Ростислав Николаевич Дёмин

преподаватель истории философии немецкой гимназии «Петершуле».

Научный консультант Религиозно-философского и педагогического исследовательского центра им. Я.А. Коменского.

Член Санкт-Петербургского Философского общества.

Член Санкт-Петербургского союза ученых. Участник Платоновского общества.



Избранная библиография

  1. Древнекитайская параллель к трактату древнегреческой медицины «О воздухах, водах и местностях» //XIX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Ч. I. - М., 1986
  2. Астрономические представления в Гиппократовском корпусе. // Некоторые проблемы истории античной науки. Сборник научных трудов. Ленинград, 1989. С.47- 62.
  3. «Су вэнь» и «Лин шу» как источники по истории китайской философии //XXII годичная научная сессия ЛО АН СССР (доклады и сообщения). Ч.1. - М., 1989.
  4. Школа инь ян //Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.
  5. Ритуал передачи знаний в древнекитайской медицине. //Петербургское востоковедение. Вып. 1. – СПб., 1992. С. 384- 386.
  6. Жун Чэн - автор древнего трактата по сексологии. // Петербургское востоковедение. Вып.1, СПб., 1992. С. 386-389.
  7. Девятиэлементная матрица у Платона, Ксенократа и в текстах древнекитайской культуры //AKADHMEIA: Материалы исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Вып. 1. СПб., 1997.
  8. Загадка как одна из форм инициации в философское знание //Петербургская школа, № 1. 1998
  9. Карнеадовский пробабилизм и поздние моисты // Универсум платоновской мысли: платонизм и античная психология (Материалы VIII Платоновской конференции 23-24 июня 2000 г.). - СПб., 2000. С. 71-73.
  10. Об одном общем моменте генологии Платона и рассуждения Чжуан-цзы о едином («Парменид» 142 b-144 a и «Чжуан-цзы» глава «Ци у лунь») //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. СПб., 2001. С. 166-169.
  11. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. СПб., 2001. С.265-270.
  12. Парадоксальные рассуждения в Средней Академии и «неразумные суждения» древнекитайской философской школы имен» //Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже столетий. Материалы X Платоновской конференции. СПб., 2002. С. 52- 61.
  13. Фрагмент текста «Хуанди нэй цзин тай су», схематизированный В.С.Спириным (страничка из архива В.С.Спирина) // Петербургское востоковедение. Выпуск 10. СПб., 2002. С.565-567.
  14. Гиппон Самосский и древнекитайский трактат «Земля и вода» //Рабочие тетради по компаративистике. Выпуск 8: Сравнительные исследования в политических и социальных науках. - СПб., 2003. С. 42- 47.
  15. Дэн Си, Гунсунь Лун, сицилийские риторы и школьный курс истории философии // Универсум платоновской мысли. Двадцать четыре века платонизма: традиции и инновации в истории древнейшей европейской философской школы. Материалы XI Платоновской конференции. - СПб., 2003. С.48- 57.
  16. Симон Фуше – критик Мальбранша и реставратор академического скептицизма // Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических исследований. - СПб., 2003. С. 127-133.
  17. «Идеальная формула» Винченцо Джоберти и нравственное здоровье нации.// Etnos и aesthesis современного философствования. Материалы всероссийской научной конференции 14 ноября 2003 г. Санкт-Петербург. СПб., 2003.
  18. Фронтистерий Сократа (об одной форме интеллектуального воспитания). // Философия образования и мир детства: Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб., 2004. с. 498-501.
  19. Мэн-цзы о природе речений и Аполлон как бог-диалектик. // Материалы конференции «Россия - Восток-Запад: компаративные проблемы современной философии». СПб., 2004. с. 66-71.
  20. Проблема дифференциации философского и нефилософского текста в древнекитайской философии. // Studia culturae. Выпуск 6. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского университета. Материалы конференции «Философский текст: проблема критерия». СПб., 2004. C.133-141.
  21. Эвристический потенциал представления о семье и метафизика для детей. // Метафизика семьи и государственная политика: Материалы XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». СПб., 2005. С. 121-123.
  22. Аполлон и Шалтай-Болтай как наставники философии. // «Философские науки» № 3. 2006. С.121-123.
  23. Один из так называемых парадоксов древнекитайской школы имен и учение о материи Джозефа Пристли. // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г): В 5 т.Т.2. М., 2005.
  24. Учение о космосе как диалоге в позднем неоплатонизме и представление древнекитайского мыслителя Цзоу Яня о Поднебесной. // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6. СПб., 2005. С. 396-400.
  25. Титульный лист из книги М.А. Северино «Демокритова зоотомия» как иллюстративный материал для преподавания истории философии в школе. //VII Пикалевские чтения «Гуманизация и гуманитаризация образования»: Материалы научно-практической конференции.18 марта 2005 г.. СПб.-Пикалево, 2005. Ч.III. С.7-11.
  26. Учение о всеобщей любви древнекитайской школы моистов и теория «филавтии» Франческо Патрици.// Эра третьей культуры. Человек. Новое понимание информации. Новые инструменты человеческой коммуникации. Материалы IV Международного Форума «Петербургская Весна Культуры». СПб., 2005. С.101-107.
  27. Собрание «задач» Ричарда Софиста как контекст для «парадоксов» древнекитайской школы имен.// Вестник РХГА № 6, СПб., 2005. С.217-221.
  28. Свидетельство Александра Полигистора о пифагорейцах и 55 параграф «Дао дэ цзина». // Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии: Материалы Всероссийской конференции. СПб., 2006. С.51-58.
  29. Идея «философской клиники» Константина Сотонина, шкала Апгар и история философии. // Мир детства: метафизика культурно-цивилизиционного кризиса. Материалы Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги» СПб., 2006. C. 450-453.
  30. Томас Стенли – автор первой истории философии на английском языке. // X Царскосельские чтения. Международная научная конференция 25-26 апреля 2006 г. Том IV, СПб., 2006. С.79-81.
  31. Танец как форма философствования и мнемотехники. // Философия – Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. М., 2006. С.98-100.
  32. Идея национальной философии: история и современность.// Философия XXI века. Материалы конференции. СПб., 2006. С.56—59.
  33. Интерпретация древнекитайских текстов как строгая наука. В кн.: Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. /Редактор-составитель Р.Н. Дёмин. Ответственный редактор И.А. Алимов. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2006. С. 267-273.
  34. Геометрический метод в философии и науке XVI-XVII вв. и «Куб мудрости» Я.А. Коменского. // Материалы международной научно-практической конференции «Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования» СПб., 2007. С.79-84.
  35. Рассуждение Диодора Кроноса о движении и «парадокс» Хуэй Ши о прибытии в царство Юэ. //Философская компаративистика как видение мира. СПб., 2007. С.43 –51.
  36. «Трудные каноны» в древнекитайской философии и поиски метода созерцания четвертого измерения в Англии в конце XIX – начале XX веков. //Компаративное видение истории философии. СПб., 2008. C.26 -29.
  37. Концепция философии как уподобления богу и ее нравственные аспекты. //Значение педагогики для возрождения нравственных основ общества. СПб., 2008. С.51-61.
  38. «Платонизм» Гунсунь Луна и трактат об идеях из Ай-Ханум // AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.7.СПб., 2008. С.144-156.
  39. Быки Гелиоса" Джойса, гностицизм и история древнерусской философии // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009 № 1. С.144-149
  40. Творческое наследие Н.А. Козырева в контексте одной традиции истории философии // Картина мира: наука, философия и религия. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею астрофизика Н.А. Козырева. СПб., 2009. С.101-111.
  41. Дельфийский завет и его истолкование Яном Амосом Коменским // Картина мира: наука, философия и религия. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею астрофизика Н.А. Козырева. СПб., 2009. С.228-230.
  42. Дёмин Р.Н., Кобзев А.И. Китайская текстология как строгая наука (к 80-летию со дня рождения В.С. Спирина) // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Институт востоковедения РАН. - М., 2009. С.472-476.
  43. Фигурная поэзия в Европе XVI-XVII вв. и «Лабиринт света» Яна Амоса Коменского //Концептуальные вопросы преподавания «духовно-нравственной культуры» в школе. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2009. С.116-121.
  44. О новом философском журнале «Сократ» // Вестник РХГА 2010. Том 11. Вып. 1.С. 181-183.
  45. Ученик Конфуция Ю-цзы, морская птица юаньцзюй и традиции рационального объяснения в древнегреческой и древнекитайской философской мысли // Диалог философских культур и становление трансверсальной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С.330-333.
  46. Бенджамин Джоуэтт - переводчик Платона, теолог и философ. // Вестник РХГА 2010. Том 11. Вып. 4.С. 55 - 58.
  47. Шестодневы как средство духовно-нравственного воспитания школьника // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры в школе». СПб., 2010. С.80-85.
  48. Концепция философской клиники К. Сотонина и ее значение для истории философии как науки // Теоретическое наследие казанской научной, философской, богословской мысли в контексте мировоззренческого диалога. Казань, 2010. –С.59-63.
  49. «Лабиринт света» Коменского и мотив лабиринта в русской иконографии XVIII в. // Ян Амос Коменский и современный мир. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2011.- C.149-156.
  50. Рецензия на книгу Воробьева С.А. Философско-исторические идеи в России (1830-1850-е годы). – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010.- 303 с. // Вестник РХГА 2011. Том 12. Вып. 2.С. 281-282.
  51. Рецензия на книгу Половинкин С.М. Русская религиозная философия: Избранные статьи. –СПб., 2010.- 412 с. // Вестник РХГА 2011. Том 12. Вып. 2.С. 283-284.
  52. Рецензия на книгу: Емельянов Б.В. «Три века русской философии. XIX век». Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. – 874 с. // Вестник РХГА 2011. Том 12. Вып. 3. С. 289-291.
  53. Бернардино Вариско - один из забытых авторов «Логоса» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщение.2011. Выпуск 9. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. - С.70-72.
  54. Эмбрион как гносеологический субъект: «Гарбха-упанишада», «Федон» и философская мысль древнего Китая. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Вып.4. С. 149-153.
  55. Николай Евграфович Осипов - психиатр, психотерапевт, философ: пражский период в контексте учений о любви. // Российская эмиграция в славянских странах. Вып.3, СПб., Балтийские сезоны, 2012.- С.15-25.
  56. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл. (4-5 кл.): учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Дёмин, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред.Т.Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. - 174 с.
  57. Философия, астрономия и магия в древнем Китае (к вопросу об отборе материала для школьных курсов истории философии и истории науки) // Гуманитарные основы естественнонаучных знаний. СПб., 2012. – C.122-131. ISBN 978-5-905425-04-2
  58. О деятельности Отдела Я.А. Коменского в Санкт-Петербурге в 1893-1894 гг. // Наследие Яна Амоса Коменского и современные междисциплинарные исследования. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 29-30 марта 2012 года. СПб., 2012. – С.100-105.
  59. Древнекитайская философия на ноготках (рисунки на ногтях как средство Мнемозины) // Философия - Детям. Интеллект и творчество: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции .6-8 ноября 2012 г. М., 2012. - С.12-14.
  60. Рецензия на книги: В.П. Фетисов. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии. Воронеж, 2011. - 518 с. Философия морали. Тоска по русскому аристократизму (К 70-летию со дня рождения В.П. Фетисова). М., 2012.- 480 с. // Вестник РХГА. 2012. Том 13. Вып. 4. С.285-287.
  61. Критика У. Гильбертом учения Аристотеля о перводвигателе. // Междисциплинарность в современном образовании. Материалы Вторых Чтений, посвященных памяти Т.Т. Буровцевой. - СПб.: Петершуле, 2013. С.34-39.
  62. Ян Амос Коменский и братья Яблонские. // Непрерывное образование как компас в поисках своего пути в «Лабиринте мира». Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2013- С.78-82. ISBN 978-5-905425-08-0
  63. Философия как пространство игры. Философские и логические идеи в сочинениях Л. Кэрролла («Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка» и др.) // Духовно-нравственная культура в структуре и содержании школьного образования: Ретроспективный опыт работы гимназии «Петершуле». СПб., 2013. С.239-247. ISBN -5-905425-10-3
  64. Курс «История философии как философская пропедевтика» // Духовно-нравственная культура в структуре и содержании школьного образования: Ретроспективный опыт работы гимназии «Петершуле». СПб., 2013. С. 144-171. ISBN -5-905425-10-3
  65. Рецензия на книгу Ермичев А.А. Философское содержание журналов русского зарубежья (1918-1939 гг.). - СПб.: РХГА; Вестник, 2012.- 352 с. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия философия. № 4. Том 2. СПб, 2013. C.291-293.
  66. Биобиблиографические заметки о чешских философах и социологах – учениках Томаша Г. Масарика // Colloquia Litteraria Sedlcensia. Studia minora. Volumen VII. Sankt Petersburg-Siedlce 2014. С.115-131.
  67. Рецензия на книгу: Степанова А.С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012.- 400 с. // Вестник РХГА 2014. Т.15. Вып.2. С.309-312.
  68. Рецензия на книгу: Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. / Сб. научных статей, посвященный 70-летию кафедры истории русской философии // Под общей редакцией В.А Кувакина и М.А. Маслина; составитель М.А. Маслин. - Издательство Московского университета, 2013. 688 с. // Вестник РХГА 2014. Т.15. Вып.3. С.321-330.
  69. Крестьянин-философ Тимофей Бондарев и древнекитайская школа аграриев (нун цзя) // Философия познания и творчество жизни: Дни философии в Санкт-Петербурге — 2013: Сб. ст. — СПб.: «Владимир Даль», 2014. C.168-176.
  70. Дмитрий Иванович Чижевский как историк философии // Colloquia Litteraria Sedlcensia. Studia minora. Том XVIII. Siedlce 2015. С.189-197.
  71. Джозеф Нидэм и наследие Яна Амоса Коменского// Colloquia Litteraria Sedlcensia. Studia minora. Том XVIII. Siedlce 2015 С. 211-215.
  72. Немецкие ученые-востоковеды на службе России // Наследие Санкт-Петербурга в школьном образовании: Материалы Третьих педагогических чтений, посвященных памяти Тамары Трофимовны Буровцевой. СПб.: Петершуле, 2015. С.- 51-58.
  73. Русская философия на страницах отечественных журналов в годы Великой Отечественной войны. Тезисы //Сборник материалов XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. 27-30 мая 2015 г. СПб.: РХГА, 2015.-С.166-167.
  74. Об античных источниках одного из описаний философии в сочинении Коменского «Лабиринт света и рай сердца» // Материалы международной научно-практической конференции «Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования». СПб,: Петершуле, 2016, с. с.118-129. ISBN 978-5-85902-192-5
  75. Платон и мантика в культуре советского андеграунда во второй половине 70-х –начале 80-х годов XX века // Универсум платоновской мысли: Платон и современность. Тезисы докладов. СПб., 2016. С. 68-69.
  76. Диодор Крон о «возможном и невозможном» и элементы временной и модальной классификации суждений у представителей школы имен (Дэн Си, Гунсунь Лун). // Универсум платоновской мысли: Платон и античная наука. Статья. СПб. 2017. С. 57-63.
  77. Античные истоки концепции философской клиники Константина Сотонина // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2017 г. В 2-х томах. Т. 2. - СПб.: «Интерсоцис», Издательство РХГА, 2017. С.479-482.
  78. Ян Квачала (1862-1934) – исследователь творчества Яна Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI века: Материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7-8 июня 2017 г.) /ред. С.М. Марчукова. СПб: Петершуле, 2017. C.158-67.
  79. Майевтика Сократа и эмбриональная педагогика // Детство: полнота бытия в обществе риска: сборник научных трудов. СПб.: Астерион, 2018. С. 293-297.
  80. Брисон как представитель мегарской школы // XXVI научная конференция «Универсум платоновской мысли»: «Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Тезисы докладов СПб., 2018. C.102-103. ISBN 978-5-9909527-2-0
  81. Экстравагантный костюм киника Менедема из Лампсака // Первый Российский Эстетический Конгресс. 17-19 октября 2018, Санкт-Петербург. Тезисы докладов. СПб., Российское эстетическое общество, 2018. С.210-212.
  82. Концепция «девяти добродетелей» в главе «Ся бянь цзи» «Ши цзи» и главе «Шуй ди» «Гуань-цзы» // X международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2018. Этика: переосмысление». Санкт-петербургский Государственный Университет, 15-17 ноября 2018 г. Материалы конференции / Отв.ред. В.Ю. Перов – СПб.: ООО «Сборка», 2018. – С. 29-30.
  83. Многоликий Сократ: Сократ московский и Сократ петербургский. // Сборник материалов XVIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге 23–26 мая 2018 г. / Отв. ред. Д. В. Шмонин. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2018. — С.364-371.
  84. Об одном возможном источнике утопии Алексарха (Уранополис и «Послезаконие» Филиппа Опунтского) // Утопические проекты в истории культуры: материалы II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Утопические проекты в истории культуры» на тему «Город Солнца”: в поисках идеального локуса» / Южный федеральный университет; [редкол.: Т. С. Паниотова (отв. ред.) и др.]. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. – С.188-189.
  85. Древнекитайский герой-богоборец как белый конь // Архетип ночи в мировой культуре. СПб. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. C. 95-102. ISBN 978-5-8290-1815-3
  86. Сократ как дурак, или совершенный философ (размышление над страничкой из сочинений Н.И. Новикова) // Русский логос-2: Модерн-границы контроля. Материалы международной философской конференции 25-28 сентября 2019 г. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И Герцена.2019. C.488-491 ISBN 978-5-8064-2760-2
  87. Предисловие к кн.: Константин Сотонин Сократ: Введение в косметику. М., 2019. - С.5-26. ISBN 978-5-6043673-1-5
  88. Учение Сократа о справедливости в диалоге Платона «Клитофонт» / XI Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д.Белла – 1919-2019)»: Материалы конференции // Ответственный редактор В.Ю. Перов. – СПб.: «Сборка», 2019. С.66–67 (тезисы доклада)
  89. Зайцев Варфоломей Александрович // Русская философия: Энциклопедия. 3-е изд. дораб. и доп. / Под общей ред. М.А. Маслина М.: Мир философии, 2020. С.215-216.
  90. Две формы гедонизма: Гегесий Киренский и древнекитайский философ Ян Чжу / Сборник материалов XXVII научной конференции «Универсум Платоновской мысли»: «Пайдейя, государство, человек: антропология в Платоновской традиции». Санкт-Петербург, 28 июня 2019 г. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2019. — 265 с. С.5–15.