ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

Е. В. Чудайкина*

УДИВИТЕЛЬНОЕ, СТРАННОЕ, ПРОСТОЕ И НЕПРОСТОЕ СЛОВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФУНКЦИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Удивительное, странное, простое и неповторимое, сумасшедшее, актуальное, смешное, грустное, властное, дерзкое, жестокое, безжалостное, верное и изменчивое… слово.

"В начале было слово…"

Слово - первое, что заложило фундамент для будущего существования мира. В мистической традиции слово - это символ божественной власти.

Индуистское представление о том, что вибрация священного первородного звука сделало задуманный мир явным, встречается во многих традициях. Слово - центральная единица существования всего. Слово определяет, дает право на жизнь.

В "Книге бытия" говорится, что мир был создан Словом Божьим, Евангелие от Иоанна начинаются с фразы "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог."

"Словом можно убить, словом можно спасти, сло-вом можно полки за собой повести."

Слово - это способ воздействия на людей. Этим способом владеют последователи технологий нейро-лингвистического программирования. Внедряясь в психику человека они обеспечивают возможность приобретения знания и навыков путем программирования.

"Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею сходной с моей" (Г. Лейбниц).

Слово рождает язык, без которого невозможно присущие человеку формы познания мира и способы взаимоотношения с действительностью.

Более тесная связь языка и психики человека присутствует в психолингвистике. Язык существует в той мере, в какой наличествует внутренний мир говорящего, слышащего, пишущего, читающего. Психолингвистика пытается ответить на вопрос: что мы делаем, когда гово-рим и думаем.

Ещё в древней Греции с развитием философии и, особенно, с зарождением в V веке до н. э. науки об ораторском искусстве, главной теоретической проблемой стал вопрос о характере связи между предметом и его обозначением. В разработке проблемы большую роль сыграли Платон, Аристотель, Дионисий Фракийский, Варрон и др.

"Структуру мира человек отражает в языке, вот почему язык является одним из основных ключей познания Реальности" (Б. Рассел).

Человек познаёт мир воспринимая реальность через чувства выраженные в словах. Восприятие внешнего мира осуществляется через внутренний мир человека, который, в свою очередь, можно разделить на сознательный и бессознательный.

"Бессознательное - есть необходимое условия всякого совершенства" (Ф. Ницше).

Бессознательное - это структурный компонент психики. Это актуально неосознаваемые действия и психические явления. То есть это то, что проявляется в наших действиях или словах неосознанно. Это душа человека, одна из ее категорий. В основном, именно бессознательное скрывает исключительно верную информацию о человеке о его психике. Для познания внутреннего мира человека существуют различные тестирования, но в комплексе тестов можно обнаружить лишь каплю информации. Бессознательное - совершенно.

Имя прилагательное в русском языке - это часть речи, обозначающая не процессуальный признак (качество, свойство) и выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

В "Российской грамматике" М.В. Ломоносова (1755 г.) произошло разделение имени на существительные ("имена, значащие вещь самую"), и на прилагательные ("имена, значащие качество"), исходя из того, что "воображение вещей приводит в ум наш купно их качества."

В современном русском языке прилагательные - самый многочисленный класс слов, после существительных.

Я собрала больше тысячи прилагательных и в смысловом направлении разделила их на три плоскости: материальную, духовную, душевную. В этом отчасти усматривается философская концепция Платона: разделение на тело - дух - душу.

Материальное (лат. materialis) - есть плоскость, в которой усматривается лишь вещественный смысл прилагательных (подчеркивающий в данный момент содержание): телесный, вещный (стеклянный, деревянный, отдаленный).

Духовная (лат. spiritualis) плоскость включает в себя прилагательные, по смыслу выражающие любое движение, действие (активный, быстрый, длительный).

Душевная (лат. animalis) плоскость объемлет прилагательные, смысл которых в живом начале; они постоянно связаны с человеком и его чувствами.

Духовная плоскость тесно связана с душевной и является ее началом. Тем самым душа является носителем духа.

Благодаря трехплоскостной системе прилагательных, можно составить личностный тест, проводящий анализ бессознательности, которая, подобна зеркальному отражению, проявится в прилагательных. Последние - внутренний мир человека, его бессознательность. Через прилагательные легче осознать своё состояние, так как они создают абстрактный образ и тем самым, дают человеку возможность воспринимать информацию с точки зрения своей личности.

* Елена Вячеславовна Чудайкина, студентка II курса РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000