РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

Д. А. Волков , И. Г. Салимьянова

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

 

Форсированное развитие наукоемких и высокотехнологических производств является одной из долговременных ключевых целей современной России, базируемых на последних достижениях научно-технического прогресса многоструктурной социально-ориентированной экономики, с преодолением технологического отставания страны и ее технологической зависимости от ведущих мировых держав. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внешнего рынка. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой интенсивной импортной интервенцией, спад объемов производства в названных отраслях продолжает оставаться значительным

Повышение конкурентоспособности отечественной продукции основано на обновлении производства, которое не возможно без инновационной деятельности, охватывающая как процесс освоения инноваций в производстве, так и содействие этой деятельности.

Результатами инновационной деятельности являются инновационные продукты к которым относятся инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций; освоение в производстве технологических процессов, обеспечивающих социально-экономический и экологический эффект для реализации конечной продукции; принципиально новые и улучшенные продукты, являющиеся результатом исполнения научно-технических достижений.

В процессе управления инновационной деятельностью со стороны государства всегда возникает вопрос о том, какое должно быть соотношение между прямым бюджетным финансированием и косвенными методами стимулирования. В существующих экономических условиях, приоритет может быть отдан методам косвенного стимулирования, которые должны быть отправлены на обеспечение организациям благоприятной среды для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществления инновационной деятельности и расширенного воспроизводства. Отсюда следует, что роль интеллектуальных продуктов возрастает за счет гибкой налоговой, кредитной политики, которая позволяет обеспечить рост объемов производства, потребления, прибыли организаций и, как следствие, рост налоговых поступлений в государственный бюджет, а через рост государственного бюджета к увеличению инновационного развития России.

Как известно, интеллектуальные продукты обладают исключительно высокой экономической результативностью, что позволяет инновационному предприятию превращать интеллектуальные продукты и услуги в товары, и в последствии организовывать их коммерческое использование, что особенно актуально учитывая усиливающийся спрос на конечные результаты интеллектуальной сферы со стороны национального хозяйства.

От использования интеллектуальных продуктов в хозяйственной деятельности предприятия получают дополнительные доходы на передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечивают обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использованную интеллектуальную собственность. Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволяет выплачивать авторское вознаграждение физическим лицам (авторам), минуя фонд оплаты труда с включением затрат в себестоимость. Также следует заметить, что отчисления в государственный бюджет находятся в пределах разумного, так как существует система льготного налогообложения и ускоренной амортизации. Также при наличии новых разработок, которые соответствуют приоритетным стратегиям инновационного развития, наша страна может участвовать в конкурсах финансирования научных проектов через ряд специализированных фондов, таких как "Венчурный инновационный фонд", "Российский фонд фундаментальных исследований", "Российский фонд технологического развития", "Российский гуманитарный научный фонд", что обеспечивает приток денежных средств.

Купля-продажа патентов и лицензий свидетельствует о существовании рынка прав интеллектуальной собственности. В жесткой конкурентной борьбе победит то предприятие, которое наиболее продуктивно использует имеющиеся у него ресурсы. Изобретения, товарные знаки, ноу-хау и т.д. можно отнести к активам, которыми порой пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Это связано с тем, что они не часто появляются в бухгалтерских отчетах, доход от использования этих “неосязаемых” активов трудно выделить из общего дохода, их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Хотя данные аспекты могут сыграть решающую роль в дальнейшем развитии фирмы. Уникальность практически всех сделок по передаче прав интеллектуальной собственности создает большие сложности по разработке стандартов при оценке интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности, как и любые другие объекты собственности, выступают на рынке не сами по себе, а в виде прав на них, дробящихся в случае необходимости на более мелкие и необязательно принадлежащие одному лицу. Это еще одна возможность для привлечения денежных активов в инновационное предприятие.

Конечно, не каждый инновационный продукт обладает рентабельностью, есть и убыточные проекты. Поэтому интеллектуальный продукт должен подвергаться переоценке с целью выяснения необходимости его адаптации в связи с изменениями в конкурентной среде. Инновационный продукт должен анализироваться и с внутрифирменных позиций в связи дефицитом квалифицированных кадров и возможности противодействия со стороны персонала предприятия.

Необходимо учитывать сложность, хаотичность обстановки, наличие различных взглядов на нее, динамичность организации как системы, помнить, что организация и ее окружающая среда многомерны. Также необходимо повышать заинтересованность персонала в разработках инновационных продуктов с помощью мотивационного фактора

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001