатывает свой внутренний опыт с помощью зрительного анализатора; аудиальную, когда внутренний опыт перерабатывается с помощью слухового анализатора; кинестетическую - через осязательные, тактильные, тепловые ощущения.

В жизни используются все модальности. Но предполагается, что у каждого человека существует ведущая модальность (ведущая репрезентативная система), которой он пользуется чаще всего: визуальная, аудиальная или кинестетическая. Ведущую модальность можно определить по частоте использования в речи слов-предикатов, к ней относящихся.

Один и тот же субъект может также использовать различные модальности в разных контекстах. В частности, существует предположение, что отрицательно окрашенный эмоциональный опыт лучше виден, чем прочувствован, так как наблюдение его на расстоянии приводит к лучшей оценке и большему количеству альтернатив. Кроме того, предполагается, что социальный эмоциональный опыт воспринимается скорее в визуальной или аудиальной модальности, так как сигналы о нашем спонтанном взаимодействии с другими людьми поступают от внешних зрительных или слуховых каналов.

Знание ведущих модальностей имеет большое значение при организации диалогов, переговоров, обучения в школе и т.д. Кроме того, существуют различные гипотезы о связи между модальностями и личностными особенностями, полом, возрастом, социокультурным контекстом, которые нуждаются в эмпирической проверке.

В исследовании, проведенном в Русском Христианском гуманитарном институте был составлен опросник для определения модальностей - опросник ВАК-профиля (по первым буквам трех модальностей: визуальной, аудиальной и кинестетической). Принципы построения опросника аналогичны принципам, опираясь на которые К. М. Майер-Трелтш проводил исследование модальностей у мексиканских и европейских (французских и немецких) студентов.

В ходе обоих исследований были использованы различные типы эмоционально окрашенного опыта: социально-положительный, социально-отрицательный, индивидуально-положительный, индивидуально-отрицательный. Для каждого из них были построены вопросы, на которые следовало дать ответ в одной из систем представления: визуальной, аудиальной или кинестетической.

В исследовании Русского Христианского гуманитарного института участвовали 35 студентов (11 мужского и 24 женского пола в возрасте от 18 до 38 лет).

В исследовании Майер-Трелтша участвовали 100 мексиканских студентов (52 мужчин и 48 женщин в возрасте от 18 до 27 лет), а также три французских и три немецких студента (три женщины и три мужчины в возрасте от 20 до 25 лет).

В России у 45,5 % исследуемых выявлена визуальная ведущая модальность, у 31,5 % - кинестетическая, у 23 % - аудиальная.

Среди мексиканцев по исследованию Майер-Трелтша 63 % имеют кинестетическую ведущую модальность, 20 % - аудиальную, 17 % - визуальную.

Среди французов и немцев, по исследованию Майер-Трелтша, 49 % имеют ведущую кинестетическую модальность, 38,5 % - визуальную, 12,5 % - аудиальную.

На основании анализа данных исследования в РХГИ подтверждается гипотеза о том, что мужчины более достоверно предпочитают визуальную модальность, чем женщины (64 % против 36 %). Несмотря на то, что процент женщин-кинестетиков превосходит процент мужчин-кинестетиков (32 % против 27 %), незначительность этого превышения не позволяет сделать вывод о значимости данного предпочтения.

В исследовании Майер-Трелтша (в связи с малым объемом выборки среди французских и немецких студентов, данная гипотеза проверялась только на мексиканских студентах) не было выявлено достоверных различий между предпочтениями модальностей у мужчин и женщин. Исследования среди студентов РХГИ показали, что 54 % студентов оценивают через визуальную модальность индивидуальный эмоциональный опыт, в то время как визуальная модальность является ведущей для 45,5 % студентов. В исследовании Майер-Трелтша 67 % мексиканских студентов оценивают индивидуальный эмоциональный опыт через кинестетическую модальность, в то время как кинестетическая модальность является ведущей для 63 % студентов. Таким образом, если исследования Майер-Трелтша подтверждает гипотезу о том, что число воспринимающих индивидуальный опыт через кинестетическую модальность увеличивается, то исследования среди русских эту гипотезу не подтверждают. Наоборот, русские склонны воспринимать индивидуальный опыт через визуальную модальность.

Исследования среди студентов РХГИ показали, что 43 % студентов оценивают через кинестетическую модальность отрицательно окрашенный эмоциональный опыт, в то время как кинестетическая модальность является ведущей для 31,5 % студентов.

В исследовании Майер-Трелтша только 59 % мексиканских студентов воспринимают отрицательно окрашенный эмоциональный опыт через кинестетическую модальность, в то время как кинестетическая модальность является ведущей для 63 % студентов.

Таким образом, если у мексиканских студентов при отрицательно окрашенном эмоциональном восприятие внутреннего опыта через кинестетическую модальность уменьшается, то у русских увеличивается. Это является важнейшей особенностью, так как в кинестетической модальности (в отличие от визуальной и аудиальной) мы можем только воспринимать и вспоминать, но не можем конструировать, что ухудшает возможность точной оценки причин и следствий ситуации с отрицательно окрашенным эмоциональным опытом и уменьшает возможности работы с ней, стимулируя постоянное ее переживание.

Проведенные исследования показали, что русские отличаются от мексиканцев, французов и немцев большим предпочтением визуальной и аудиальной модальности. Кроме того, русские студенты отличаются от мексиканских тем, что склонны воспринимать индивидуальный опыт через визуальную модальность, а отрицательно окрашенный эмоциональный опыт - через кинестетическую модальность.

Учет выявленных особенностей соотношения модальностей может оказаться полезным при организации межкультурных контактов, переговоров, в совместном предпринимательстве и т.п. Н. В.

* Владимир Анатольевич Аржанников, студент V курса РХГИ.


© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000