РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

А. Н. Семёнов*

"РИТУАЛ ПЕРЕХОДА" В АРХАИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ"

Ритуалом перехода" является практически любой обряд, так или иначе связанный с инициацией. Его аналоги и модификации можно встретить едва ли не в любой культурной традиции. Сам же ритуал представляет собой акт превращения профанной человеческой природы в иное, сакральное состояние. Этого состояния человек достигает в процессе так называемого "умирания", то есть символической смерти его предыдущей натуры с тем, чтобы так же символически возродиться для новой жизни и деятельности. Эта символическая смерть является своеобразной границей, которую как бы "переходит" человек в момент своего посвящения.

Примерами такого ритуала могут служить всевозможные виды священного поста, посвящений, инициаций и т.п. Так, на примере христианства, этот ритуал особенно ярко виден в истории с крещением и последующим 40-дневным постом Иисуса в пустыне, после чего он и начал своё служение. Современный христианский обряд крещения также предполагает в рамках христианской парадигмы рождение "новой твари" взамен прежнего "греховного человека", и даже присвоение ему нового имени.

В историческом континууме мы также можем увидеть всевозможные модификации этого ритуала в самых различных культурных традициях. Так, например, сугубо гражданский, и даже в чём-то коммерческий обряд триумфа в Римской империи, поначалу безусловно представлял собой сакральный ритуал пересечения армией-победительницей во главе с полководцем священной границы города, роль которой в глубокой древности выполняло подвешенное на двух поперечинах обыкновенное бревно. Позднее для этой функции была построена триумфальная арка.

Очень интересным примером "ритуала перехода" является древнегреческая традиция встречи гражданами полиса своего соотечественника-олимпионика. Как известно, он входил в город не через ворота, а через специально проделанный в стене пролом. Поскольку олимпионик сразу же становился героем полиса, то соотечественники его обожествляли, посвящали ему стихи, воздвигали статуи. Примечательно, что в этом ритуале символически умирал не человек, а каменная стена. В этом случае особенно ярко проявляется специфический дух древнегреческого характера, прославлявшего и воспевавшего всё героическое. Герой-олимпионик, ставший в одночасье потомком какого-нибудь бога или богини, как бы попирает и сокрушает своим пришествием сакральную границу полиса - его крепостную стену.

Интересной модификацией "ритуала перехода" являются и эсхатологические аспекты многих религиозных традиций, в особенности так называемых "мировых" - христианства, ислама и буддизма. Здесь в этом плане ключевым моментом выступает ожидание верующим человеком прихода Мессии, ушедшего в своё время от человечества, и пребывающего до своего пришествия в ином, скрытом от людей, духовном, состоянии. В христианстве подобная мифологема связана со вторым пришествием Иисуса Христа, в исламском шиизме - с последним "истинным халифом" Махди, а в буддизме Махаяны - с фигурой "совершенного Будды", Майтрейей.

Любопытно, что и для современной цивилизации также характерно использование прообразов "ритуала перехода". Их примерами в светской жизни могут служить все виды инаугураций, начиная с президентских, и кончая губернаторскими, а также традиция разрезания ленточки при открытии новых зданий и помещений. Кроме того, в повседневной жизни мы также встречаемся с подобными архаизмами в виде суеверных представлений, относящихся ко всему, что связано со входом в жилище. В качестве примеров здесь можно привести традицию прибивания подковы к входной двери, а также запрет на рукопожатия через порог и т.п. * Александр Николаевич

Семенов, студент III курса РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000