ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е.В.Рамзина*
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Современная школа активно ищет пути обновления. Создаются и разрабатываются новые методики и программы обучения, позволяющие быстрее осваивать сложный материал, но на втором плане остается личность учащегося, возможности его самораскрытия.
Перед школой все острее встает проблема подготовки человека к повседневной жизни, к ее проблемам, требованиям. В классно-урочной системе эта проблема не находит решения. Возможно ли в условиях школы оты-скать выход из этого положения?
Один из путей, на наш взгляд, это преподавание психологии в школе в виде уроков факультативов. Изучение предмета, нам кажется, особенно целесообразно в старшем школьном возрасте (8-11 классы). Это обусловлено возрастными особенностями ранней юности. Согласно концепции Г. А. Абрамовой, именно в это время у человека возникает проблема любви к себе и к жизни; остро ощущается диссонанс в "Я-концепции", возникает стремление к собственной целостности, к поиску своего жизненного пути; появляются переживания, связанные с отношением к противоположному полу; нарастает груз ответственности; начинают беспокоить проблемы взрослой жизни. Занятия на уроках психологии могут создать благоприятные условия для удовлетворения насущных проблем старшеклассников - в общении, самопрезентации и самореализации.
На базе школы № 37 (Василеостровский район) организованы еженедельные уроки психологии в виде факультативов, куда учащиеся приходят добровольно. Таким образом, мы работаем с малыми группами из 10-15 чело-век.
Главная цель наших уроков - работа с внутренним миром подростка, его переживаниями, эмоциями, интересами, его отношением к себе, к другим, к миру. Основная идея нашей программы - овладение практическими навыками на основе теоретических знаний. Эта идея лежит в основе как всего курса, так и отдельного занятия. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю в течении всего учебного года) и включает основные темы по общей и возрастной психологии, элементы тренинга и игровые упражнения. Содержание занятий определяется не только нашими намерениями, но и запросами учащихся, их психологическим настроем и пожеланиями.
На наш взгляд, важным является обращение на таких уроках к элементам тренинга, так как в этом случае занятия носят прикладной характер: участники переживают некий опыт, впоследствии становящийся материалом психологической рефлексии. Процессы, возникающие в малой группе, ввергают подростка в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяют ему подобрать и опробовать удобный для него стиль поведения, общения, применить "на практике" имеющиеся у него психологические знания.
Эффективность такого рода занятий мы видим в приобретении учащимися навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, окружающих событий; в открытии и принятии ими самих себя, в развитии индивидуальных навыков взаимодействия с миром людей, обстоятельств и событий, в умении употреблять и владеть имеющимися психологическими знаниями.
На данный момент сформировались две группы: в 8-ом и в 10-ом классах. Участники не желают, чтобы в их группу входили учащиеся из других классов. На наш взгляд, это объясняется тем, что школьный класс есть особая сформированная группа сверстников со своими правилами, законами и предпочтениями, которые закрепляются в течении всего времени существования класса.
Учащиеся в группе А (8 класс, 13-14 лет) выразили желание узнать как можно больше о себе, а учащиеся в группе В (10 класс, 15-16 лет) понять и узнать других. Кроме того, по сравнению с группой А, группа В оказалась более требовательной к информации, склонной к дискуссиям и диспутам.
Несмотря на то, что участники групп знали друг друга , на первых занятиях происходила "процедура" знакомства: проигрывали упражнения "ассоциация", "деление по признаку", что позволило им взглянуть друг на друга с другой стороны, узнать новое о себе и своих одноклассниках.
Как уже было сказано выше, содержание занятий определяется запросами учащихся, их пожеланиями. Мы предлагали участникам различные темы (по курсу общей и возрастной психологии), формы проведения занятий (выполнение упражнений и их обсуждение, взаимодействие в парах, заполнение и обработка тестов и др.) Наибольший интерес в обеих группах вызвали темы: личность, характер, темперамент, взаимодействие, конфликты, самооценка, оценка других. Из формы проведения занятий по душе больше пришлись упражнения и обсуждение того, что происходило, то есть само взаимодействие, "проживание" ситуаций. Тесты не вызвали большого интереса, участники часто отмечали то, что не узнали из тестов ничего нового.
Алгоритм работы группы мы рассмотрим на примере одного из занятий по теме "конфликты", где участники группы А проявили большую активность. Занятие разделялось на следующие этапы.
Разделение участников на пары и рассказ друг другу о своем реально произошедшем конфликте.
Разговор о чувствах, которые участники испытывали во время самого конфликта и во время своего рассказа "здесь и сейчас".
Сообщение каждого из участников о наиболее ярких чувствах, связанных с конфликтной ситуацией с фиксацией всех высказываний на большом листе бумаги.
Обсуждение результатов.
Предложения участников способов выхода из конфликтных ситуаций на основе личного опыта.
Группой было решено продолжить тему конфликтов еще на нескольких занятиях, что подтвердило актуальность и значимость выбранного направления. Важным на наш взгляд явилось то, что после этого занятия участники группы смогли разрешить некоторые свои сложные ситуации (об этом мы узнали из их рассказов через несколько дней после нашей встречи).
Что нового и специфичного есть в этих группах? Использование тренинговых элементов, техник по арт-терапии, гештальт-образов, обсуждение того, что произошло - не ново. Многими психологами - И. М. Никольской, Г. Л. Бардиер, И. А. Вахрушевой, Л. Г. Чериковой, Л. В. Яблоковой и др., работающими в школе, - все это применялось и применяется. На наш взгляд, самое важное - взаимодействие в группе, то что в ней происходит, что для себя открывает каждый из участников группы. На занятиях есть пространство и время, где можно высказаться, поделиться своими переживаниями, и главное - быть услышанным. В повседневной жизни школы, к сожалению, учащиеся не имеют такой возможности.
О результатах работы групп говорить пока еще рано, так как занятий было немного (по 8 в каждой группе). Но мы знаем из отзывов учителей, что некоторые ребята стали лучше учиться, сделались менее агрессивными. Главное, что участники сами отмечают: можно поделиться своими переживаниями, рассказать о том, что наболело, "посмотреть" на себя, на то, что "со мной происходит".
* Елена Валерьевна Рамзина, студентка IV курса РХГИ.
© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000