РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

Н. А. Шелков*

ПРОБЛЕМЫ БЕССМЕРТИЯ ДУШИ И ВОСКРЕСЕНИЯ ПО УЧЕНИЮ ГРИГОРИЯ

НИССКОГО Выдающийся отец церкви Святой Григорий Нисский родился в Неокессарии. Разные источники приводят разные даты его рождения в диапазоне от 330 до 335 г. Умер он около 395 г. Память Святого Григория отмечается Православной Церковью 23 (10) января. Вместе со своим братом Св. Василием Великим и Св. Григорием Назианзином принадлежит к богословской школе капподокийцев.

В юности Григорий учился у старшего брата Василия Великого, которого вместе с сестрой Макриной почитал и как духовных учителей. Судя по своим сочинениям, Григорий получил хорошее образование, прекрасно знал не только философию и риторику, но разбирался в медицине и естественных науках. В молодости предпочел светскую карьеру, стал ритором и женился. Но под влиянием Григория Назианзина и брата Василия посвятил жизнь служению Богу. Был рукоположен братом в городе Ниссе. Будучи человеком непрактичным, созерцательного склада, Григорий помогал брату прежде всего литературными трудами: в борьбе против ариан, в разработке учения о единстве Божественной и человеческой природы во Христе и о Святой Троице.

Среди других капподокийцев Григория отличает наибольшая проницательность, мистичность и интуитивность мысли. Из его многостороннего наследия наиболее интересным и актуальным мне видится учение о бессмертии души и воскресении. Эта тема была для Григория глубоко личностной, так как обращение к ней произошло под воздействием жизненной трагедии: в 375 г. умерла его любимая жена Теогевия а в 379 г. он лишился брата Василия и сестры Макрины.

По учению Григория, душа - есть центр человеческого существа. Она связана со всеми частями тела и остается соединенной с ними и по прекращении физического существования. Душа остается при каждой частичке нашего тела, как бы далеко они не находились друг от друга, "пока не произойдет опять стечения разъединенных стихий в одну совокупность, что в собственном смысле есть воскресение…"

Поскольку душа остается связанной с телом, можно сказать, что, в определенном смысле, и тело не умирает полностью.

Очень интересно, что это пишет автор, склонный к мистике и близкий к Платону и неоплатонизму. Св. Григорий положительно относится к телу. Плоть не презирается, но должна быть только преображена. Это отличает Григория от моих религиозных авторов различных направлений, противопоставляющих духовное телесному, в том числе и от сильно повлиявшего на него Оригена. По Оригену, первое творение - творение существ разумных и бестелесных, собственно, нетленных. Тела же связаны с тлением. По Григорию Нисскому, душа и тело составляют "всю полноту человеческого естества" и созданы одновременно.

Ад толкуется аллегорически, он не связан с каким-то конкретным местом, а обозначает состояние после распада тела, в котором душа проходит первый этап очищения от греховных наклонностей. "Божий суд не наказание налагает на особенно согрешивших, но… производит только отделение добра от зла. Страдание человека - есть очищение души от дурного навыка, и чем этот навык более силен, тем мучительнее и дольше будет длиться его изживание.

Когда же произойдет воскресение? По Григорию Нисскому, Господь предусмотрел время, нужное для достижения полноты человеческого рода путем деторождения. А когда кончится этот способ рождения людей, кончится и время и, таким образом, совершится обновление Вселенной, и за изменением целого последует и переход человечества "от тленного и земного к бесстрастному и вечному". Григорий проводит аналогию с астрономическими явлениями: "…Весь мир исполнен светом, а тьма бывает в месте, оттененном преградой земного тела". Так же и мы "дойдя до предела порока, когда будем на краю духовной тьмы, снова начнем жить в свете".

Воскресение произойдет в преображенных телах. Идеал Григорий видит в первоначальном состоянии человеческой природы. "Воскресение есть восстановление нашего естества в первоначальное состояние". Так как человек уже очистится от животных страстей, не будет "того, что произошло в нас по страсти", тело станет "легчайшим и воздушным".

За воскресением следует суд, суд всеобщий, суд над Вселенной. Для суда снова придет Сын Божий. Григорий Нисский сравнивает суд с врачеванием: "Если… душа остается неуврачеванной, то сберегается для нее врачевания в жизни будущей. На суде каждый воскресший человек вспомнит свою жизнь и сможет оценить ее.

Св. Григорий учил об апокатарсисе - всеобщем восстановлении праведников и грешников и даже демонов и "самого изобретателя зла". В этом он близок учению Оригена. Ориген говорит, что все, созданное Богом, не может погибнуть. Погибнет расположение ко греху и враждебная воля, происшедшая не от Бог.

По Григорию Нисскому, также должно быть "изгнано зло, а не истреблен человек". Григорий исходит из представления о том, что порок не имеет собственной основы, он лишь недостаток, лишение добра. Отстаивая свою позицию, он ссылается на Писание: "Бог смерти не сотворил" (Прем. 1, 13).

Суд еще не есть окончательное решение судьбы человека. Тайное восстановление произойдет уже после. Но одни будут очищены для Божественной жизни уже в земном существовании, другим предстоит еще путь очищения. Однако в конце концов "после долгих вековых периодов порок исчезнет и не останется ничего вне добра". В душе не останется "ничего иного, кроме расположения, любви…".

Григорий учит о последнем забвении: "Воспоминания о том, что было после первоначального благоденствия и отчего человечество погрузилось во зло, изгладится тем, что, наконец.., совершится".

Учение Григория о последней судьбе человека резко отличается от учения Блаженного Августина, который в книге "О граде Божием" резко критикует тех, кто отстаивает возможность спасения для грешников (2, 21). У Августина, видимо, есть своя доля истины есть, в то время как Св. Григорий не до конца учитывал силу зла. Существуют, вероятно, души, которые так срослись со злом, что их не сможет "уврачевать" даже Бог. Однако в целом учение Григорий Нисского о нашей последней участи глубоко человечно и проникнуто подлинно христианским духом.

* Николай Александрович Шелков, слушатель РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000