РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

Б. Т. Бабилуа

ГЕРМЕНЕВТИКА ЕВРЕЙСКИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ О ВОЙНАХ В "КОНЦЕ ДНЕЙ"

"Ближневосточный кризис". "Арабо-израильский конфликт". "Проблема территорий". "Вопрос об Иерусалиме". "Кипящий котел".

Сегодня эти темы не сходят со страниц газет, журналов, звучат по радио и телевидению. Политики предлагают различные способы по урегулированию, экстремистские организации призывают к разжиганию войны. Компромисс не найден. Конфронтация. Льется кровь, гибнут люди, разрушаются святыни, попираются нравственные принципы. На Святой Земле — мерзость запустения и разгул нечестия перед началом тяжких бедствий и кровавых войн, грядущих в скором будущем.

Мы живем во время удивительно сбывающихся пророчеств. Как предсказано библейскими пророками, войны, которые разразятся в этом процессе, будут происходить по вполне естественным причинам: вследствие международных распрей, территориальных притязаний и т.д. Пророки предупреждали обо всем этом для того, чтобы бедствия не пришли внезапно и были люди готовы, иначе можно впасть в отчаяние и потерять надежду на избавление.

"И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: но ради избранных сократятся те дни" (Евангелие от Матфея).

Объектом настоящего обзора послужили различные древнееврейские источники, описывающие проблему войн в "конце дней" и вопрос о будущем человечества по иудейским предсказаниям. Я не буду касаться здесь проблемы в целом контексте, лишь попытаюсь рассмотреть отдельно взятые указания пророков на приход Гога в Иерусалим, о войнах Гога и Магога и о роли России в этом конфликте. Приведу также различные интерпретации из Талмуда, каббалистических трактатов и древних манускриптов, над которыми пришлось работать.

Что означает "Гог" в 38 и 39 главах Книги пророка Иезекииля? Очевидно, что это — название народа, поселившегося на земле Магога. По свидетельству Плиния Старшего (5. 25), именем Гога и Магога назывались цари ассирийские и соседних с Ассирией стран. Здесь также разумеются народы и все царства, имеющие восстать в последнее время по обольщению дьявола, против Святых Божиих и Царства Господня и долженствующие погибнуть вместе с их обольстителем в озере огненном и серном. Это относится к самым последним временам мира и церкви. Слово же "Магог" означает страну, также как Рош, Мешех и Фувал, стоящие рядом с ним. Гог во главе Магогского народа некогда прийдет с севера и вторгнется в страну Израилеву. Этим нашествием должен осуществиться Божественный суд над Гогом, все воинство которого будет истреблено и погребено вместе с Гогом на месте, названном в память этого события долиною полчищ Гогова. Греки называли словами Гог и Магог скифов (по Гезению) — северный народ. Арабы говорят vajuji и majuji. Филологи утверждают, что в слове "Магог" слог "ма" означает страну, а все оно означает страну Гога. Вероятнее всего, под сими словами разумеются все северные скифские племена, от которых позднее произошли славяне, татары и т.п. Не следует заключать, что в действительности когда-либо существовал царь, называемый Гогом, или народ, называемый Магогом. Несомненно, что с веками эти названия стали символическими для всех северных народов (Библейская энциклопедия).

"Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я – на тебя, Гог… И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера и приведу тебя на горы Израилевы… Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою"… (Иезекииль 39).

"И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их" (Там же, 38:16).

Пояснения Малбима на эти слова из Талмуда: "Вот Я – против тебя, Гог, князь верховный Мэшеха и Фувала [трудно установить сегодня, что это за народы]. Сыны Эдома ["красный", ивр.] разрушили Второй Храм, и с ними были Мэшех и Фувал [Туваль, ивр.]; римляне-разрушители стояли во главе народов, которые впоследствии на основе принятого ими христианства получили общее имя "Эдом", как это пояснили многие комментаторы и как подробно объяснил рабби Ицхак Абарбанель. Господь желает в конце дней собрать на месте преступления сынов Эдома и сынов Ишмаэля, в чьи страны был изгнан народ Израиля, и где он вынес неимоверные страдания. И тогда — спустит Он их в долину Иеошафата" [в Иерусалиме между Храмовой и Масличной горами].

Приход Гога в Иерусалим встречается у пророков и без упоминания имен "Гог" и "Магог":

"Так говорит Господь Бог: не ты ли — тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?" (Иезекииль 38:17). Поясняет Радак: "… через слуг Моих, пророков… — через Иезекииля и Захарию, и несмотря на то, что Захария не упомянул имена "Гог" и "Магог" в 14-ой главе своей книги, все же там говорится, несомненно, о той войне".

"Гог" — имя правителя страны "Магог": "Сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог…" (Иезекииль 38:2). Из книги "Бытие" (10:2) видно, что Магог — второй сын Иафета, как сказано там: "Сыны Иафета: Гомер и Магог…"

Одним из внуков Эсава-Эдома был Амалек, родоначальник народа, ставшего самым заклятым ненавистником Израиля. Даже после разгрома царства Амалека израильским царем Саулом (XI в. до н.э.), отпрыски последнего их царя, Агага, всюду, где только могли, стремились к уничтожению евреев. В этом наиболее отличился Аман, сановник персидского царя Ахашвероша (книга "Эстер"). Как Аман, потомок Эдома властвовал над Персией, названной так по имени сына Яфета.

"Когда Агаг, после ранения его царем Саулом, сидел в темнице, он плакал и причитал: "Горе мне! Неужто будет стерто с белого света все потомство мое?" Произошел от него Аман на белый свет" (Элияу Раба, рав Анан, Вавилон, III в.).

"…После царь Ахашверош возвеличил Амана, сына Амдаты, Агагиянина, и, вознес его, и положил ему место выше всех сановников, что были при нем" (Эстер, 3:1). Отсюда — Аман властвовал над народом Персии).

[Трактат “Йома”, 10,б]: "Сказал рав Иосеф: "Тирас" — это Персия". – Тирас же был младшим сыном Яфета (Бытие, 10:2): "Сыны Яфета: Гомер и Магог, и Мадай и Йаван, и Туваль, и Мэшех и Тирас." (Народ Персии – потомки сына Яфета).

[Элияу Зута, гл.19]: "И сказал Всевышний Циону: "Вот тебе сыновья и первенцы его ("военачальники и правители" — Иешуат Яаков), потомство Амалека, внука Эсава…" (Правители Царства Злодеяний — потомки Эсава).

В конце дней Гог станет во главе всех сыновей Иафета, обитающих по соседству с Россией. (Трудно точно установить сегодня, какие именно народы имеются в виду, так как названия и географические территории в древней транслитерации):

[Иезекииль, 38:1-2]: "И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…" — Тора (Бытие, 10:2) повествует, что тремя младшими сынами Иафета были Туваль, Мэшех и Тирас. В трактате "Йома" (10,а) о них сказано: "Туваль — это Бэйт-Унайки, Мэшех — это Мусия, а о Тирасе разделились мнения рабби Симай и мудрецов, — он говорит: "Это — Бейт-Тирайки", они же говорят: "Это — Персия".

[Тора Тмима (сборник цитат из Талмуда и Мидрашей; Барух Алеви Эпштейн, Пинск, 1902 г.)] Глава Бэрэшит: "Туваль — это Бейт-Унайки". В Иерусалимском Талмуде и в Мидрашах есть другая версия: вместо "Бейт-Унайки" там написано "Битуния", что находится в Малой Азии на берегу Черного моря, "Мусия" же — область по соседству с Битунией.

[Иосиф Флавий, "Иудейские древности", ч.I, гл.1]: "Тирас — это русские, живущие на реке Бира, впадающей в море Горэн". (На реке Бира нынче находится город Биробиджан, Хабаровский край, ЕАО).

Рабби Хисдай Ибн-Шапрут (выдающийся еврейский мудрец и политический деятель арабской Испании IX в.) в своем послании к хазарскому царю назвал его "главой Роша, Мэшеха и Туваля", ибо государство его было расположено на юге России, и по преданию рабби Хисдай знал, что именно эти районы названы в книге Иезекииля "Рош, Мэшех, Туваль". В книге "Бэрэшит" ("Бытие") эти имена чередуются от старшего к младшему. У Иезекииля же порядок изменен, а вместо "Тирас" написано "Рош". Возможно, эта перестановка означает, что во времена Гога во главе будет стоять младший [как сказано у Даниила о последнем маленьком роге; на иврите "РОШ" — глава, голова].

Вместе с потомками Эдома приидут в Иерусалим и народы Европы, Азии и Африки.

[Иезекииль, 38:5-6]: "Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою".

"Парас" — известен сегодня как Иран (Персия).

"Куш" — помимо народов Африки, этим именем называют и Индию (потомок Куша). В трактате "Санэдрин" (108, а) говорится, что внук Ноаха по имени Куш был чернокожим.

"Пут" — Малбим поясняет, что это область, граничащая с Египтом.

[Бытие, 10:3]: "А сыны Гомера: Ашкеназ, Рифат и Тогарма".

Согласно Иосифу Флавию, "Ашкеназ" — Германия, "Рифат" — Британия, "Дом Тогарма" — десять народов, в состав которых входят болгары, венгры, другие народы, часть которых живет в бассейне Дуная.

Кто такой "Гог" и что у него за царство, окончательно выяснится лишь тогда, когда поведет он свои войска на Иерусалим.

[Пояснения Малбима на книгу Иезекииля, гл.38]: "Слова "так сказал Бог: "Разве ты не тот…" свидетельствуют, что имена "Гог" и "Магог" забудутся, и никто даже знать не будет, что за народ в устах пророка был назван "Магогом", и что за царь, имя которого "Гог". Лишь когда пойдет он на Израиль, сбудутся слова пророка, и поймут — это и есть царь "Гог", о котором пророчества. А слова "в конце дней будет это: и приведу Я тебя на землю Мою, дабы знали Меня народы, когда освящусь Я через тебя пред глазами их, Гог!" означают, что в конце дней будешь ты "Гог", ибо только тогда и узнают, что ты и есть "Гог".

После тщательной подготовки к войне, Гог пойдет на Иерусалим три раза.

[Иезекииль, 38:7]: "Готовься и снаряжайся, — ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, — и будь им вождем".

[Пояснения Малбима к гл.38 Иезекииля]: "Есть у мудрецов предание: три раза пойдет Гог на Иерусалим, ибо приход его упоминается трижды: у пророка Иезекииля – дважды (гл.38 и гл.39) и один раз у Захарии (гл.14)".

Перед пришествием Мессии русские военные корабли причинят много страданий странам Востока и Израилю.

[Бэмидбар, 24:23-24]: "…и сказал (Билам): "Горе живому, когда Бог совершит это! Придут корабли от Китима…" Арамейский "Таргум Онкелоса" (II в.) гласит: "Выйдут корабли из Рима". А "Таргум Йонатана" (I в.) добавляет: "Корабли с оружием и людьми выйдут из Лимбарнии (возможно, Лимбардия — область Сев. Италии) и других портов Италии и присоединятся к легионам, выступившим из Константинополя". "…и смирят Ашура, и смирят Эвера…" — поясняет Йонатан: "Но, в конце концов они падут от руки Царя-Мессии и уничтожены будут навечно".

Ученики Виленского Гаона передали от имени их наставника: "Когда корабли России пересекут проливы Босфор и Дарданеллы, одевайте праздничные одежды, ибо это — предзнаменование прихода Мессии".

Согласно книге "Зоар", арабы — сыны Ишмаэля, будут воевать против Эдома на море, на суше и под Иерусалимом.

[Зоар, гл. Ваэра, 32]: "Разожгут сыны Ишмаэля жестокие войны в мире (вспомним и Чечню тоже Б.Б.), и соберутся на них сыны Эдома, — будут воевать на море, на суше и под Иерусалимом, и покорят эти тех (т.е. сыны Эдома сынов Ишмаэля), но Святая Земля не перейдет в руки сынов Эдома".

Рав Гай Гаон говорит: "Эдом будет властвовать над Израилем не менее девяти месяцев".

На основании Даниила, 2:40-42, следует заключить, что вслед за этим Царство Злодеяний заключит союз с арабами, потомками Ишмаэля. В Мидраш "Даниэль" поясняется, что вышеуказанные стихи описывают царство Ишмаэля, сравниваемое с глиной (Эдом будет "лепить" арабскую ненависть против Израиля), и царство Эдома, более сильное.

Арабские народы станут одним из самых ярых врагов Израиля.

[Зоар, Бэрэшит, 119]: "…И в то время пробудятся сыны Ишмаэля (дословно: "услышит Бог", ивр.) вместе со всеми народами мира, чтобы пойти на Иерусалим, как сказано: (Захария, 14:1): "И соберу все народы на войну против Иерусалима…" — поясняет Рамак: "Поскольку евреи создали свое государство со своей религией, то все народы превратятся во врагов Израиля и заключат между собой союз, чтобы уничтожить его, — и тогда настанет "час бедствия Яакова", — но не смогут сломить его, ибо "в нем же его избавление".

Рабби Овадия Сфорно (1475–1550, Италия), комментируя псалом 83, пишет: "Здесь молитва об избавлении от “войны Гога и Магога", в которой примут участие многие народы, как сказано: "И соберу все народы на войну против Иерусалима…"

Малбим, комментируя гл.12:2 Захарии, пишет: "В конце дней соберутся сыны Эдома, дабы выхватить Иерусалим из рук ишмаэльтян. На основании Иезекииля, 32:2-3, можно сделать вывод, что стремление Египта властвовать, приведет его к войне со многими народами. Египет и Эдом будут наказаны за посягательства на Святую Землю. Пророк Иоиль (4:19) пишет: "Станет Египет пустошью, а Эдом будет пустынею безлюдной за насилие над сынами Иудейскими, чью невинную кровь проливали они в стране их". Из пояснений Радака следует, что они будут последними притеснителями.

[Зоар, Бэрэшит, 119]: "…и с севера начнутся войны… и объединятся все народы против дочери Яакова (Израиль), ибо возжелают свести ее со света" — поясняет Раши: "Пойдут на успокоившихся и посмотрят, на что они надеются" (Иезекииль, 38:11).

["Таргум Йонатана", Дварим, 34:3]: "Бедствия каждого поколения обрисовал Всевышний перед Моисеем. Он описал ему и войны, и наказание Гога, и времена тех тяжких бедствий, когда поднимется Спаситель-Михаэль".

В книге "Законы царей" (гл.12) Рамбам пишет: "…Никто не узнает, каким именно образом произойдут эти события, пока они не сбудутся в действительности, ибо и у пророков все это записано неопределенно и у мудрецов есть различные мнения..."

Все враги Господа, все вероломные будут истреблены. "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли" (Захария, 9:9;10).

В конечном итоге, после всеразрушительных войн и бедствий, все люди объединятся и все свои силы посвятят познанию бога.

[Рамбам, "Законы царей", гл.12, зак.5]: "…И тогда не будет более ни голода и ни войны, ни зависти и ни конкуренции, так велико будет ниспосылаемое благо, и все наслаждения будут как песок, — и мир не будет заниматься ничем иным, кроме познания Превечного".

[Мидраш, "Танхума", гл. Лех-леха]: "Сказал Всевышний, благословен Он: "В этом мире силой "ецер-ара" (злого начала) разбрелись создания Мои и разделились на семьдесят языков (народов), но в будущем все вместе будут воззывать ко Мне и служить Помазаннику Моему".

Когда наступит День Господень, когда прийдет избавление?

Иисус говорил: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Матф. 24:36).

Нельзя верить указаниям людей, вычисляющих дату прихода Мессии.

[Рамбам, "Тринадцать основ веры", основа XII]: "Я искренне верю в приход Мессии, и, даже если задержится, все равно буду ждать его прихода каждый день".

[Трактат "Санэдрин", 97, б]: "Сказал рабби Шмуэль Бар-Нахмани (IV в.) со слов рабби Йонатана: "Да будут прокляты те, что исчисляют сроки и говорят: "Поскольку наступило время конца, а он не пришел, то уже не прийдет", - а жди его, как сказано (Аввакум, 2:3): "…если замедлит, - жди его, ибо придет непременно…"

[Даниил, 11:35]: "И среди мудрецов ошибутся в исчислении и разъяснении и выяснении последнего срока, ибо срок еще не пришел".