ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. В. Трифонова*

ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ЛЮБВИ (АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ)

Предметом нашего исследования стала одна из важнейших, особенно с точки зрения экзистенциального подхода, категория любви. В ходе исследования мы обращались к работам таких видных гуманистических психологов как Э. Фромм, М. Ялом, Р. Мэй, Д. Бюдженталь и др.

Консультант, работающий в рамках экзистенциаль-ного подхода (или использующий его элементы), должен определить (прежде всего для себя) такие базовые катего-рии как "смерть", "любовь", "ответственность", "свобода" и др. Личный опыт переживания и осмысления перечисленных категорий помогает остаться на наиболее адекватных технологиях психологической помощи клиенту, а следовательно, способствует разрешению тупиковых ситуаций личности.

Остановимся чуть подробнее на категории любви. Фромм утверждает, что любовь- это не просто отношение к какому- то человеку, а это, своего рода, трансляция установок, ориентаций характера личности, определяющих отношение человека к миру в целом, а не только к объекту любви. Любовь- это не аффект, а активное желание развития и счастья для любимого человека. Часто сложности возникают из-за того, что любовь рассматривается не как проблема способности (я могу - не могу, умею - не умею), а как желание быть любимым (хочу - не хочу), как проблема объекта (если бы был хороший человек , то…) , как предмет объекта в товарных отношениях.

Если мы будем отталкиваться от определения любви как способности, то можно говорить о структуре этой способности, ее компонентах, которые определяют "качественную" сторону любви.

Фромм выделяет четыре основополагающих составных, без которых невозможно полноценное чувство (какой из видов любви мы бы не взяли - материнскую , эротическую или любую другую.)

1. Забота. Это деятельная озабоченность , заинтересованность в благополучии того, кто любим.

2. Ответственность, которая не тождественна обязательности. Это добровольный акт, это мой ответ на душевные нужды другого.

3. Уважение. Включает в себя внимание к потребностям другого, а исключает - манипулирование друг другом. Но человек способен уважать другого только в том случае, если сам он независим и свободен.

4. Знание. Это то знание, которое не бывает поверхностным, а проникает в суть, но парадокс этого феномена заключается в том, что чем дальше мы пытаемся проникнуть в суть, тем дальше от нас цель познания.

Важным выводом нашего исследования является то понимание любви консультантом, которое не сводиться только к определению ее вида, а служит показателем жизненных установок личности. С этой точки зрения тот многообразный комплекс чувств и поступков, которые демонстрирует человек любя, может служить своеобразным ориентиром для психолога-консультанта. В настоящее время в стадии разработки находится опросник, который поможет ответить на вопрос : существует ли корреляция между четырьмя вышеперечисленными компонентами здоровой любви и уровнем психологического благополучия семьи

.* Наталья Викторовна Трифонова, студентка IV курса РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000