«Вторники у францисканцев» в Центре христианской культуры и францисканской духовности при католическом монастыре cв. Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, 12 октября 2010 г.

Докладчик:

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

О. Ианнуарий начинает лекцию с молитвы ко Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.



О. Ианнуарий: Объявленная тема – «Шестая печать» – это из Апокалипсиса имеется в виду, там снятие семи печатей, шестая из них. Но прежде, чем мы перейдем к этому, в общем-то, довольно небольшому отрывку Апокалипсиса и посмотрим на него, я хотел бы поговорить об этой книге вообще. 

Как читать эту книгу? Как относится к ней? Как её понимать? Как предсказание каких-то событий или как что? Ведь прежде, чем мы приступаем к чтению той или иной книги, особенно древней книги, мы конечно должны знать тот жанр, в котором эта книга написана, или то или иное литературное произведение, отрывок. Ведь Библия очень сложная книга. Само слово «БиблиА» (βιβλία) означает «книгИ» множественное число. И этих книг, как вы знаете, много – и Ветхого и Нового Завета – и каждая из книг написана по-своему, и в каждой книге еще есть разнообразие жанров. К сказке мы относимся не так как к роману, к роману мы относимся не так как к басне, к басне не так как к теореме Пифагора, а к теореме Пифагора не так как к докторской диссертации. Т.е. каждое произведение литературное имеет определенный жанр и в зависимости от того, как мы понимаем этот жанр так мы и относимся к нему, так мы и читаем. И вот когда мы смотрим на книгу Апокалипсис, а эта книга замечательная, очень интересная, и глубоко богословская книга, то мы сразу сталкиваемся с трудностью в определении её жанра.

Само название книги – «Откровение Иоанна Богослова», все вы знаете. Слово «откровение» по-гречески будет «апокалипсис»(αποκαλυπσισ). Значит уже само название книги говорит нам о некоем жанре апокалиптики, это очень распространенный во времена и Иоанна и Иисуса Христа жанр иудейской и иногда христианской литературы. Правда, христианских апокалипсисов было очень мало. Ну вот наш – Откровение Иоанна, которое входит в Новый Завет, можно назвать еще апокрифический апокалипсис Петра. Я бы назвал еще книгу «Пастырь Ермы», Хермас был такой автор II века. Вот, пожалуй, и все. А у иудеев в то время было очень много апокалипсисов – апокалипсис Ездры, апокалипсис Еноха, апокалипсис Варуха, апокалипсис Моисея, апокалипсис Авраама, и даже апокалипсис Адама, даже Адам сидел и писал там. Вот это особый совершено жанр. Чем он характеризуется?

Да, кстати, о названии. Ведь вы знаете, что все вот эти надписания книг, которые встречаются в наших Библиях они пришли поздно, ведь Матфей не писал «Евангелие меня святого Матфея», не было этого. Начинали писать всегда с первой строчки. А эти над-писания появились уже гораздо позже, тогда, когда отдельные книги Библии соединялись вместе, когда надо было их как-то распределять, составлять оглавления, указывать страницу, тогда появились и названия. И вот название традиционное нашей книги – «Откровение святого Иоанна Богослова» на самом деле это не совсем точное название. Ведь название всегда – первая строчка. Вспомните, например, как называется первая книга Библии в подлиннике? Книга Бытия, Генезис, по-славянски «Бытие». А название по-еврейски в подлиннике будет «Берешит». Что это за слово? А так начинается эта книга: «Берешит бара элохим эт а-шамаим ве-эт а-арец». «В начале сотворил Бог небо и землю», вот это «в начале» по-еврейски «берешит». Так эта книга и называется «Берешит», «В начале». Ну, а у нас уже по-другому немножко. Вот книга наша начинается так: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог», и т.д. Так что не совсем откровение Иоанна Богослова – откровение Иисуса Христа. Это важно, в общем-то, когда мы читаем эту книгу. Ну ладно, это хоть и важно для ученых, для простых людей не так важно.

Так вот какой же жанр? – апокалипсис, жанр апокалиптики. Чем он отличается? Апокалиптика всегда эсхатологична. Слово «эсхатон» (εσχατον) означает конец, край. Вот стол, а вот здесь его эсхатон – край, конец. Ну, в данном случае речь идет об эсхатоне всего нашего сотворенного мира, о том, что этот мир ему придет конец, а за ним настанет новое творение, новый мир, новый век. А вот что будет на краю, вот последнее, в самое последнее время, вот это время называется эсхатологическим и именно об этом переходе из этого мира в другой мир, о конце этого мира и говорят апокалипсисы, они эсхатологичны. Эсхатология – это учение, часть догматики христианской, учение о последних вещах, о конце. Вот и наша книга тоже эсхатологична, она говорит нам о конце этого мира и о начале мира иного.

Как правило, апокалипсисы написаны символическим языком. Почему? Да потому что они ведь повествуют нам о том, что за пределами нашего мира. А наш язык, наши слова отражают только наш реальный земной опыт, и мы можем высказать только то, что мы знаем, то, что мы видим, то, что нас окружает. Я же не могу сказать о том, что там, если бы я не знал, что там улица я бы вообще не знал, закрыто, занавеска и я не знаю. А тем более в том мире, мы просто не имеем опыта иного существования, мы существуют здесь, в этом мире. Нам дается какое-то знание о том мире – откровение. Но выразить словами мы это не можем адекватно, у нас просто нет таких слов и поэтому все эсхатологическое, все по-ту-стороннее мы можем выразить лишь только метафорами, аналогиям, подобиями, используя наш язык, наши образы как символы того, что за пределами нашего мира. Поэтому все апокалипсисы символичны, они используют символический особый язык. И надо знать этот язык, чтобы понимать, о чем идет речь, надо расшифровывать всё. И если мы не знаем этих шифров, то мы просто заблуждаемся, мы понимаем всё буквально, что безумие. Мы начинаем понимать всё буквально, но ведь речь же идет не об этом мире с его предметами, а совершенно о другом, об ином, используя только язык этого мира как символы.

Наш апокалипсис Иоанна очень богат символикой, чрезвычайно богат. Здесь сотни, сотни символов в отличие от иудейских апокалипсисов, они очень бедные в этом отношении. И откуда же берется символика апокалипсисов? Основной источник символизма – это книги Ветхого Завета Священного Писания. Ну, а для Иоанна единственное Священное Писание было – это Ветхий Завет, ведь тогда еще не было Нового Завета, когда он писал свой апокалипсис, правда. И поэтому надо хорошо знать Ветхий Завет, чтобы понимать апокалиптическую символику. Здесь почти ни одной строчки нет, которая не апеллировала бы к Ветхому Завету, которая не намекала бы на какие-то ветхозаветные события, которые используются исключительно как символы, как язык. Причем вот что любопытно, когда мы читаем, например, евангелие или послание Апостола Павла мы находим там очень много цитат из Ветхого Завета, масса цитат – это из Аввакума, это из Исайи, это из Иоиля, это из псалмов и так далее. В книге Апокалипсис нет ни одной цитаты из одной цитаты из Ветхого Завета, это может быть единственная книга, ну, я не имею в виду маленькие сочинения типа «Послание Филимону», но это единственная книга Нового Завета, из больших книг, в которой нет ни одной цитаты из Ветхого Завета. Сотни намеков на Ветхий Завет, слов оттуда вырванных, взятых символов – и ни одной цитаты! Почему? Да потому что Ветхий Завет для Иоанна – это именно неисчерпаемый богатый источник образов, но ему не нужно цитировать Ветхий Завет, он уже стоит за пределами его, ему уже дано совершено новое откровение. И Ветхий Завет для него не является столь важным, для содержания его откровения. А образы – да, образы он использует.

Второй источник апокалипсической образности – это, я сказал бы, культура того мира, языческая мифология. Ну, например, когда мы открываем 12 главу книги Откровения, то мы находим там изображение небесной жены, облаченной в солнце, под ногами ее была луна, и она должна родить младенца мужского пола. Но появляется страшный дракон, который готов пожрать этого младенца, и жена на крыльях ветра уносится в пустыню и там рождает младенца, там её ангелы питают и так далее. И этот младенец затем побеждает дракона и сбрасывает его с помощью ангельских сил с небес на землю. Ну, понятная символика. Младенец – это Иисус Христос, он победил зло и так далее. Но откуда взята вся эта образность – жена, солнце, луна, крылья ветра, которые ее куда-то уносят, дракон страшный, который хочет пожрать и так далее? Это мифология. Если вы знакомы с античной греческой мифологией, то вы помните, как родился сын Зевса Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой. А как он родился? Зевс был не очень верным мужем своей жены Геры и грешил направо и налево. И вот, согрешив с некой нимфой по имени Латона, Латона должна была родить детей, двойню она родила, мальчика и девочку. Но жена Зевса Гера была такая ревнивая, что она с помощью интриг наслала на эту несчастную Латону страшного дракона по имени Пифон, который встал перед нею и хотел пожрать младенцев, которые родятся. Но боги спасли Латону и на орлиных крыльях унесли её на дальний остров под названием Делос, и бог моря Посейдон скрыл волнами от всех эту самую Латону. Там она родила Аполлона. Аполлон, будучи младенцем, рос не по дням, а по часам, и через три дня он был уже настолько сильный, что победил дракона и сбросил его в Аид, в подземное царство. Ну, эта история дальше продолжается, но не в этом дело. Мы видим, что образность взята из мифов из этих. Не потому что миф – реальность, а потому что это язык, который мы должны знать и использовать, а Иоанн его использует для узнаваемости, для проведения каких-то аналогий, каких-то параллелей.

Какие еще образы использует апокалиптика? Значит, Ветхий Завет, языческая мифология. Очень широко используется числовая символика – числа, числа, числа. На каждой странице здесь числа появляются очень важные.

Особенно важное число 7, которое просто царствует в Апокалипсисе – 7 печатей, 7 ангелов с трубами, 7 чаш гнева, 7 голов дракона, и так далее. Число 7, вы знаете, это число считается священным библейским числом и означает полноту, завершенность, больше ничего не надо. 7 – это значит всё, от начала до конца, полнота, совершенство, завершенность.

Ну, другие числа, конечно, тоже играют роль.

Число 3 не имеет большого значения в апокалиптике, хотя оно встречается. Ну, число 3 означает закругленное целое множество, некую целостность.

А вот число 2 очень важное библейское число, очень важное. Что такое 2? 2 – это всегда истина. Это истинное свидетельство, потому что в законе Моисеева сказано относительно суда, что на суде для доказательства недостаточно одного свидетеля, обязательно нужно два свидетельства. А если двое не согласны друг с другом нужно привлечь еще третьего свидетеля. Ну, вы помните «где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я среди них». Значит два – это уже всё, это уже истина, если два человека согласны с чем-нибудь. Поэтому здесь тоже, когда говорится о свидетельстве и об истинном свидетельстве, всегда встречается число 2.

Затем число 4 – очень важное для апокалиптики. 4 – ну так уже сложилось – четыре конца земли, четыре ветра. Ветер с юга, с севера, с запада, с востока – это добрые ветры. А ветры с юго-запада, с юго-востока, с северо-запада и северо-востока – угловые ветры – это злые ветры, ну, так считали в древности. Значит 4 – это число всего космоса, всего бытия нас окружающего, всегда. Или число всех народов земли. Если всё, что находится на земле – это 4.

Число 5 не играет никакой роли, 6 тоже.

Число 10 – это число неопределенного множества, но очень злого. Число 10 – это всегда злое множество. И так далее.

Ну, 12 – это число Народа Божия, вы знаете.

1000 – это очень много.

3 не играет большой роли, а вот 3,53 и 1/2 – очень большую роль играет в Апокалипсисе, это очень важное число. 3,5 года, 3,5 дня, 42 месяца – это то же самое, что 3,5 года. Вот все эти числа означают одно и то же и они означают время Священной войны. Число это пришло из древности, из эпохи Маккавейских войн. Помните, после Александра Македонского его империя разделилась на отдельные части, на отдельные царства, ну, в частности, Египет, в котором правили Птолемеи. И Сирия, и Палестина тоже было такое эллинистическое царство. И вот однажды сиро-палестинский царь Антиох Епифан IV пошел войной на Египет, потерпел там страшное поражение. И это было в III в. до Рождества Христова. И, возвращаясь обратно к себе в Антиохию, в Сирию, через Иерусалим, он в Иерусалиме остановился в раздраженном и очень нехорошем состоянии духа, он только что потерпел поражение. А в Иерусалиме были безобразия. Отдельные кланы священников спорили из-за первосвященства. Вечная там была вражда, какие-то интриги. И так надоела Антиоху Епифану эта иудейская религия, из-за которой они воюют друг с другом, что он решил, что если религия мешает её надо истребить, зачем она нужна? Все люди нормальные, ну кругом нормальные люди, поклоняются богам спокойно, никто никому не мешает. А эти не признают никаких богов, только какого-то своего бога, да из-за него они все время дерутся друг с другом. Истребить! И вот тогда, это написано в Первой книге Маккавеев, были страшные вещи. Царь повелел сжечь все священные книги иудейские, т.е. Ветхий Завет. Книги горели на площадях, а вокруг стояли книжники ученые, скорбели и говорили, ну что ж, папирус горит, а буквы улетают на небо. Потом всех родителей, которые обрезывали своих мальчиков, младенцев, велено было убивать тут же, как только узнают, ну и мальчиков заодно. Кресты стояли от Иерусалима до самой Антиохии, это сотни километров, тысячи крестов, на них были распяты все фарисеи, т.е. вся интеллигенция израильская. Ну, пересказывать всё невозможно, страшные вещи творились. Народ терпел-терпел, даже тогда стерпел, когда на жертвеннике в Храме была принесена в жертву свинья, нечистое животное. И тогда стерпели. Но когда в Святая Святых Храма была внесена статуя Зевса, тогда началась восстание семи братьев Маккавеев. И это восстание, партизанская война собственно была, длилось 3,5 года и закончилось победой евреев. Да, маленький еврейский народ победил огромное царство. Это настолько поразило народ, что с тех пор каждый год евреи празднуют праздник Ханука, осенний праздник в честь этой победы. А число 3, 5 – война длилась 3,5 года и закончилась победой Народа Божия над язычниками – 3,5, и стало символическим числом, обозначающим просто время Священной войны. Эта Священная война может длиться хоть миллион лет, это все равно 3,5 года. Вот мы не должны ничего понимать буквально, понимаете, это же все символика! 3,5 года – это время существования Церкви Божией от Иисуса Христа и до эсхатона, до конца – это 3,5 года, это последние времена. 3,5 года – это жизнь каждого конкретного христианина от момента его крещения до его предстояния Господу, до кончины – это тоже 3,5. Вот, числовая символика.

Значит, мы перечислили символы Ветхого Завета, их сотни, сотни, это неисчерпаемый источник. Затем мифология языческая, числовая символика. И очень важная еще символика, идущая из современной политической жизни. Вот современность окружала Иоанна, он знал её, все эти слухи, политические события, они тоже дали источник для символизма. А особенно важны в этом отношении 13-я и 17-я главы, где говорится об Антихристе. Ну, так он не называется Антихрист, он называется «зверь из моря» и число его «666», помните, вот, кстати, тоже числовая символика (см. об этом здесь, Н.Р.) .Что говорится о нём? Что этот зверь был ранен, все думали, что он убит, но он ожил и придет, и вот тогда будет вести войну с христианами, там много о нём говорится. Откуда вся эта символика с ним? Из политики того времени. В 60-е годы после Рождества Христова тогда правил Римом Римской империи император Нерон, слышали, да. И Нерон был странным человеком. Сначала он был, как молодой человек очень привлекательный, симпатичный, всеми любимый. Но потом с ним случился какой-то перелом и им овладел просто психоз, он стал жестоким, неуправляемым и сеял вокруг себя смерть. Все вы помните этот ужасный эпизод с Римом, с пожаром в Риме, после чего схватили всех христиан и казнили, устраивали из них факелы, поджигали. Ну, он убивал вокруг себя своих родственников, собственную мать, жену, своих братьев. И много сенаторов убил, а их состояния, их богатства брал себе. Народ его очень любил, Нерона, потому что он для народа делал то, что он и хотел. А чего народ хотел? Хлеба, зрелищ. Хлеб он давал бесплатно, римским гражданам, конечно, не римлянам – нет, бесплатный хлеб был. Зрелища – уж тут он старался, были разные представления с гладиаторами и прочее. А то, что он убивает богатых – так ведь так им и надо, народу это всегда очень нравилось и нравится до сих пор. И поэтому когда Нерон был убит, одни историки говорят, что он был убит собственной стражей, другие историки говорят, что он сам себя убил. Трудно сказать, известно только, что его тело не было захоронено, никто не видел похороны. Поговаривали, что его труп сбросили в реку Тибр в Риме и унесло потоком. Но ведь это только разговоры. И в народе стали ходить слухи, что он не умер, он только ранен был и избежал смерти. Он бежал далеко на окраины империи, чтобы собрать там войско и идти походом на Рим с тем, чтобы разбить своих врагов в Риме. А известно, что Рим он не любил вообще, он же приказал его и сжечь. И уже через полтора года после смерти Нерона в Греции появляется лже-Нерон, поднявший восстание против Римской Империи, пришлось посылать туда большие войска. Победили. Через год еще появился новый лже-Нерон в Испании, гораздо более серьезный и пришлось прилагать очень много усилий, чтобы подавить это восстание. Через еще несколько лет появился новый лже-Нерон в Галле. И так и так далее, целых сто лет после Нерона появляются бесконечные лже-Нероны. Но это история известная во всех странах, у нас тоже были лже-Димитрии, помните. Кто еще там был? Лже-Петр, как его звали?

Из зала: Емелька Пугачев.

О. Ианнуарий: Пугачев Емельян, да. Лже-Александры были, потому тоже там с его смертью что-то непонятное было, имеется в виду Александр I. Лже-Анастасия была, и даже их несколько было, и не только в России, это почти во всех европейских странах такое тоже было. Всё это использует Иоанн в своем апокалипсисе, всю эту символику, потому что появились сказания, которые назывались «Nero Redivivus» – «Нерон восставший, оживший». И вот эти сказания использует Иоанна и в 13-й и в 17-й главе, и так далее. Вот это символика апокалипсиса.

Итак, это откровение. А что значит откровение? «Апокалипсис» (αποκαλυπσισ) – слово-то греческое. Это слово может иметь несколько значений. Вот занавеска, «калипсо» (καλυπσᾠ), «занавеска» по-гречески. Кто-то подходит и открывает эту занавеску, он делает апокалипсис, откровение. Это такой активный смысл этого слова. Это слово может иметь пассивный смысл. Я вот сижу здесь, а кто-то подошел, отдернул занавеску и сделал апокалипсис для меня, это мне апокалипсис, хотя я не принимаю в этом участие. Ну и наконец, апокалипсисами стали называть литературные произведения, которые носят эсхатологический характер, о которых я вам говорил. А вот дальше читаем через несколько строчек:

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

И 3-й стих:

Блажен читающий (вот я читаю – о.И.) и слушающие (вы слушаете – о.И.) слова пророчества сего… (Откровение, 1: 1-3)

Так значит это пророчество! А что такое пророчество все мы знаем, в Ветхом Завете мы знаем и великих пророков – Исайю, Иеремию, Иезекииля, Даниила и малых пророков двенадцать. Пророчество. Но ведь пророчество это не апокалипсис, это что-то совершено другое. А какой смысл пророческого жанра, литературы пророческой? У нас обычно под пророчеством обычно понимают предсказание. Вот там шаман или цыганка напророчили мне то-то, то-то и то-то – так мы используем это слово. Но это простонародное понимание, которое совершенно не соответствует подлинной реальности. Про-рочество греческое «про-фетия» (προφητεία)«говорение» (рочество, речь, язык), «про-» – «вместо, за», т.е. «говорение за», «про-рочество». Когда человек говорит за Бога, когда Бог говорит через уста человека, по вдохновению. Т.е. пророчество – это всегда изложение воли Божией – вот что такое пророчество в его прямом смысле. Воля Божия относительно того, что происходит сейчас и здесь. Это воля Божия для меня сейчас и здесь. Это вовсе не предсказание того, что будет когда-то. Почему? Пророчество не может быть предсказанием меня, что со мною будет, потому что я – человек, образ Божий, т.е. свободное существо. Нет, конечно, я не очень-то свободное существо, но у меня есть свобода воли, в человеке как образ Божий в нем, потому что Бог свободен, это мы несвободны, все твари несвободны, а Бог свободен, этим Он отличается от всех остальных. И отблеск этой свободы в человеке – в виде свободной воли. Поэтому люди – это не куклы марионетки, которых можно дергать за ниточки, кто-то там на облаках сидит и нас дергает, вовсе нет, это нелепость, человек всегда волен поступать так или иначе. И поэтому предсказать человека невозможно, это значит сделать из человека куклу. Предсказать можно только то, что несвободно, то, что действует по каким-то законам. Ну, например, можно предсказать завтрашнюю погоду, синоптики это делают. Можно предсказать даже землетрясение, можно, делают и это. Можно предсказать столкновение планет, понаблюдав в небе. Можно предсказать войну, когда ясное дело, что напряженная ситуация международная такая, что война неизбежна. Т.е. то, что не зависит от моей воли предсказать можно, но то, что зависит от моей воли предсказать нельзя. Поэтому и в Библии встречаем предсказание голода, помните, является пророк Ахав в Антиохию и говорит, что в Иерусалиме будет голод, и тогда собирают деньги, продукты и направляют туда вместе с Апостолом Павлом в Иерусалим. Это можно всё, но то, что зависит от человеческой воли предсказать нельзя. Поэтому пророчество может предупреждать и предостерегать, пророчество всегда говорит человеку: если ты будешь следовать воле Божией и будешь делать так-то и так-то, то будет так-то и так. А если ты будешь делать иначе, то и будет иначе. Т.е. пророчества предостерегают, оставляя человеку свободу выбора.

Наша книга – это великая пророческая книга, потому что она обращена к конкретным людям времен Иоанна, конкретным церквам, о которых здесь пойдет речь, семь церквей в Малой Азии, и к нам. Пророчества всегда имеют вечное значение, Божественные пророчества. Итак, это апокалипсис, т.е. повествование о тайнах потустороннего мира. Это пророчество, т.е. воля Божия, обращенная к нам.

Мало того, если мы читаем дальше четвертый стих, что мы здесь видим? «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от Господа Иисуса Христа…» И так далее. Что это вам напоминает? Да откройте вы любое послание Апостола Павла: «Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникийской церкви… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». «Павел, избранный Апостол Иисуса Христа… всем находящемся в Коринфе… Благодать и мир от Бога Отца нашего и от Господа Иисуса Христа» «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе…: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». И здесь тоже – «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир…»

Это письмо! Это письмо, написанное семи церквам в Асии. Ну, семь – это полнота, семь символизирует собой всю церковь, разумеется. Это энциклика. Это послание, направленное на всю церковь, которая символизируется семью конкретными церквами.

А послание «эпистола» (ἐπιστολή) по-гречески, отсюда эпистолярный жанр, слышали, наверное, «роман, написанный в эпистолярном жанре», т.е. роман в письмах, такие романы мы знаем особенно из XVIII века. А послания всегда очень конкретны, они говорят о конкретной ситуации, ну, как вы пишет послание какое-нибудь: «Дрогой Петя, поздравляю тебя с днем рождения, желаю тебя счастья, любви и побольше богатства. А заодно, если ты получишь это богатство пришли мне побольше денег. Целую, Маша». Послание всегда очень конкретно, будь то послание Апостола Павла, будь то послание Иоанна. Это тоже послание, оно касается очень конкретных вещей в конкретных церквах, которым и написаны эти послания, они здесь перечисляются эти церкви.

Итак, это апокалипсис, это пророчество, это эпистола, послание. Сложный жанр. Более того, здесь еще один жанр присутствует – это литургическое сочинение, т.е. сочинение, предназначенное для чтения во время литургии, и это мы видим с самого начала. Ну, все мы знаем, как во время богослужения читается Священное Писание. В традиционных церквах различия небольшие, например, в православии и римо-католической церкви примерно одинаково. Чтец берет благословение у священника, затем начинает читать Священное Писание, предназначенное для данного дня, скажем, Апостол какой-нибудь, звучит еще хор. После Апостола поют «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Потом диакон или священник сам открывает евангелие, начинает торжественно читать евангелие. Потом после евангелия говорят: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!», что-нибудь такое и опять какие-то песнопения. Т.е. существует определенный сценарий чтения, который зафиксирован в наших литургических книгах, всегда одинаково происходит. Всё это изменяется со временем, разумеется, но традиция эта очень древняя. Чтение Писания было примерно таким и в иудейских синагогах, это же оттуда вся вот эта традиция идет, видоизменяясь, конечно. И вот когда мы открываем эту книгу, то мы сразу входим в сценарий чтения Священного Писания, именно этой книги, она понимает себя как Священное Писание. Смотрите, вот в нашей православной церкви, например, всегда происходит так. Чтец, взяв благословение у священника, выходит на середину храма и начинает читать Апостол. Ну, как он начинает читать? Объявляет сначала чтó он будет читать. Причем всегда ведь объявляет как? Не просто как я сейчас считаю «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему…» – так у нас не читается. Это традиционная церковь, очень консервативная, поэтому так, как читали две тысяч лет тому назад, так и до сих пор читается. Не читается, а поется, в древности никогда никто ничего не читал, это было не принято, такого просто не знали. Тексты пелись. Пение было простое, речитативное, как правило, с небольшими каким-то мелодическими оборотами в конце предложения, как у нас сейчас (читает нараспев, как во время богослужения): «Коринфянам послание святаго Апостола Павла чтение». Дьякон: «Вонмем! Братие, пишу вам для того, чтобы…» вот читается так. Так вот пели две тысяч лет тому назад, так до сих пор поют. И вот здесь, выходит чтец и объявляет чтó он будет читать (читает нараспев, как во время богослужения): «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» и читает это вот первое предложение, т.е. заглавие книги. Первое предложение – это всегда заглавие книги. После того, как он объявил, священник, ну тогда они не назывались священниками, предстоятель церкви его благословляет, это третий стих (читает нараспев, как во время богослужения): «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Чтец вступает сам снова (читает нараспев, как во время богослужения): «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир…» и начинает читать текст. Когда он произносит имя Бога-Троицы, то его чтение прерывается и священник благословляет. Ну как вот у нас в православной церкви, например, после молитвы «Отче наш» происходит такое благословение, когда произносится молитва «Отче наш» потом священник всегда говорит: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» и народ или хор поет: «Аминь». Также и здесь, произносится имя Бога-Троицы, вступает священник и говорит (читает нараспев, как во время богослужения): «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» и хор поет: «Аминь». И когда хор пропел «Аминь» вступают два полухория. В старых синагогах, а также в старых больших церквах и до сих пор у нас в больших соборах, скажем, и у нас и в римо-католической церкви тоже всегда существует перекличка хоров: правый-левый хор. Также и здесь, вот 7-й стих представляет собой так называемое антифонное пение. Одна половина поет (читает нараспев, как во время богослужения): «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные», «аминь, аминь» дважды. И выступает пророк. В древней церкви были такие рукоположенные пророки, которые выступали в самые торжественные моменты богослужения. Он выступает и произносит (читает нараспев, как во время богослужения): «Азм есмь Альфа и Омега, начало и конец… Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». «Я есмь Альфа и Омега» это Бог говорит, про-рок, через пророка. Произносит три основных имени Божьих, используемых в Апокалипсисе. Мы сейчас с вами увидим, что это такое. И после этого вступает чтец и начинает читать (читает нараспев, как во время богослужения): «Я Иоанн брат ваш …был на острове, называемом Патмос…» и так далее. Вот мы видим, что вся эта книга построена специально для пения в церкви. И нет ни одной другой такой книги Нового Завета, в которой было бы такое обилие песнопений, гимнов, песен разных, как в этой книге. Ни в Евангелиях, ни в Посланиях ничего подобного нет, только здесь почти на каждой странице, в каждой главе, особенно начиная с 4-й главы, находятся какие-то прекрасные гимны. Это книга литургическая.

И вот мы видим, насколько сложен жанр этой книги. Ну и конечно, здесь каждую строчку разбирать страшно интересно! Потому что она открывает такие просторы для мысли, для богословской мысли, но для этого надо знать символику. И вот еще что важно. Надо обращать внимание на структуру книги. Поскольку эта книга очень поэтична – она очень поэтична и очень живописна – вы знаете, что в поэзии, в музыке, в живописи, т.е. в таком художестве всегда очень важна структура для понимания. Здесь структура служит еще и богословию.

Вот посмотрим. Какое основное содержание этой книги, выраженное буквально в двух словах? А это содержание следующее. Эта книга отвечает на вопрос на один из важных вопросов молитвы «Отче наш». Мы молимся:

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое,
да будет воля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.

На небе Имя Божие святится – здесь хулится, на небе воля Божия исполняется – здесь попирается, там царство Божие – здесь царство кесаря и сатаны. Так вот когда это царство Божие, небесное придет на землю «я́ко на небеси́ и на земли́»? Вот когда и как это произойдет – на этот вопрос и отвечает книга Апокалипсис. И что нам сделать для того, чтобы это было, чтобы было так, пророчество, воля Божия – это наше участие в установлении Царства Божия на земле. Вот как это произойдет, какая задача для нас стоит. Об этом и говорит эта книга, она отвечает на этот вопрос.

Но как? Сначала мы видим, что Иоанн, автор этой книги, сосланный на остров Патмос однажды в воскресение был в экстатическом состоянии одухотворения и ему является Иисус Христос, Который дает ему задание написать семи церквам, которые здесь перечисляются в Асии – это Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия, и Лаодикия. Это семь церквей, находящихся в римской провинции Асия, или Азия, то, что запад Турции, находящиеся на кольцевой дороге, исходящей из приморского города Эфес. (рисует на доске) Вот если это Турция, Средиземное море, Эгейское море, Черное море, вот здесь Эфес, вот кольцевая дорога приблизительно так шла. Она, конечно, не такая ровная была, потому что там гористая местность. И вот семь церквей, находящихся на этой кольцевой дороге, Иоанн перечисляет их всех по часовой стрелке. 7 как я сказал уже – это символ всей церкви земли. И после того, как Иисус Христос дает пророчество о всех семи церквах, это 2-я и 3-я главы, в 4-й главе Иоанн видит, что дверь открыта на небе:

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. (Откровение, 4:1)

Тогда Иоанн взошел на небо «в духе» как здесь сказано, т.е. в экстатическом состоянии, это не то, чтобы он полетел на небо, а просто это особое состояние экстатическое, он был «в духе», во вдохновении. И вот престол стоял на небе, т.е. он попадает сквозь эту дверь на небо и видит престол Божий, Сидящего на престоле, т.е. Бог который окружен ангелами разными, об этом много можно говорить, это страшно интересно. Самый ближний круг – это четыре животных видом похожие на льва, на тельца, на орла и на человека. Затем более широкий круг – это 24 старца. Слово «старец» греческое слово пресвитер, «пресвитерос»(πρεσβύτερος), не обязательно старый, это просто старейшина. Пресвитер по латыни будет сенатор (senator), т.е. это божественный сенат, это ангелы-хранители. Животные, четыре животных… Четыре – это число всего бытия, всего космоса. Животные – это ангелы-хранители всего тварного космоса, 24 четыре старца – это ангелы-хранители всего человечества. Значит 12 ветхозаветные и 12 новозаветные. Вы знаете, что ветхозаветный народ из 12 колен Израиля, а новозаветный – из 12 апостолов. Ну, это символика конечно. И дальше расширяются кругами все эти ангельские силы, происходит небесное богослужение. В 5-й главе появляется еще на престоле, рядом с Сидящим Богом-Отцом появляется Агнец, ягненок, который как бы заклан. Но в начале другое. Начало 5-й главы: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями».

Книга по-гречески «библион» (βιβλίον) означает свиток, папирусный свиток. Такой свиток он увидел, который был запечатан семью печатями. 

                                  

Обычно ставили одну печать здесь сургучную, ну две печати, или перевязывали и ставили печать. А здесь целых семь, ведь что означает семь? Опять же полнота содержания и тайна, которая должна быть раскрыта. И до тех пор, пока не будут сняты все семь печатей никак не узнать чтó же там написано. А написаны замечательные вещи. Ведь смотрите, эта книга написана изнутри и извне. А если вы знаете, как готовили папирусы в то время из тростника. 

Тростник складывали, прессовали, склеивали. И с одной стороны он был шлифованный, гладкий, здесь можно было легко писать, а с этой стороны он был шершавый, на нем писать было трудно. Но когда содержание было столь велико, что не умещалось здесь, ну тогда дописывали еще извне. А вот здесь говорится, что он весь был исписан изнутри и извне – символ того, что содержание здесь великое и важное. Итак, важное содержание, которое втайне. О чем же это содержание? 

                               

А вот эта книга и говорит как Царство Небесное осуществится на земле. В этой книге и есть ответ на этот вопрос молитвы «Отче наш». А дальше сказано:

И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. (Откровение, 5: 2-4)

Ну, есть отчего плакать! Если мы не узнаем содержание этой книги, то мы так и останемся жить в этом мире кесарей и зла всевозможного, греха, убийств, войны. А где же Царство Божие? И оттого, что зло вечно Иоанн начинает плакать. А

один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. (Откровение, 5:5)

Здесь ветхозаветные образы. Понятно, что это за «лев из колена Иудина», мы понимаем, что это Иисус Христос, Который из рода, из колена Иуды произошел. А в последней главе книги Бытия, когда патриарх Иаков умирает, он перед смертью дает завещание всем своим сыновьям, двенадцать сыновей у него было, у Иакова. И благословение его досталось не первым сыновьям, а четвертому сыну Иуде, первые были не очень хорошие люди. Каждому произносится какое-то наставление. Об Иуде там сказано «ты лев», победитель (Бытие, 49:9), вот такое было завещание Иуде. И вот потомок «льва» Иуды здесь назван победителем, он может раскрыть. Ну, имеется в виду конечно Иисус Христос.

А дальше: «И я взглянул, и вот» Это словечко «вот» очень важное слово в Новом Завете вообще всегда. По-гречески это будет ἰδού – это всегда сигнал важного откровения. «Посмотри-ка!» буквальное если перевести, «гляди-ка!»

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. (Откровение, 5:6)

Семь рогов, рог – это всегда символ силы и власти. Семь рогов – это символ полноты власти и силы. Семь очей, которые суть семь духов – это символ Святого Духа.

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. (Откровение, 5:7)

И потом он начинает открывать эти печати. Смотрите, как интересно! Старец говорит Иоанну, Иоанн слышит «лев от колена Иудина», победитель достоин снять печати (Откр., 5:5), а что же видит Иоанн? Льва? Нет! Он видит ягненка, да еще как бы закланного, который начинает снимать печати. Вот этот мотив – слышу одно, а вижу совсем другое – очень важный мотив! Мы читаем так бессмысленно наши книги, мы настолько бессмысленно читаем, мы не обращаем внимания, хотя здесь важно каждое слово! Иоанн слышит «лев», а видит ягненка. Потому что, смотрите, он слышит Ветхий Завет, ведь это ветхозаветные пророчества – «лев», «Иуда», «война», «победитель», национализм, кровь («колено Иуды»), сила, власть такая физическая, «лев», страшно, т.е. национализм, милитаризм. А видит совсем другое – жертвенный как бы закланный ягненок. Т.е. он видит новозаветное исполнение ветхозаветных пророчеств. Вроде бы эти пророчества исполняются, но совсем не так, как ожидали все иудеи! Совсем по-другому! И Мессия пришел не для того убивать и кого-то рвать как лев, хотя ждали этого, что Он истребит всех язычников. Приходит Мессия, Который спасает всех от мала до велика, и язычников в том числе. Примерно тоже самое мы встречаем здесь постоянно. Но вот возьмите вы хотя бы начало 7-й главы, когда здесь описывается, после снятия шестой печати, кстати, описывается, кто будет спасен от суда Божия, от суда наказания. Это 7-я глава 4-й стих: «И я слышал число запечатленных…», т.е. тех людей, на которых поставлена спасительная охраняющая печать Бога, «охранная печать» так называемая:

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч… (Откровение, 7:4-5)

И так далее перечисляет всех, 12 тысяч помножить на 12 тысяч получается 144 тысячи, ну символика, конечно. Что это? Перечисляются полки израильского воинства из всякого колена. Израиль – народ победитель, да, это ветхозаветное пророчество. Дальше будет ясно, что эти полки священных воинов, потому что о них будет сказано, что они идут на войну, они девственники, это 144 тысячи девственников. Дело в том, что по закону Моисея воины, которые идут на священную войну с язычниками, должны были соблюдать основные правила. Они должны были строго соблюдать субботу и не должны были общаться с женщинами, во время всей войны никаких женщин, никакого общения с женщиной, хранить чистоту целибата. И поэтому эти 144 тысячи полков – это войско Израиля, опять же националистический и милитаристский символ, вот они будут спасены, это спасенный остаток. Это он слышит, да:

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи. После сего взглянул я, и вот… (Откровение, 7:4,9)

Опять это ἰδού, «гляди-ка!»

…великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков. (Откровение, 7:9)

Вот это перечисление – народы, племена, колена, языки, каждый раз четыре – это значит все люди земли, четыре – это все люди земли. Причем интересно, что вот эти четыре встречаются семь раз в Апокалипсис, всегда очень важных местах. И они кто же были? А они стояли перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Белые одежды – чистоты и святости, а пальмовые ветви – это символы мира. Значит, те – с автоматами Калашникова, их 144 тысячи, а этих вообще никто пересчитать не может, так их много и они все с пальмовыми ветвями. Видите, и опять здесь – слышу одно, вижу – другое! И так каждый раз в книге Апокалипсис, это страшно интересно здесь наблюдать за всем этим!

Итак, Агнец начинает снимать печати. И вот семь печатей, кажется, что вот сейчас седьмая печать будет снята и всё, настанет, конец, конец этому миру и начало нового Царства Божия на земле. Но нет, ничего такого не происходит. И вот тут мы сталкиваемся со следующей картиной.

Апокалипсис построен по очень удивительной структуре. Ну, вот можно его представить себе таким образом (рисует). Время вот течет.

                           

Вот снимается первая печать, вторая печать – это в 6-й главе – третья печать, четвертая печать. Здесь четыре всадника знаменитых появляется и гибнет при этом одна четвертая, как сказано, часть земли. Пятая печать, шестая печать, вот сейчас будет снята седьмая печать – нет! Вместо этого появляются семь ангелов с трубами и начинают трубить. Это значит семь печатей, а здесь семь труб. И опять происходят какие-то страшные события. Первая труба, вторая труба – это уже 8-я и 9-я главы. Третья труба, четвертая труба. При этом, как сказано в конце 9-й главы, гибнет уже одна третья часть земли. Пятая труба, шестая... Вот сейчас протрубит седьмая труба и тут кажется всё!

                                

Но ничего подобного не происходит, появляются еще семь громов. И по законам апокалиптики должна погибнуть уже половина земли. Ведь все эти казни, которые здесь описаны – призваны к чему? Чтобы люди раскаялись, потому что мы знаем, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Может быть все эти войны, вся эта саранча, все эти землетрясения приведут людей в чувства и они покаются? А они продолжают грешить. И вот даже когда шестая труба прозвучала и умерла третья часть людей, а:

Прочие же люди, которые не умерли, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам,

И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. (Откровение, 9: 20-21)

Не хотят, они, люди – такие. Тогда посылаются семь громов в 10-й главе, они должны погубить уже половину.

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу… (Откровение, 10: 4-5)

и сказал, что времени уже не осталось. Всё, конец.

Какой смысл? Скрыть – значит не осуществиться. Четверть уничтожили – люди не каются, треть уничтожили – люди не каются, половину… А какой смысл? Что, теперь покаются, что ли? Нет, нет и нет. Эта замечательная богословская идея, которая лежит в Апокалипсисе – одни наказания людей никогда не спасут. Хоть это суды, да, он хотели привести к благому результату, к раскаянию, но ничего не получится, хоть всех перевешай – люди такие. Вот люди такие. Наказания не помогут, нужны какие-то иные пути, наказание – это всё ветхое, это все языческое, иудейское, исламское, какое угодно – но это не христианский путь! И нужны какие-то иные совершено методы и пути. Поэтому сказано: не записывай этого, не будет, всё. Семь громов так и остались в пустоте, 1/2, но всё, этого не будет. Времени больше не осталось. И тогда появляется уже окончательный суд, изображенный в виде семи чаш суда: раз, два, три, четыре, пять, шесть, и вот седьмая чаша совпадает с седьмой трубою, с седьмой печатью и означает уже конец. Получается такая «матрёшка» – это очень типично для восточной поэтики. Ну, помните, например, сказки «Тысяча и одна и ночь»? Там Шахерезада попадает к султану или к халифу, я уж не помню, кто там был, и начинает ему рассказывать сказки, кончает на самом интересном, потом на следующую ночь продолжение, сказка в сказке, сказка в сказке и так далее. Вот также примерно и здесь, это типично для Востока. Но ведь смысл-то какой? Смысл именно в том, что наказания не приводят к положительному результату. И вот когда в 10-й главе сказано было, что не записывай эти семь громов, не будет этого, а уже времени не осталось и наступает суд, то здесь происходит следующее. Когда мы смотрим на название этой книги, помните, как она называется?

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну… (Откровение, 1:1)

Т.е. мы имеем в первых двух стихах этой книги так называемую «цепочку Откровения». (рисует

                              

Значит Бог дает откровение Иисусу Христу, «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». Иисус Христос передает это откровение своему Ангелу, а Ангел дает это откровение рабу своему Иоанну, а Иоанн передает уже всем нам, рабам Божиим. Вот такая цепочка Откровения. Бог передает Иисусу Христу откровение где? В 5-й главе. Помните, в 4-й главе Иоанн попадает на небо, видит престол Божий, а в 5-й главе он видит Агнца, Который берет из десницы Сидящего на престоле книгу, запечатанную семью печатями. Это происходит только в 5-й главе. Иисус Христос передает Ангелу уже раскрытую книгу в 10-й главе, как здесь сказано. И в 10-й же главе Ангел передает эту книгу Иоанну. Пока еще мы не знаем чтó в этой книге, она только открыта.

И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.

И я подошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горькой во чреве твоем, а в устах твоих будет сладкой, как мед.

И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее

И сказал он мне: тебе надлежит заново пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих. (Откровение, 10: 8-11)

Опять четыре. Вот это очень замечательно. Ведь о чем здесь говорится? Ну, во-первых, это конечно намек на пророка Иезекииля, ведь с чего начинается пророчество Иезекииля? Да с того, что он берет из рук Божиих книгу и съедает её, т.е. усваивает содержание. Съесть книгу – это значит усвоить содержание её. И после этого ты, когда ты напитался словами Божиими в этой книге, ты можешь пророчествовать, ну такой замечательный ветхозаветный образ, он здесь использован. Итак, Иоанн съедает книгу, а содержание её горькое, потому что это суд Божий, в книге сказано о суде Божием, который за этим последует. Но в устах сладко, почему? Потому что это все-таки слова Божии. Вот эта сладость слов Божьих – очень замечательный древний символ. Откуда он идет? Из древней иудейской школы. Знаете, когда учитель сидел и у него была доска, ученики сидели на корточках перед ним, у каждого тоже была доска на коленях и все писали, ну, тогда не было еще фломастеров, писали таким мелом, который делался из муки смешанной с медом, это сладкий мел был. И учитель заставлял учить учеников, скажем, псалмы наизусть и учил буквам. Плохих учеников били, понятно, а хорошим ученикам дозволялось подойти и полизать буковки, которые написаны на доске, они были сладкие, а там были написаны слова Божии. Вот отсюда этот символ сладости слов Божиих. Так вот, значит Иоанн съедает эту книгу, а Ангел ему говорит: «Тебе надлежит заново пророчествовать…». У нас переведено «опять пророчествовать» это неправильно – заново пророчествовать. Потому что все пророчества те были ветхие, а теперь в твои уста будет вложено новое пророчество. Вот это ветхое, старое, и новое – это очень важное различие, которое идет от Апостола Павла еще. Мы и называем нашу книгу Новый Завет, а то – Ветхий Завет, т.е. старый завет. Вообще слово «новый» по-русски, русское слово «новый» передает два разных греческих слова. Ну, во-первых, слово νεός и слово καινός. И то и другое переводится «новый», но νεός – это арифметически новый, а καινός – это онтологически новый. Ну, что значит νεός? Вот у меня ботинки, только я их купил, а они стерлись или порвались, я пошел и купил себе новые ботинки, а они мне стали жать, я пошел и купил новые ботинки и еще новые ботинки. Т.е. первые ботинки, вторые, третьи, четвертые – это νεός. А вот случай с καινός. У меня сейчас довольно легкие ботинки, но уже стало холодно и я знаю, что скоро выпадет снег, мне надо купить новую обувь, куплю-ка я себе меховые сапоги. Это уже вроде бы и обувь, но уже не ботинки, нельзя сказать, что я себе купил вторые ботики, вот это уже будет καινός, т.е. по существу новые, онтологически, по существу новые. Также Ветхий Завет знает много заветов: завет с Адамом был, завет с Ноем был, завет с Авраамом был, завет с Моисеем был. Это первый завет, второй, третий, четвертый завет – это все νεός А то, что с Иисусом Христом – это уже Καινὴ Διαθήκη, Новый завет. Это уже что-то совершенно непохожее на все прошлое. Также и здесь Ангел говорит Иоанну «тебе надлежит заново пророчествовать», используя вот это слово (показывает на доске καινός), пророчествовать, т.е. дать какое-то новое слово.

И только в 11-й главе нам излагается содержания того, что написано в книге, запечатанной семью печатями, только в 11-й главе, начиная с 3 стиха. До этого никакого откровения нет. Откровение начинается в 11-й главе, 3 стих. Открыта книга и нам излагается её содержание. Сначала очень кратко, сжато, в виде притчи о двух свидетелях, а потом все это эксплицируется уже, развивается и рассказывается подробно.

Вот такая структура книги Апокалипсис. Мы это не замечаем, нам кажется, что всё это движется как бы хронологически. Ничего подобного! Ничего подобного! Никакой хронологии здесь нет! Ну когда, например, описывается снятие печатей: первая печать снимается – появляется белый конь, на нем всадник и несет войну, он победителем изображается. Второй конь появляется – он огненно-красный, цвета крови, он несет убийства, гражданские войны. Третий всадник появляется – черного цвета, он несет с собою страшный голод, недостатки как следствие войны, разумеется. Четвертый всадник появляется – цвета зеленоватого, «хлорос» (χλωρος), отсюда «хлор» название, зеленый, цвета трупного такого, он несет мор, эпидемии, чуму, болезни, смерть. Но все это ведь события, которые сопровождают жизнь человечества на каждом его шагу. Войны – все время бывают, гражданские войны – бывают, болезни – бывают, голод – бывает. То же самое дальше будет – с землетрясениями, с саранчой, и прочее, и прочее. Всё это не хронологическое описание событий, а описание этого мира в каждый момент его бытия. Иначе нам и не интересно было бы читать книгу Апокалипсис, что-то там уже было, что-то еще не было, мы бы гадали. К сожалению христиане очень часто… Ну, умные христиане понимали, что это не хронология, что это не описание истории в её развитии, а что это описание мира в его состоянии. Но были и такие, которые понимали всё это исторически, и одни говорили, что вот Антихрист, например, появляется в 13-й главе, «зверь из моря», оооо! это конечно Лютер. А Лютер говорил оооо! это же Папа Римский, а другие говорили Антихрист – это Петр I, Антихрист – это Ленин, и так делее. Ну тут начинают гадать, кто во что горазд. На самом деле, конечно, антихристы нас окружают постоянно и кругом на протяжении всей истории человечества. Так примитивно понимать это нельзя. Ну вот… Сколько у нас времени-то? Я болтаю, болтаю, я же могу без конца говорить. Давайте все-таки посмотрим на шестую печать (о. Андрею), обязательно о шестой печати надо говорить, да?

Шестая печать повествует нам… О первых четырех я вам говорил, они касаются… Выходят все всадники. Помните, у Дюрера такая гравюра замечательная есть, четыре апокалипсических всадника. 

                      

Пятая печать по законам апокалиптики всегда описывает после бедствий, которые постигают землю, вот четыре… Четыре – это всегда земля, это вся земля. Первый всадник, второй, третий, четвертый. Весь мир подвержен войнам, гражданским войнам, убийствам, голоду и смерти, всё. Это постоянно сопровождает всю историю человечества. А христиане страдают, вот пятая печать описывает нам мучеников, души которых находятся теперь на небе перед Богом и они молятся Богу о правосудии, о справедливости. А им было заявлено, чтобы они успокоились на малое время, пока сотрудники их и братья их, которые будут убиты как и они дополнят число. И вот шестая печать показывает нам как бы ответ на эту молитву мучеников. Верующие претерпели мученическую кончину, но это не обязательно, что все верующие претерпели мученическую картину, потому что здесь мученики показаны просто как идеал верующего человека и как готовность каждого верующего пойти на это. А те, кто не верует, злые люди, они будут подвержены наказанию. Об этом и говорит шестая печать – судьба прочих.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот…

Там стоит буквально – «и вот», т.е. «смотри-ка», ἰδού.

…и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. (Откровение, 6: 12-13)

Всё это – и землетрясение, и солнце помраченное, ставшее как власяница, т.е. как траурная черная одежда, луна как кровь, падение звезд небесных, или как сказано в пророчестве у Эолиля «воинств небесных», это и есть звезды – всё это взято из пророчеств Исайи, из разных мест, из Эолиля, из пророчества Малахии. Это отдельными кусочками просто вставлено сюда как символы того, что уже было пророчествовано в древности. И смоковница упоминается там, по-моему, у Эолиля, как виноград звезды упали. «Небо скрылось, свившись как свиток». Небо древние евреи представляли себе как какой-то покров, твердь небесная, что-то вроде шатра небесного. Помните 103 псалом, простираешь «небо яко кожу», т.е. как шатер. И эта «кожа» или этот папирус может свиваться как свиток. И вот когда в конце веков это небо, протрясенное совьется как свиток, и обнажится то, что над небом, все увидят престол Божий. Престол Божий на нем восседает Бог. И вида Его никто не может перенести и Его взгляда никто не может выдержать – всё это взято из пророков древности, из ветхозаветных, и вставлено сюда. Итак,

И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров сдвинулись с мест своих. (Откровение, 6:14)

И это тоже из пророка. Что значит «всякая гора сдвинулась с мест»? «Сдвинутся с мест» – это значит исчезнуть. Т.е. всё, всё поколебалось, всё затряслось, всё просто разрушилось.

И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; (Откровение, 6:15-16)

Потому что небо-то открылось и вида Бога никто не может выдержать. Вы знаете, что умрет всякий, кто увидит Бога. А тем более Он смотрит на этих грешников и его взгляда никто не может выдержать, все пытаются скрыться в горах – это тоже взято из пророчеств древности. Но гор-то уже нет, они ж тоже уже сдвинулись с мест и скрыться даже некуда, всё, начинают метаться.

ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откровение, 6:17)

И ответ кажется такой, что никто не устоит. А седьмая глава говорит что нет, кое-кто устоит. Вот здесь говорится об этих 144 тысячах запечатленных, которые будут потом изображены с пальмовыми ветвями, и так далее. Т.е. шестая печать показывает нам предвестие конца, вот страшное предвестие конца. Мученики гибнут, а теперь должны быть наказаны их преследователи. Это шестая печать.

Ну, ладно, хватит… Книга очень интересная, о ней можно очень много рассказывать. Я в Духовной Академии когда-то читал курс по Апокалипсису, но он же занимает целый год, этот курс – год! – каждую неделя лекция.

                                               


О. Андрей Буко, OFMConv: Отец, я объясню, почему такую тему выбрали. В Средние века был такой бенедиктинский монах Иоаким Фьоре, который с появлением святого Франциска Ассизского вообще он выдвинул такую теорию, которую потом подхватили братья наши францисканцы-спиритуалы. Что была эра Бога-Отца – Ветхий Завет, была эра Бога-Сына – от апостолов, от Иисуса Христа и апостолов до Франциска. И от Франциска начинается эра Святого Духа. И что, якобы, это последние времена и вот Франциск – это ангел шестой печати, который послан Богом. Это развилось в ересь и были последователи, которые потом легко отпали от церкви. И что Франциск – ангел, который ставит знак на лбу спасенных, это тау , Франциск с францисканцами со знаком тау . Мне просто хотелось, чтобы прозвучало истинно церковное толкование этой книги и очень даже хорошо, что у Вас получилось, именно целиком Вы охватили эту книгу. Сейчас у нас литургический год начинается, конец октября – ноябрь, чтение во время литургии этой книги. И хотелось, чтобы мы все немножко сознательно, серьезно, глубже подходили к слушанию этой книги.

О. Ианнуарий: Да, спасибо, отец. Вы знаете что, я, конечно, не знал, что такая предполагается Вами тема. Но я думаю, что и сегодняшняя лекция была не напрасной. А что касается учения Иоахима Флорского, как он у нас называется обычно, и еретических движений, возникших на основе его учения о трех заветах и о трех эпохах, последняя эпоха Духа, которая продлится тысячу лет, это так называемый милленаризм, учение о тысячелетнем царствии, возникавшее в разных самых формах, то этому вопросу, который тоже опирается на Апокалипсис, очень интересный вопрос, можно посвятить целую лекцию. Это очень интересно.

Горячие аплодисменты

О. Ианнуарий (заканчивает лекцию молитвой): Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравненя Серафим, без истления Бога – Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Все: Аминь.

Из зала: Спасибо большое, какое богатство!

О. Ианнуарий: Ну, францисканцы давно отошли от этой ереси. На самом деле эта сама по себе теория третьего завета она ничего еретического в себе не несет, конечно, одно из толкований, ничего страшного. К сожалению, выводы из этой теории трех эпох были не очень хорошими.

О. Андрей Буко: Ваша лекция – огромная мотивация к тому, чтобы читать эту книгу и изучать.

О. Ианнуарий: Изучайте! Правда, иногда становится непонятно, вот все эти тонкости – ведь их же не замечаешь при чтении. Хоть ты сто раз прочитай, ты вот эту схему не уловишь, не уловишь. Спрашивается – почему? А почему всё это Иоанн так изображал? То же самое в Евангелии от Иоанна. Дело в том, что к эстетике было совершенно иное отношение в древности, чем сейчас. Ведь мы сейчас считаем что-то красивым когда? Вот предположим, у меня дома сейчас... Вот кто-нибудь придет ко мне домой, а там, ой, одеяло валяется, что-то такое, грязь здесь лежит и штаны вот там лежат, носки вот там лежат, беспорядок. Но вот должны придти гости, я быстро всё-всё-всё убираю и всё в кладовку пихаю. Приходят гости: «Ой, какой у вас порядок!» Они не видят, что там в кладовке (смеется). Но ведь в древности люди делали, в том числе Иоанн писал свое сочинение не только для людей, а для Бога. А Бог-то всё видит, и в кладовке он видит тоже. Поэтому со всех сторон старались всё сделать красивым, мы это не замечаем. А Бог видит. 


  

Запись и расшифровка диктофонной записи Наташи Румянцевой

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Апокалипсис. Толкование на книгу Откровения ап. Иоанна Богослова. Из архива радио «Град Петров», 2CD. Год выпуска 2009. Время звучания: 23 ч. 02 мин.

                                     


См. также беседы архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

Святой Апостол Павел о дарах Святого Духа

Святой Апостол Павел о служениях в Церкви