ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Н. В. Трофимова*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Повышение эффективности урока иностранного языка (как, впрочем, и любого другого урока) - проблема, которая должна волновать всех учителей. Снижение уровня знаний, а также отсутствие заинтересованности в предмете в значительной степени объясняются качеством урока: стандартом, однообразием, формализмом, то есть скукой. Учителя, работающие с энтузиазмом, любящие свою работу и понимающие детей, ищут разные способы "оживления" урока, привлечения школьников к активной, желательно творческой работе.

Одним из немногих, если не единственным, способом достижения поставленных целей (воспитание пытливости мысли и увлеченности детей, активизация всех учеников, обеспечение быстроты запоминания, понимания и усвоения учебного материала) является придание тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов. Такими необычными приемами могут быть различные игры, в нашем случае - это лингвистические игры, которые в свою очередь могут быть связаны с различными аспектами языка.

На сегодняшний день 60 - 70 % времени на уроке говорит учитель. Только около 35 % учебного времени остается в распоряжении учеников! Такое положение дел во многом объясняет отсутствие разговорных навыков у выпускников школ, посвятивших изучению иностранного языка в среднем 7 лет. К сожалению, немногие учителя понимают, в чем причина неумения детей или почему так трудно заставить учеников прилежно работать над языком на уроке и дома. Уже не первый год этим вопросом занимаются специалисты, в первую очередь сами преподаватели, как за границей, так и в нашей стране.

Введение игровых ситуаций в процесс обучения любому предмету, но особенно иностранному языку, стимулирует познавательную деятельность учащихся, а также порождает творческую активность, столь необходимую для более интересной и особенно эффективной работы. У игры есть несколько преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:

  1. Учащиеся добровольно берут на себя некоторую ответственность за свои действия, так как игра - это дело серьезное, непростое, но интересное и захватывающее.

  2. Учителю предоставляется прекрасная возможность оценить знания, которые в процессе игры лежат за пределами внимания учеников, и используются ими как необходимое средство для достижения тех или иных целей игры.

  3. В процессе игры незаметно для учеников проводится серьезная работа. Многие не ассоциируют те или иные цели игры с грамматическими или фонетическими упражнениями, а на самом деле происходит самый настоящий тренинг, так необходимый для овладения языком, но ненавязчиво оформленный в виде игры.

    Каждый учащийся работает одновременно с остальными, что занимает все 100 % (или около того) от всего времени игры. Главной задачей учителя остается лишь грамотно подобрать игру для отработки конкретного аспекта языка, а также суметь заинтересовать всех учеников и, таким образом, вовлечь всю группу в работу.

ЛИТЕРАТУРА

Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.,1999.
Rivolucri M. Grammar games. Cambridge, 1994.
Graham C. The chocolate cake. New Jersey, 1992.
Rivolucri M. Davis P. 66 Grammatik-Spiele. Deutsch als Fremdsprache. Stuttgart, 1999. Lohfert W. Kommunikative Spiele fuer Deutsch als Fremdsprache. Muenchen, 1993.

* Надежда Викторовна Трофимова, выпускница РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000