РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

В. В. Жданов*

ГНОСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема данной работы способна вызвать некоторое недоумение. Какое отношение к серьезному исследованию может иметь массовая культура? Однако для исследователя культуры, историка, культуролога, философа массовая культура является важным материалом, который по своему отражает пути исторического развития и способен даже служить критерием усвоения, адаптации достижений культуры элитарной. На мой взгляд, в проявлениях массовой культуры отражается сознание членов данного человеческого коллектива, которое обусловливает настроение умов самых широких слоев общества. Это коллективное сознание, как и индивидуальное, характеризуется особым набором базовых элементов, установок сознания, которые варьируются, образуя на разных этапах истории разные комплексы.

Здесь не место для рассуждения о том, каким образом эти комплексы составляются, что именно в них усваивается из творений авторов данной культуры, как долго длится период рецепции и как преломляются те или иные идеи мастеров в сознании масс. Это очень интересные темы, которые невозможно ограничить рамками доклада и которые пока находятся за пределами моей компетенции. Здесь я намерен лишь осветить некоторые отдельные аспекты, касающиеся современного массового сознания, характерного, на мой взгляд, помимо прочего, наличием таких установок, которые некогда, на пороге перехода от поздней античности к раннему средневековью, были свойственны такому явлению культуры как гностицизм.

Здесь следует обозначить вкратце то, что понимается под термином гностическое сознание. Основные составляющие гностического мировоззрения широко известны, поэтому достаточно лишь кратко напомнить о них.

Во-первых, следует упомянуть о дуализме гностиков, четком разделении человеческого существа на дух и плоть, причем последняя не имеет реальной ценности настолько, что даже считается некоторыми гностиками призрачной, так называемый докетизм. Из этого разделения, соответственно, вытекает дихотомическое деление мира на мир духа - плерому, мир подлинный, реальный, и наш мир - мир неполноты, ущербности, зла, во всех отношениях мир со знаком минус, мир не подлинный, появившийся в результате ошибки, то есть логически вполне ненастоящий, призрачный.

Что же делает человек в этом мире, трагической разорванном с истиной? "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?", - вопрошают гностики. Неподлинное человеческое бытие создано, согласно гностическим текстам, силами архонтов, властителей мира сего, которые заключили частички плероматического духа, - души людей, иначе, человеческое сознание - в темницу плоти. Причем сами архонты остаются до времени в полнейшем неведении относительно высшего мира, духовно родственного человеку.

В этом мире человек, согласно гностикам, пребывает в спячке. Он забыл о своей духовной, истинной сущности из-за чар этого мира. Его следует пробудить. Но здесь требуется вмешательство свыше - откровение, или, иначе, зов. Зов есть, собственно, призыв к познанию, гносису - богооткровенному знанию, которое ведет к освобождению. Причем, и это особенно важно, это - знание о своей истинной природе и о мире истинной реальности. Это спасительное знание, обретший его больше не принадлежит к миру тлена: теперь он - избранный, то есть гностик. Теперь, когда он разбужен и свободен, он должен сам спасать, спасенный должен стать спасителем. "Хочу я быть спасенным и хочу спасать", - поет гностический Христос. Теперь гностик не связан условностями данного мира, он чужой здесь, вокруг, за пределами его общины, островка истины, раскинулось море лжи, где каждый неразбуженный - враг.

Итак, подытожим установки гностического сознания: во-первых, это дуализм, во-вторых, докетизм, в-третьих, представление о внешних силах, неволящих человеческое сознание, в-четвертых, сон как средство держать человека в неведении, агнозии, в-пятых, пробуждающий зов к гнозису и следующее непосредственно за откровением освобождение и в-шестых, концепция спасенного спасителя.

Разумеется, здесь не освещено во всей полноте многообразие гностических воззрений, но для целей данной работы сказанного вполне достаточно.

Для наших целей не обязательно детализировать вопрос о релевантности многих гностических представлений идеям философии экзистенциализма или русской религиозной философии. Цель данной работы - показать, что эти идеи более не являются достоянием узкой группы философов, но, по-видимому, уже овладели умонастроением значительно более широких масс, став, таким образом, установками массового сознания.

Но как и в чем проявляется массовое сознание? На мой взгляд, наиболее полно его репрезентирует массовая культура, одним из главных, если не самым главным репрезентирующим средством которой, в современном мире стал кинематограф. Довольно трудно было бы убедительно показать, что массовое сознание несет в себе гностически окрашенные установки, но показать, что репрезентации массового сознания в культуре имеют явные параллели с гностическим сознанием, нетрудно, воспользовавшись для примера одним из последних творений "Священного Леса". Имеется в виду недавно прошедший на экранах голливудский фильм "Матрица". Разбору этой "репрезентации массового сознания" и будет посвящена основная часть работы.

Трудно, пожалуй, было бы подыскать более подходящий пример для поставленной задачи. Фильм в своей философской подоплеке мог бы с полным правом занять надлежащее место в ряду гностических систем, наряду с системами Валентина и Василида. Однако, начнем по порядку.

Фильм начинается с Зова: "Wake up Neo", - возникает надпись на мониторе компьютера главного героя. Этот зов из ниоткуда интригует героя, и он следует ему. После небольшой перипетии герой оказывается, наконец, лицом к лицу с носителем Знания, которого он так жаждет. "Ты готов", - говорит ему Морфиус, - "ты понял нечто, чего не можешь выразить, но ты это понял, - мир не в порядке!" Итак, будущий адепт готов к принятию знания. "Я лишь предлагаю кое-что узнать", - продолжает Морфиус, - "Мир не таков, каким ты его видишь, на самом деле ты раб, раб сил, которых не знаешь, так как твой разум спит. Но пора освободить твой разум!"

Далее освобождение и наделение новоиспеченного "гностика" знанием следуют рука об руку. Он с ужасом узнает, что тот мир, в котором он жил, мир ненастоящий, но представляющий собой виртуальную реальность компьютерной программы. На самом деле люди спят в специальных сосудах, куда им по трубкам подается необходимое питание, а в мозгу человека постоянно разворачивает свое действие компьютерная программа "Матрица", благодаря которой человеку мнится, что он живет в конце XX века, ходит на работу, влюбляется, посещает увеселительные заведения, разнообразно питается, и так далее. И все это для того, чтобы обеспечить захватившим власть на нашей планете машинам дополнительный источник энергии, - человек используется как простая батарейка. Подменена физическая реальность, а это значит, что она не имеет онтологической ценности, реальными оказываются только акты нашего сознания, которые, как сном, околдованы действием Матрицы: мир призрачен.

Но теперь Нео свободен. Он находится на островке истинной реальности - космическом корабле Морфиуса. Он - Избранный, и ему предстоит спасти человечество. Покровы Матрицы должны ниспасть, он призван показать людям подлинную реальность и тогда, видимо, начнется последняя решающая схватка между машинами и людьми, выражаясь языком кумранитов, "сынами света" и "сынами тьмы".

Таким образом, все шесть, приведенных выше установок гностического сознания нашли свое место в описанном сюжете: фундаментальная дуальность бытия, призрачность существования, плотский сон, зов к познанию истины, гнозисное откровение, спасение через узнавание истины об устройстве мира, и, наконец, действия направленные на спасение других - "спасенный спаситель".

Можно было бы покопаться и отыскать массу других косвенных параллелей, но и сказанного вполне достаточно. Мне представляется, что гностический дух поздней античности в некотором смысле близок духовным исканиям современности, что, как следствие, и проявляется в культуре на всех значимых ее уровнях, в том числе на уровне массовой культуры.

Можно возразить, что на основании одного лишь сюжета нельзя делать таких выводов, что, вероятно, нельзя в полной мере считать кино явлением массовой культуры, что, по крайней мере, этот фильм не есть репрезентация массового сознания и так далее. Я могу ответить только то, что, по-моему, всякая культура репрезентирует массовое сознание в большей или меньшей степени, и даже если она противопоставляет себя ему, она, по крайней мере, самоопределяется относительно него. Могу сказать также, что сюжеты описанного типа в массовой культуре ныне далеко не штучный товар.

Духовный мир современности, как и мир политический или экономический, нестабилен. Все находится в движении некоего поиска. Появляются и исчезают новые секты, конфессии, оккультные общества, - воздух, кажется, просто пропитан эсхатологией. Не напоминает ли это в известной степени религиозную ситуацию в поздней Римской империи? Сопоставление эпох помогает нам лучше понять смысл современных событий, и, на мой взгляд, упомянутое сходство может указывать на то, что мы переживаем переломный момент истории.

Близость гностического духа духу современности уже отмечалась исследователями гностицизма, такими авторитетами, например, как Ганс Йонас. Но исследователи в лучшем случае ограничиваются типологическим сопоставлением творений гностических ересиархов с творениями современных авторов, мне же хотелось обратить внимание на то, что и массовая культура пропитана гнозисным духом. Это чрезвычайно важно для оценки степени действительности аналогии эпох, так как переход каких-либо идей со страниц творений интеллектуалов в сознание масс, означает, на мой взгляд, более высокую степень интенсивности этих идей, а значит, повышает вероятность того, что аналогия верна.

* Вадим Владимирович Жданов, студент IV курса РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000