Звучащая философия - 4. Метафизика музыки

Скачать текст объявления

Открытие конференции Константином Семеновичем Пигровым 20 января 2006 г.:

Как видно из названия, у нас было несколько конференций на эту тему, и сейчас надо кратко изложить «содержание предыдущих серий». Мы издали отдельную книжечку, которая называлась «Звучащая философия» Но, как пишет Венедикт Ерофеев, что поскольку «тираж был ограничен», то это издание быстро разошлось. Поэтому мы даже не смогли ничего принести сюда. Я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Во-первых, конечно, наша сверхзадача - метафизика музыки, но и музыка метафизики также. Потому что когда мы научимся музыкально воспринимать реальность, мы продвинемся.

Все началось с того, что наш студент Даниэль Орлов принес диск с записью Хайдеггера, который читает Гёльдерлина. Старый-старый Хайдеггер, совершенно не декламатор читает стихи Гёльдерлина, срывающимся голосом, в общем, не очень хорошо. И, тем не менее, это завораживало. И тут мы поняли, что вот этот звучащий модус философии, он существенен, что здесь что-то есть. И это – то, что там есть – это надо понять. Вообще, в чем проблема? Философия всегда отмечала, и ясно, что сначала она звучала, а потом она была записана. Философия существует в двух видах: во-первых, «пишу-читаю», это обычный режим. А второй режим: «говорю-слушаю». «Пишу-читаю» - это режим Платона, а «говорю-слушаю» - это режим Сократа. И самое существенное, в том, что сделал Платон с этой точки зрения – это способность фиксировать текст. А сегодня мы можем фиксировать не только текст, но и само звучание, которого гораздо богаче. Например, записывать конференцию, что мы сейчас пытаемся делать, чисто по количественной информации это гораздо сложнее, гораздо более объемные файлы получаются, чем когда вы просто даете текст. И это означает, что в звучании столько содержания, что мы даже не можем предполагать, и сегодня возникает третий режим. Не только: «пишу-читаю», «говорю-слушаю», но и режим такой бытийственной философии: «говорю, пишу на диктофон, и слушаю».

И тут происходит некая фундаментальная модификация философской памяти, где философия смыкается с музыкальной традицией. И в отношении содержания философских идей мы можем очень немногое понять, вообще говоря. Но форма представления идей гораздо больше может говорить о нас. И вот если философская мысль обрела определенную самостоятельность в записи, то теперь, когда мы получаем возможность записывать само звучание, мы обретаем новые перспективы. Эти перспективы лежат в подтексте наших попыток исследований. И в самом деле, посмотрите, как сегодня было бы интересно послушать дискуссии философов тех философов, которых многие из нас еще помнят. Например, Тугаринова и Свидерского – ни того, ни другого уже нет, они у нас где-то во внутренней памяти – у меня, у других. А уж о Гегеле, или Сократе мы и говорить не можем. Но мы должны начинать историю с себя. То есть, философия начинается сегодня, она начинается вот с этих записей, и с этой точки зрения, я прошу вас с энтузиазмом и дерзко выступать.

Спасибо!