РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

 

М. В. Рыбакова*

РОДИЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ: ПЕРЕХОД ОТ ПРИРОДНОГО СОСТОЯНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ (НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКИХ И ИНДИЙСКИХ ОБРЯДОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА)

Место ритуала в жизни человека традиционной культуры. Связь между ритуалами жизненного цикла отдельного человека и всего коллектива в целом. Функции ритуала в традиционной культуре. Ритуал как залог гармоничных отношений между человеком и внешним миром, человеком и коллективом. Ритуал как установление баланса между биологическим и социальным статусом человека. Значение ритуала как психофизиологического регулятора во время лиминальных периодов в жизни человека. Роль родин в ритуальном сценарии жизни родителей и жизни всего коллектива.

Взаимосвязь между всеми ритуалами жизненного цикла. Свадебный ритуал как предпосылка и необходимое условие для рождения ребенка. Заключение брака в традиционном обществе - религиозная обязанность и социальная необходимость. Забота о будущем потомстве и ряд серьезных требований, предъявляемых к невесте и жениху. Пространственно-временная и календарная зависимости в проведении брачного ритуала. Свадьба как начальный этап родильной обрядности. Карпогонические обряды - залог успешного зачатия будущего потомства.

Специальные требования, предъявляемые роженице, и ряд ритуальных процедур, призванных обеспечить благополучие как матери, так и ребенка. Ключевые моменты в поведении роженицы и необходимые внешние условия для проведения успешных родов. Подбор определенного помещения для родов и его определенное месторасположение. Ритуальные процедуры, совершаемые роженицей, и роль повитухи во время и после родов. Специальные требования к тем, кто мог присутствовать при рождении ребенка и посещать роженицу после родов. Обряд родин. Поведение мужа во время родов и обряд кувада. Лиминальность статуса роженицы после родов и охранительные ритуалы, призванные обеспечить благополучие матери и ребенка. Возвращение женщины в социальную структуру и обретение ею нового статуса.

Взгляды традиционного общества на религиозный и социальный статусы мужчины и женщины и влияние этого фактора на ритуальные процедуры, призванные обеспечить рождение мальчика или девочки. Особое отношение к новорожденному: "дар божий" - "нечеловек". Применение специальных терминов среднего рода (дитя) или соби-рательных названий (мелочь, тварня) по отношению к но-ворожденным. Главные ритуальные моменты в родильной обрядности, направленные на отделение ребенка от прежнего природного состояния и ритуалы, призванные обеспечить обретение новорожденным нового статуса - "человека". Обрезание пуповины и обрядовое с ней обращение. Выход плаценты как вторые роды и ритуальное её погребение. Обмывание новорождённого и заворачивание его в старую отцовскую одежду (рубаху) - символическое значение этих процедур в родильной обрядности. Лиминальность положения новорождённого и постепенное его включение в социальную структуру. Выбор имени и обряд именаречения. Обретение ребёнком социальных родителей и наделение судьбой. Переход от природного состояния к культурному строительству. Ритуалы проводимые после первого года жизни ребенка и его постепенное включение в структуру коллектива.

Традиционная культура и интегрированные в неё сложные семейнородственные связи. Семья как минимальная отчётливо выраженная социальная единица. Роль коллектива в жизни отдельно взятой семьи и важное значение внутрисемейных отношений между родителями и детьми, детьми и ближайшими родственниками. Отсутствие проблемы отцов и детей в традиционном обществе. Определение роли ребёнка в системе семейно-родственных связей и постепенное его введение в коллектив. Ритуальные процедуры, призванные уменьшить психофизиологическое напряжение, возникающее у детей в определенные периоды жизни. Роль семьи на первоначальном этапе интегрированности ребенка, как в социальную, так и в религиозную жизнь коллектива.

* Марианна Владимировна Рыбакова, выпускница РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000