Отчет о круглом столе «Образование в контексте межрелигиозных отношений», прошедшем в РХГА 20 декабря 2007 г. в рамках 10-й ежегодной научной конференции «Бог. Человек. Мир»

 

20 декабря по окончании пленарного заседания конференции состоялся круглый стол «Образование в контексте межрелигиозных отношений». Обсуждались проблемы и перспективы преподавания религии в высших и средних учебных заведениях, роль религиозной педагогики в процессах формирования современной личности, создание и сохранение толерантной среды в обществе, развитие межкультурной коммуникации в условиях социальных вызовов ХХI века.

Открывая заседание круглого стола, проректор РХГА по научной работе д.ф.н. Д.В. Шмонин отметил, что в последнее время взаимоотношения образования и религии предстали в новом свете: с небывалой остротой стоит вопрос об изучении религии в школе, и этот вопрос волнует не только представителей российского образования, но и все общество. Обозначив проблему, докладчик предложил высказаться представителям различных вузов и конфессий.

Ректор РХГА акад. РАЕН, доц. Д.К. Бурлака обратил внимание, что проведение подобной дискуссии в межконфессиональном образовательном учреждении, учебные программы которого опираются на идеологию христианской культуры, вполне естественно. Позиция Академии состоит в том, что диалог по важнейшим мировоззренческим вопросам крайне важен, и представителям западной цивилизации в ситуации постхристианского мира необходимо более внимательно относиться к другим культурным традициям. Что касается образования, то здесь уместна синергийная модель, а не фундаменталистская установка.

Продолжил разговор доц. Санкт-Петербургской духовной академии архим. Августин (Никитин). Он высказался против возможности насильной индоктринизации, даже если речь идет о введении курса «Православная культура». На его взгляд, ожидаемая польза религиозного образования в обычной школе будет перечеркнута ростом отчуждения между подростками, поэтому курсы религиозной тематики можно вводить только в тех учебных заведениях, куда люди идут учиться целенаправленно. Архим. Августин заметил, что проблема религиозного образования весьма актуальна и для Европы с ее тенденцией к мультикультуральности и заметной исламизацией.

Проф. Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица апостолов» в С.-Петербурге о. Фьоренцо Реати поделился размышлениями о том, какой видится светская демократия католикам. Ссылаясь на слова папы Бенедикта XVI, он показал, что при демократии высшей ценностью является консенсус, который состоит в отказе от высших авторитетов и абсолютизации мнения случайного большинства. Между тем, человек жаждет свободы от диктатуры случая, ему дороги право быть собой и подлинная идентичность. С точки зрения о. Фьоренцо, христианские общины должны участвовать в духовном воспитании молодых людей и знакомить желающих с основами христианской веры. Но при этом в общеобразовательных заведениях уместно преподавание лишь религиоведческих курсов.

О необходимости межрелигиозного диалога говорил и ректор Санкт-Петербургского христианского университета д-р А.И. Негров. Межрелигиозные отношения ценны тем, что они дают возможность общения, которое меняет людей и делает их более великодушными. Идеологии вторичны по отношению к личным контактам. Знакомство с другими религиозными, этическими, культурными традициями позволяет человеку лучше осознать ценность своей собственной. Без признания необходимости внутрихристианских отношений и взаимоуважения не может существовать и христианство: оно содержит единство веры, надежду на одного Спасителя, провозглашает не антропоцентрические установки, а богоцентрические.

Декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института (Москва) доц. М.В. Шилкина говорила преимущественно о преподавании религиоведения в высшей школе. Она отметила, что развитие религиоведческого образования может стать одним из факторов, сопутствующих выходу из антропологического кризиса. Задача религиоведческого факультета – показать, что в любой религии есть духовный опыт, подготовить человека к выбору веры на уровне не только чувства, но и сознания. По мнению докладчицы, преподавание катехизиса следует предоставить общинам, более глубокое и серьезное изучение христианского вероучения – богословским факультетам, а для широкого круга ищущих людей лучшим решением будет религиоведческое образование.

Заведующий кафедрой истории русской культуры СПбГУКИ проф. В.А. Щученко отметил, что полем связи представителей различных конфессий может быть культура, поскольку и религия и культура тесно взаимосвязаны и выходят на аксиологические ценности. Культура является фактором, соединяющим людей различных конфессий.

Декан факультета философии, богословия и религиоведения РХГА проф. Р.В. Светлов высказал мысль о том, что сегодня, в эпоху, отмеченную тенденцией к утрате ценностей, в первую очередь в школе необходимо ввести такой предмет, как этика. Это помогло бы школьникам научиться смотреть друг на друга с точки зрения ценности. Именно в этом докладчик видит основу, фундамент для образования религиозного.

Профессор М.С. Уваров присоединился к уже высказываемым точкам зрения о сложности введения курса основ православной культуры в школьное образование, отметив, что в условиях современной образовательной ситуации курс этики в школе является еще более проблемным. В школе просто нет соответствующих кадров. Вводить же курс "Основы православной культуры" необходимо, но при этом нужно отказаться от некоторых стереотипов. Во-первых, нельзя сегодня, как требуют некоторые представители Церкви, настаивать на воцерковленности всех преподавателей этого курса. Во-вторых, я вполне согласен с о. А. Кураевым в том, что курс должен быть не богословским, а культурологическим. В-третьих, историко-религиоведческие дисциплины не могут быть заменой этому курсу, поскольку они перегрузят школьников избыточной информацией о десятках религиозных систем, а воспитание культурной толерантности и нравственного мироощущения останутся в очередной раз забытыми .

В порядке дискуссии на заседании круглого стола выступили также д-р. пед. наук Ф.Н. Козырев, декан факультета психологии РХГА доц. М.В. Руднева, повторно – ректор РХГА Д.К. Бурлака, д-р филос. наук Н.Х. Орлова (СПбГУ), доцент кафедры религиоведения РХГА П.Ю. Нешитов, преподаватели и аспиранты РГПУ им. А.И. Герцена, Св.-Филаретовского православно-христианского института и др. вузов..

Всего в заседании круглого стола участвовали свыше 50 человек. Круглый стол проводился при поддержке Отдела по связям с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора города. При подведении итогов было выражено мнение о необходимости продолжения дискуссии по объявленному вопросу с привлечением более широкого круга представителей религиозных, общественных организаций, вузовской и академической науки.