ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. Ю. Истягина

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГОВ

Психологическое изучение детской одаренности долгое время в нашей стране находилось в относительном застое. Считалось, что не нужно выделять особых детей. В понятиях "задатки", "способность", "одаренность" усматривалось нечто идеалистическое, вредное. В условиях массового образования была ориентация на среднего ученика.

Для многих родителей и учителей одаренность была и остается загадкой. Когда у ребенка обнаруживается одаренность, они не всегда понимают что с ней делать. В результате — ребенок не может самореализовать свои возможности в полной мере.

Таким образом, практика показывает, что развитие одаренности — это проблема и прогресса общества, и индивидуального развития человека.

В последнее десятилетие, психология одаренности вступила вновую стадию развития.

Психологи, изучая проблему одаренности, задаются следующими основными вопросами:

1. Что такое "одаренность"?

2. Каковы механизмы ее развития?

3. Как можно влиять на развитие одаренности?

Отвечая на эти вопросы, психологи часто сталкиваются с все новыми и новыми вопросами.

Например, определяя, что такое одаренность, они ищут ее соотношение с креативностью, с интеллектом, когнитивными стилями, с творческим воображением и др.

Отвечая на второй вопрос, психологи обращают особое внимание на контекст развития одаренности, одно дело как это происходит в школе, другое — как в семье, со сверстниками и с взрослыми, в обычной и в необычной ситуации.

Отвечая на третий вопрос, психологи стараются выделить положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие одаренного ребенка.

Среди отрицательных факторов обычно выделяют неподготовленность родителей, учителей. Среди положительных, специальное психологическое сопровождение одаренных детей, специальные программы обучения, разработка помогающих технологий обращенных к родителям, учителям, сверстникам.

Однако, анализируя психологическую литературу, мы заметили, что на теоретическом уровне чаще изучают структурные компоненты одаренности, на экспериментальном уровне одаренность изучают с помощью тестов деятельности.

Для того чтобы ликвидировать эти противоречия мы сконструировали собственную методику, ориентированную на одаренного ребенка как личность.

На этапе апробации метода мы ориентировались на экспертную оценку личности одаренного ребенка со стороны наблюдающих его педагогов, что и определило название методики — Экспертная Оценка Личности Одаренного Ребенка — ЭОЛОР.

В исследовании приняли участие 9 педагогов, выступивших в роли наблюдателей- экспертов по отношению к одаренным детям. Все эксперты женщины, в возрасте от 20 до 47 лет.

Суть методики в следующем:

1 этап — полу структурированное интервью, цель которого выявить характерные особенности одаренных детей в том виде, в котором они присутствуют в житейских представлениях педагогов.

2 этап — составление педагогами психологического портрета одаренного ребенка с помощью 70 карточек, обозначающих разнообразные личностные проявления человека.

3 этап — обращение к педагогам с целью дать ситуативные объяснения к выбранным ими карточкам личностных свойств.

Наше исследование, а также проделанный нами анализ литературы и экспериментальные данные позволили сделать следующие выводы:

1. До сих пор нет единого определения понятия "одаренность". Все имеющиеся определения можно условно разбить на две группы.

— Понятие "одаренность" происходит от слова "дар", и означает благоприятные внутренние предпосылки и задатки развития. Одаренность — это иной способ осуществления деятельности.

— Одаренность это сочетание высокого уровня развития познавательных, творческих, общих и специальных способностей. Способности здесь понимаются как результат деятельности.

2. Структурные компоненты одаренности включают в себя:

— характеристики связанные с познанием, мышлением, рассуждениями;

— эмоциональность;

— мотивы, намерения, и следующие за ними действия;

— специальные способности;

— успешность ребенка и зафиксированный результат его деятельности;

3. В представлении педагогов одаренному ребенку свойственны следующие характеристики: творческий, оригинальный, целеустремленный, настойчивый, обучаемый, способный. Наименее свойственны такие качества как: ленивый, медлительный, агрессивный, покладистый.

4. В результате нашего исследования был собран банк ситуативного проявления одаренности. Все ситуации характеризуются необычностью и нестандартностью в разных сферах. Приведем примеры двух таких ситуаций.

1. Анастасия, 8 лет. Накануне конкурса Анастасия получила травму ноги. Руководитель решил снять ее с конкурса. Но она ответила: "когда я пою, нога мне не нужна, я буду участвовать!" Родители, как и руководитель, были против выступления. Но, Настя настаивала на своем. В итоге, пошла выступать, и заняла призовое место.

2. Яна, 9 лет. Игра "Две феи" К детям приходят две волшебницы. Одна может сделать любого человека гениальным, но не гарантирует жизненные блага и известность, другая предлагает выполнить любое желание, но не может наградить талантами. Яна просит Фею сделать ее гениальной, но обязательно неизвестной. Свою просьбу девочка объясняет так: "Быть талантливой — это уже счастье, а известной быть не хочу. Ведь тогда любой промах –это ужасный позор".

В результате исследования можно наметить следующие перспективы его продолжения.

1. Разработка экспериментального варианта применения метода ЭОЛОР на самих одаренных детях.

2. Дополнение или разработка модульной структуры (шкал) личностных свойств одаренных детей методом ЭОЛОР.

3. Разработка программ психологического сопровождения детей на основе полученных результатов.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001