РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

Т. Ф. Фадеева

АЛХИМИЯ В КАМНЕ И ДУХЕ

XII век знаменует собой начало нового и большого этапа в развитии западного Средневекового искусства — Готики. В ходе исторического развития всегда существовал вопрос, как оставить в нетленности духовные знания для будущих поколений. При решении этого вопроса было необходимо выбрать такой материал (форму и предмет), который вобрал бы в себя знания памятника, и который наименьшим образом был бы подвержен неизбежному и разрушительному воздействию времени.

Такой способ передачи знания уже достаточно широко применялся древними цивилизациями.

Египтяне использовали материал наименее подверженный воздействиям времени и стихий — камень. В немой камень закладывались "слова" знания. В постройке пирамид ими были зафиксированы понятия математики, а также некоторые положения астрономии. Для внешней отделки пирамид нередко использовалось золото, как символ Солнца (Ра).

На противоположном берегу Атлантического океана в комплексе пирамид Теотуакана важной чертой является план, по которому были расположены строения. Их размещение соответствует подробному построению Солнечной системы. Некоторые из планет были открыты только в XX веке.

В эпоху Средневековья алхимическая традиция была встроена (заложена) в постройку готических храмов. В них все дышит двоякой природой — физической и духовной.

Всякая вещь в мире есть великая сложность. Готика — это искусство Разума и Света, книга запечатленная в резном каменном узоре, в тонкой игре света витражного искусства.

Фульканели отмечает: "Готические соборы, святилища Традиции, Знания, Искусства должны рассматриваться не только как произведения, посвященные славе христианства, но и как собрания идей, направлений народных верований, которые уходят в глубь веков".

Самым знаменитым памятником готической культуры является Собор Парижской Богоматери. Великий памятник сокровенного знания был запечатлен в символах, вырезанных в камне. Виктор Гюго дает подробное описание этого величественного сооружения: "Собор Парижской Богоматери как раз и является примечательным образцом... Каждая сторона, каждый камень прочного памятника — это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства".

В наружное оформление готических храмов были включены фазы Великого Делания, расположенные по фасаду здания в круглых медальонах (барельефы), которые не посвященными воспринимались и воспринимаются исключительно как декоративная отделка здания. С одной стороны стадии сокрыты от незнающих взглядов, но они также находятся и в поле зрения посвященных. Диапазон символизма, используемого при передаче накопленного и не раскрываемого материала простирается далеко за пределы разума. "Тайный язык" — одновременно и выражение тех испытаний, которые невозможно передать с помощью повседневного человеческого языка, и сокрытая передача смысла в знаках и эмблемах.

У алхимиков XIV в. существовала традиция еженедельно собираться у собора в день Сатурна (Суббота), которая сохранялась до сороковых годов XVI в.

Архитектурный стиль быстро распространялся по всей Европе. Множественность форм готического стиля может быть рассмотрена как символизация различных путей к единому результату эзотерического (оккультного) знания. При этом вся сфера человеческих образов в ансамбле полностью христианизирована.

В ходе своего естественного развития новая цивилизация, религия, направление сознательно или бессознательно вбирает опыт прошлых поколений, который служит отправной точкой и фундаментом в их дальнейшем развитии и становлении.

В готической архитектуре произошел синтез физического делания и духовной практики. Так, для человека, посещающего собор как дом Бога, или для алхимика, приходящего туда для раскрытия знания в цепи делания, появляется небо как абсолют и запредельный источник знания со всеми таинствами, которые воздействием на "тела" привносят в них новое "рождение". Период готики знаменует собой значительные изменения в сознании человека и в его творческом видении. Готические соборы явили собой парадигмы существующего в природе божественного порядка и уделяли внимание возможностям человека в укреплении веры, в способности проникать в тайны природы и творения.

Древнеегипетский мудрец Гермес Трисмегист в "Изумрудной скрижали" дал абсолютные космические законы подобного построения как Макро- так и Микро-Космоса. Алхимический космос — это живой космос, в котором каждый его фрагмент обладает жизнью и способностями.

План храма, являющийся уменьшенным подобием Макро-Космоса, строится путем "фиксации" в материальном пространстве небесных ритмов, которые играют важную роль в получении Философского Камня, нуждающегося в процессе своего "рождения" в подборе не только правильных компонентов, но и правильного времени для начала плодотворного поиска.

Древними учениями отмечалось, что существует временная и пространственная зависимость между созвездиями, планетами, Солнцем, Луной, человеком, растением, животным и минералами. Зная время действия Космоса на объекты Земли и собирая материал, соответствующий этому времени, мы можем создать резонансную вибрационную цепочку и получить на физическом уровне космические ритмы, закрепленные в необходимых составляющих компонентов Великого Делания.

В архитектурно-скульптурный ансамбль нового стиля был включен масштабный и новаторский комплекс витражей. Помимо размеров, которые сами по себе обеспечивают светоносный эффект большой силы, влияющей на подсознание, они образуют мощный цветовой спектр.

Цвет — это свойство света. Если разложить свет на различные длины волн, то мы получим различные цвета. Цветовое воздействие является одним из важных факторов эмоционально-психического комплекса человека, так как биологическая природа в значительной мере чувствительна к цвету и к той смысловой нагрузке, которую он несет. В разговорной речи существует целый ряд цветовых отражений состояния и настроения: "Это было золотое время"; "Он весь серый от усталости". Световые волны представляют собой электромагнитные колебания, способные влиять на духовно-душевное состояние. Свет Солнца дает сплошной спектр с непрерывным переходом одного цвета в другой, при этом радуга распадается на различные цвета, но сохраняет единство композиции витражей, которая прослеживается в соборном убранстве. Одним из ключей к познанию космических ритмов и может послужить радуга.

Важной частью оформления готических соборов является орнамент пола, выложенный в манере византийских мозаик. В его рисунке наиболее распространен мотив лабиринта, который может быть рассмотрен с точки зрения символа — поиска правильного пути к духовной и физической жизни.

В мозаичном лабиринте на полу Шартрского собора представлены концентрические круги. В центре этого орнамента ранее было изображение битвы Тезея с Минотавром. Их титаническая борьба — это космогонические ассоциации тех операций, которые происходят в процессе рождения и оформления целостного алхимического мироустройства. Это может служить наглядным доказательством переплетения различных традиций: языческих и христианских, объеденных герметическим смыслом.

Духовно лабиринт — это искание как себя, так и правильных решений, которые должны привести к гармонии и миру не только с самим собой, но и с окружающим Миром.

В Великом Делании лабиринт — приведение процесса трансмутации к завершающей стадии (фазе), но также он является и поиском правильных компонентов.

Лабиринт — это Змея, которая свернута в пространстве и во времени. Так в различных культурных традициях мы можем проследить символику Змеи. Спираль как ритуальный знак появилась в доисторические времена. В искусстве минойцев она встречается очень часто. Спираль изображена на глиняных ацтекских статуэтках, китайских скульптурах, татуировках африканских племен, христианских иконах. В древнеегипетских храмах спираль изображается в виде кобры на шлеме фараона, у индусов "змеиная сила" — Кундалини, которая "спит" в основании позвоночника человека.

С древних времен мудрецы знали о спиральном развитии Макро- и Микро-Космоса. В древнеиндийских "Упанишадах" присутствует упоминание о Великом Змее накрученном на ось Земли.

Фулканели показывает: "За редким исключением, готические церкви построены в форме латинского креста. Но, крест — это алхимический символ горнила, испытания (creuset). В ходе алхимического делания первичное вещество претерпевает мучения, испытания, очищаясь и одухотворяясь".

С увеличением знаний в человеке постепенно начинает развиваться сознание духа. Человек получает поддержку древней традиции в стремлении к вечной истине. В готическом соборе (искусстве) происходит соединение духовного и физического уровней.

Человек может рассматриваться как видимый и невидимый человек (имеющий материальный и духовный аспекты), связанный воедино с душой. Целью существования человека является восстановление первичной гармонии. Духовное преображение играло ведущую роль в этот период истории, так как человек начинал осознавать себя центром Мироздания и выходить из под гнетущего давления церкви.

Макро- и Микро-Космос представляют собой единый процесс вечного движения, а также обмена информацией. Мир и личность — единое целое. Познавая самого себя человек раскрывает Вселенную. Сознание человека — это его способность к моделированию связей Мира, в котором человек присутствует как система раскрытия заложенной в нем сакральной информации.

"Хранителями" старинных традиций на фасадах готических соборов выступают все химерические гротескные чудовища с ужасающими гримасами, которые составляют неразделимое целое с архитектурным ансамблем. Устремленные ввысь соборы даже сейчас не потеряли свойства притягивать взгляды. Преображаясь, откинув суетность и ничтожность повседневной жизни, человек "переплавляя" свой дух, вступал в обновленном состоянии в жизнь, которая могла быть кардинально изменена (что может быть подобно "перерождению" неблагородного металла в золото).

Готический собор — это зеркальное отображение философского камня.

Даниэль Готье указывает: "Готический собор, как вместилище animae mundi или мировой души, является священным сосудом, который может сделать возможной... трансформацию. ...Готический собор представляет собой земное воплощение мировой души, отражая ее священные законы творения, пропорции и гармонии.., он мог служить связующим звеном между Богом, человеческим разумом, и духом".

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001