ИСТОРИЯ

Н. М. Иванов

ЛИТОВСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И "ВЕРА ХРИСТИАНСКАЯ ОТ ВОСТОКА"

Литовско-русское государство, Великое княжество Литовское. Еще совсем недавно в школьных учебниках об этом государстве (от Балтийского до Черного моря, от границ с Польшей и Венгрией до Московии) упоминалось весьма кратко в главах и параграфах из "Истории народов Прибалтики в средние века". Имела место "классическая" версия историографии Советского государства, в основе которой находился тезис о захвате литовцами славянских земель (Полоцк, Волынь, Киев, Чернигов, Смоленск и другие). Так было удобнее оправдывать возвращение "наших незаконно завоеванных земель, нашего наследия". Объединение русских земель (по этой "классической" версии) могло осуществляться только вокруг Москвы, ее сердца, и никоим образом не иначе. На деле все обстояло совсем не так, или почти не так. Теперь эта тема, эта проблема превратилась в объект острейших споров, не только научных, но и политических. С обретением Литвой, Беларусью и Украиной государственной независимости прежние тезисы, версии и догматы пересматриваются с большой скоростью, получая подчас самую неожиданную окраску.

Не вдаваясь подробно в сомнения и споры историков и политиков, не рассматривая различные точки зрения по ключевым вопросам, связанным с Литовско-русским государством, следует все же отметить, что великие князья литовские Миновг, Гедимин, Ольгерд, Кейстут, Витовт сыграли не меньшую роль в истории Восточной Европы XII-XVI веков, чем их современники — великие князья владимирские и московские, короли польские, венгерские и чешские: Иван Калита, Казимир III "Великий", Бела IV и другие.

Как известно, началом политического разделения Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную послужили удаление в середине XII в. князя Андрея Боголюбского во Владимир-на-Клязьме, разгром Киева его войсками и другие события XII-XIII вв. После татаро-монгольского нашествия и разорения Киевской земли, Галицкого и Волынского княжеств в 1240-1241 гг. этот процесс продолжался. Началось постепенное присоединение земель и княжеств к Литве. В этих условиях митрополит Киевский и всея Руси все больше и больше времени стал проводить на северо-востоке, а не в Киеве, пока в 1299–1300 г. митрополичья кафедра не была окончательно перенесена в стольный город Владимир-на-Клязьме. И сразу же на юго-западе Руси делаются попытки создания особых митрополий для своих регионов, отдаленных от северо-востока большими расстояниями и государственными границами. Так, по очень скудным сведениям, в 1303 г. была создана Галицкая митрополия, просуществовавшая до 1305 г. во главе с епископом галицким, рукоположенным в митрополиты, Нифонтом. Официальная православная церковь считает, что свидетельства о галицкой митрополии недостоверны (Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. М., 1995. Т.2).

Тем не менее, при возведении на митрополичий престол в 1308 г. волынского игумена Петра была сделана попытка (вторая?) галицкого князя Юрия Львовича опять основать особую митрополию для Юго-Западной Руси или хотя бы утвердить в своих владениях его местопребывание. Попытка окончилась неудачей. Игумен Петр был рукоположен митрополитом Киевским и всея Руси и был вынужден следовать во Владимир-на-Клязьме, Это он в 1325 г. перенес резиденцию митрополита в Москву.

Около 1317 г. по настоянию великого князя литовского и русского Гедимина патриарх Константинопольский Иоанн Глика учреждает самостоятельную литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке, которая была, однако, упразднена около 1329 г. Митрополитом Литовским (Волыно-Литовским) был упоминаемый в исторических документах около 1317–1329 гг. Филофей.

После Петра митрополитом Киевским и всея Руси становится грек Феогност, в правление которого в 1332 г. по просьбе галицкого князя Болеслава-Юрия и с дозволения Константинопольского Собора была открыта особая митрополичья кафедра — Галицкая, которой были подчинены все епархии галицкие и волынские (Владимирская, Холмская, Перемышльская, Луцкая и Туровская), но в 1347 г. по жалобе митрополита Феогноста и великого князя Симеона Гордого соборное постановление в Константинополе отменило Галицкую митрополию.

Великий князь литовский Ольгерд (1345–1377 гг.), владея большей частью западнорусских земель и Киевом, возобновил попытки отделить литовскую Русь от церковного подчинения московскому митрополиту или снова утвердить местопребывание его в Киеве. Сначала он выставил соперником Феогносту инока Феодорита, но Царьградский Собор отрешил его от сана митрополита, потому что он был рукоположен не Константинопольским, а болгарским (Тырновским) патриархом. По смерти Феогноста в 1353 г. Ольгерд снова выставил своего кандидата Романа, по некоторым данным родственника своей супруги Ульяны Александровны тверской. При соперничестве митрополита Киевского и всея Руси от Северо-Восточной Руси Алексия, в условиях церковной распри Роман был назначен митрополитом для Литвы, ему были подчинены епархии: Холмская, Перемышльская, Владимирская и Туровская, но Роман умер в 1361г. и церковное единство западной Руси и восточной было восстановлено.

В 1371 г. по просьбе короля польского и великого князя литовского Казимира для Галиции Константинопольским Собором был рукоположен митрополитом Антоний, которому были подчинены опять те же четыре епархии: Холмская, Перемышльская, Владимирская и Туровская.

В 1375 г. патриарх Константинопольский Филофей назначил митрополитом Киевским и литовским болгарина Киприана, с правом на всю Русь после смерти Алексия, который умер в 1378 г. после чего началась десятилетняя церковная смута, окончившаяся в 1389 г., когда Русская и Литовская митрополии объединились под властью Киприана. Не восстановилась только Галицкая епархия, находившаяся во владениях польского короля.

В 1406 г. митрополит Киприан умер, и Витовт делает очередную попытку назначить митрополитом своего ставленника, но кандидатура полоцкого епископа Феодосия в Константинополе была отвергнута, не утверждает Константинополь и другую кандидатуру, и тогда Витовт собирает епископов: Черниговского, Луцкого, Владимирского, Холмского и Туровского и без санкции Константинопольского патриарха митрополитом литовским рукоположен Григорий Цамблак, который, однако, пробыл митрополитом совсем немного: он скончался в 1419 г. После его смерти в Литовско-русском государстве уже не делается попыток посылать в Константинополь своих кандидатов, тем более, что в 1430 г. после смерти Витовта и практически до окончательного разделения Русской Церкви в 1458 г. в Литовско-русском государстве проходила смута и междоусобие. В период с 1458 г. и до 1596 г. для Юго-Западной митрополии назначаются в Константинополе специальные православные митрополиты. В 1596 г. произошло объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Православная церковь признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и православную обрядность (Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М., 1997).

До середины XIII в. в Литве преобладало язычество или как сейчас называют "политеизм" — многобожие, и нет никаких сведений о влиянии на литовцев каких-либо религий. Немецкий католический проповедник и миссионер Бруно, насколько известно, до Литвы не дошел, а был убит по дороге в землю пруссов в "пограничной области Русции и Литвы" (Полное собрание русских летописей. Т. 3). Со времени правления Миндовга (убит в 1263 г.) до конца XV в. многие литовские князья исповедовали православие. Одним из первых сообщении о проникновении православия в Литву является запись в новгородской летописи о том, что в 1246 г. великий князь литовский Миндовг принял "веру христианскую от Востока со многими своими бояры". Принятие православия (если признать его достоверным) не было искренним, потому что через пять лет, чтобы обрести мир в борьбе с крестоносцами, Миндовг крестится в католическую веру. В семействе Миндовга дочь его была замужем за галицким князем (а потом великим князем литовским) Шварном Данииловичем, оставаясь до конца жизни православной. Сын Миндовга Войшелк еще при жизни отца отказался от княжения в Слониме и Волковыйске и удалился в монастырь, где принял православие. Во время смуты, начавшейся в Литве после убийства Миндовга, в Псков прибыл князь нальшенайский Довмонт, принял православие с именем Тимофей и "посадиша его мужи псковичи на княжение". За свои ратные дела в течение 33 лет и приверженность православию впоследствии Довмонт (Тимофей) был канонизирован Русской Православной Церковью (Описание о российских святых. М., 1887 Репр. М., 1995).

В Литве после убийства Миндовга в 1263 г. великим князем становится Войшелк, который в 1267–1268 г. ушел в монастырь, передав престол своему зятю Шварну Данииловичу галицкому. Власть Шварна над Литвой продолжалась недолго: в том же году или на другой год он скончался и был погребен в Холме в храме Святой Богородицы. В летописи об этом записано: "Княжив же лет немного и тако преставися". Имеется глухое подозрение, что был отравлен сторонниками князя Тройдена, пришедшего к власти. Князь Тройден княжил в Литве около 12 лет, оставаясь самым упорным язычником. Но три его брата Лесий, Свелкений и Серпутий исповедовали православие (христианских имен не сохранилось. См.: Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Западная Русь и Литовско-Русское государство. Т. 2. ОГИЗ., 1939).

В язычестве оставался всю свою жизнь великий князь литовский и русский Гедимин. Если первая его жена Винда (Вида) была дочерью жемайтского сборщика меда Виндимунда и наверняка была язычницей, то вторая — Ольга и третья — Ева (Евна) без сомнения были христианками. Гедимин позволял детям своим принимать православную веру и вступать в брак с русскими православными князьями и княжнами.

Как известно, у Гедимина от трех (или четырех?) браков было семь (или восемь?) сыновей и шесть дочерей. Из сыновей его Наримант крещен с именем Глеб и был женат на внучке Александра Невского. Другой сын Любарт (в крещении Димитрий) был женат дважды на православных княжнах: волынской и ростовской. Ольгерд принял православие при вступлении в брак с Марией Ярославной, княжной витебской, вторая его жена Ульяна Александровна, была дочерью великого князя тверского Александра Михайловича и православной. Сын Гедимина Явнут (Евнутий) крещен в Москве с именем Иоанн, был женат на полоцкой княжне, наверняка православной, а Кориат в православии назывался Михаилом. Из дочерей Гедимина от первого брака неизвестная по имени была женой князя Давида Городенского и очень вероятно православной, от второго брака Мария выдана замуж за великого князя тверского Дмитрия Михайловича Грозные Очи, от третьего брака Айгуста носила имя в православии Анастасия и была первой женой великого князя московского Симеона Ивановича Гордого, а дочь Ефимия (в крещении Мария) была женой Болеслава Тройденовича мазовецкого, принявшего в православии имя Юрий (Вольф Ю. Род Гедимина. Краков., 1886. На польск. яз.).

Ольгерд, достойнейший из всех сыновей Гедимина, в делах веры был непостоянен. Сначала, еще при жизни отца, он принял было крещение "ради жены своей" с именем Александр (или Андрей?) и разрешил построить в Витебске две православные церкви, но, вступив на великокняжеский престол в 1345 г., обратился к язычеству. Спустя немного времени Ольгерд изменил свое отношение к православию: построил в Вильно церковь, не препятствовал женам своим Марии Ярославне и Ульяне Александровне крестить детей и воспитывать в православии, так что все его сыновья принадлежали сначала к православной церкви. От первой жены у Ольгерда были сыновья: Андрей, Дмитрий Старший, Константин, Владимир и Федор, от второй жены: Скиргайло — в православном крещении Иоанн, Корибут — Димитрий, Ягайло — Иаков, Лугвень — Симеон, Вигант — Александр, Коригайло — Константин, Минигайло — Василий, Свидригайло — Лев. Дети Ольгерда, воспитанные в православии, охотно вступали в брачные союзы с русскими князьями и княжнами. Так, Дмитрий Старший был женат на Анне Александровне рязанской, Корибут — на Анастасии Олеговне рязанской, Лугвень на Марии, дочери великого князя московского Дмитрия Донского, у Свидригайло все три жены были русские из Твери и Смоленска.

Дочери Ольгерда от первого брака все были женами Рюриковичей: Агриппина (в крещении Мария) — Бориса Константиновича Нижегородского, Федора — Святослава Титовича Карачевского, а неизвестная по имени — Ивана Новосильского и Одоевского. Дочери от второго брака Ольгерда: Елена вышла замуж за Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы, Мария — за Давыда Дмитриевича Городецкого, по всей видимости православного. (Дворянские роды Российской империи. СПб., 1995. Т.2.).

Следует отметить, что многие племянники, внуки и другие родственники Ольгерда также исповедовали православие и вступали в браки с русскими князьями и дворянами. Некоторые из них волею судьбы оказались на Руси. Это потомки Нариманта (Глеба) Гедиминовича — князья Корецкие, Хованские, Патрикеевы, Булгаковы, Голицыны, Щенятевы, Куракины; потомки Константина Ольгердовича – князья Чарторыйские; Дмитрия Старшего — князья Трубчевские (Трубецкие); Владимира – князья Бельские; Корибута (Димитрия) — князья Несвицкие; Любарта (Димитрия) Гедиминовича — дворяне Волынские; Евнута Гедиминовича — князья Мстиславские. (Там же).

Под конец жизни сам Ольгерд снова сделался православным христианином, он даже принял крещение с именем Александр и облекся в схиму с именем Алексий, но погребен в Вильно в созданной им церкви, похороны были по языческому обычаю.

В 1385 г. сын и преемник Ольгерда на великокняжеском столе Ягайло (Иаков), желая получить руку польской королевы Ядвиги и занять польский престол, согласился принять католическую веру и распространить ее между литовцами. Его перекрестили в краковском костеле и назвали Владиславом. Вместе с ним перекрестились четыре брата его: Скиргайло, который назвался Казимиром, Коригайло — тоже взял имя Казимир, Минигайло — Александр, а Свидригайло — Болеслав.

В 1387 г., когда Ягайло начал обращать литовцев в католичество, то оказалось, что добрая половина жителей столицы Литвы Вильно исповедовали православие. Это знак, что кроме княжеских семейств оно проникло уже тогда в народные массы.

Двоюродный брат Ягайло Витовт Кейстутъевич, занимавший великокняжеский стол в Литовско-русском государстве с 1392 по 1430 г., был сначала православным христианином. Он принял .крещение с именем Александр еще в 1384 в Трокском монастыре и тогда же подарил этому монастырю разные земли. Но через два года в Кракове перешел в католичество и не изменял ему до конца жизни. В его правление православие было еще сильно в Литовском государстве. В 139З г. папский легат осматривал "много русских церквей в Вильно". В 1397 г. великий магистр Конрад перед всеми европейскими дворами свидетельствовал, что в Литве не заметно успехов латинства, потому что "литовцы больше обращаются в русскую веру". (Любавский М. К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. М., 1910). Следует отметить, что сам Витовт был женат на Анне Святославовне смоленской княжне, вторым браком — на двоюродной племяннице Марии, дочери Андрея Ольгердовича, князя стародубского и лукомского, а дочь Витовта — Софья (в крещении Анастасия) была замужем за великим князем московским Василием I Дмитриевичем. Она мать пяти сыновей (в том числе Василия II Васильевича Темного, великого князя московского) и четырех дочерей. Уже это внушает уважение к этой женщине, но она после смерти своего мужа в 1425 г. в малолетство сына Василия (Темного) управляла великим княжеством московским, а в 1451 г. руководила обороной Москвы от татар (Макарий. История Русской церкви).

1387 год — официальная дата крещения Литовско-русского государства в католичество, с этого времени православие уже не так поддерживалось правительством, однако было распространено в народных массах еще длительное время.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001