Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, здесь же защитил кандидатскую диссертацию «Критический анализ иррационалистической философии Н.А. Бердяева», и докторскую диссертацию «Русская философия как целое. Опыт историко-систематического построения».

Составитель, автор вступительных статей и примечаний нескольких антологий и сборников статей, редактор и составитель библиографических указателей, участник нескольких энциклопедических изданий: «Русская философия: словарь», «Литературная энциклопедия русского зарубежья», «Розановская энциклопедия» и др.

 

А.А. Ермичеву принадлежит ряд статей об отдельных представителях русской философии (А. И. Введенском, Н. А. Бердяеве, Б.В. Яковенко и др.) в философской периодике и различных справочных изданиях.

 А.А. Ермичев рассматривает русскую философию XIX – начала ХХ в. как процесс постепенного увеличения в ней удельного веса «европейского» теоретического содержания.

Русский духовный ренессанс оценивается ученым как социокультурное явление, равное по статусу славянофильству, народничеству. Период XIX – начало ХХ в. характеризуется для русской философии с одной стороны, противостоянием и взаимопроникновением мотивов критицизма и религиозного онтологизма и, с др. стороны, отторжением всего комплекса философско-социальных и культурных идей ренессанса от марксистско-позитивистского и материалистического мировоззрения.

Доктор философских наук, профессор РХГА.

 

А.А. Ермичев является составителем и автором вступительных статей и примечаний антологий:

Бердяев Н. А. Самопознание. – Л., 1991.

Бердяев: pro et contra. – СПб., 1994.

Введенский А. И. Ст. по философии. – СПб., 1996. (совм. с С. А. Ненашевой);

Русская философия. К. XIX – н. ХХ в. – СПб., 1993. (совм. с Б. В. Емельяновым)

Степун Ф. А. Чаемая Россия. – СПб., 1998.

Степун Ф.А. Портреты. – СПб., 1998.

Франк С. Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.

Чаадаев: pro et contra. П. Я Чаадаев в истории русской мысли. – СПб., 1998. (совм. с А. А. Златопольской)

Эрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб, 2006.

Яковенко Б. В. Мощь философии. – СПб., 1998.  

 

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Книги:

Три свободы Николая Бердяева. – М.: «Знание». – 1989. – 64 с.

О философии в России. Исследования, полемика, заметки. – СПб, 1998. – 117 с.

Религиозно-философское общество в Петербурге. 1907 – 1917. Хроника заседаний. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. – 326 с.

Статьи:

О самоопределении философии в русском духовном ренессансе // Вестник СПбГУ, 1993. Серия 6. Вып.3. – С.18-26.

Дуализм и системность исторического процесса у П.Б. Струве (Соавт.: О.В. Ананьев) // Российская социология. Межвузовский сборник. – СПб., 1993. – С. 44-54.

Бердяев и православие// Сфинкс. – 1995. – № 1. – С. 110-121.

К достоинствам взгляда со стороны // Вопросы философии. – 1995. – № 2. – С.76-80.

О мнимой ошибке русской философии // Вече. Альманах русской философии и культуры. – 1995. – № 4. – С. 175-178.

«Историко-философский процесс в России как реальное основание сближения парадигм русской и европейской философии» //Русская и европейская философия: пути схождения. Коллективная монография. – СПб., 1997.

Реализм марксиствующего позитивизма // Философия реализма. Из истории русской мысли. – СПб., 1997. – С. 61-85.

«Новый град»: проект духовного и социального переустройства мира (Соавт.: О.В. Ананьев) // Философия и общество. – 1999. – № 1. – С. 154-172.

Н.А. Бердяев в Советской России. Опыт объяснения коммунистической историографии // Записки Русской Академической группы в США. Кн. 29. – Нью-Йорк, 1999. – С. 141-162.

«ВСЕ» русской философии: Петр Яковлевич Чаадаев // Проблемы русской философии и культуры. Сб. науч. трудов. – Калининград, 1999. – С. 32-41.

К вопросу о социально-политических взглядах П.Я. Чаадаева// Идейное наследие русской философии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 85-97.

Ладья у подножья креста. Проблема разума у П.Я. Чаадаева // Вопросы философии. – 2000. – № 12. – С. 171-179.

Россия и христианство в рассуждениях П.Я. Чаадаева // История философии: проблемы и темы. К 60-летию Ю.В. Перова. – СПб., 2001. – С. 72-87.

Статья С.И. Гессена об А.И. Герцене. О философско-культурной ориентации журнала «Логос» // Философские науки. – 2001. – № 3. – С. 50-57.

Большевистская революция и В.И. Ленин (к статье Ф.А. Степуна) // Вопросы философии. – 2002. – № 8. – С. 88-92.

О том, как поссорились два ученых мужа. Очерк истории нравов университетской профессуры в России XX века // Вопросы философии. – 2003. – № 5. – С. 124-134.

Суждения Н.А. Бердяева о «русском культурном ренессансе» и настоящее значение этого термина // Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Выпуск 2. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2002. – С.9-24.

В.С. Соловьёв и русская философия // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия «Symposium», выпуск 32. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество – 2003. –С.269-278.

«Петербургская философия» в контексте истории русской мысли // Антология русской философии. Сб. статей к 70-летию проф. Б.В. Емельянова. – Екатеринбург, 2005. – С. 180-198.

В.С. Соловьев и модели русского пути XIX – начала XX века // Соловьевские исследования. Вып. 11. – Иваново, 2005. – С. 5-13.

Сезоны Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества  // Вестник Русской Христианской гуманитарной академии. - № 7. – 2006. – С. 133-154.

О книге Д.И. Чижевского и возможном развитии ее сюжета  // Д.И. Чижевский. Гегель в России. – СПб: «Наука», 2007. – С. 5-17.

Около Флоренского. Полемика о природе самодержавия (конец 1916 – начало 1917 гг.) // Вестник Русской Христианской гуманитарной академии. - № 8 (2). – 2007. – С. 173-180.