Акимова Е.А.

Военно-морская база Порккала-Удд в контексте международных отношений в Северной Европе

На советско-финляндских переговорах о перемирии осенью 1944 г. советская сторона потребовала передать Советскому Союзу на правах аренды территорию полуострова. Порккала-Удд для создания военно-морской базы (далее ВМБ ПУ), что и было зафиксировано в Соглашении о перемирии, подписанном 19 сентября 1944.
В основе данного требования лежали расчеты как стратегического, так и политического характера. Расположение полуострова в северной наиболее узкой части Финского залива в сочетании с островом Неайссаар и южным побережьем залива позволяло оборудовать морскую минно-артиллерийскую позицию, надежно запирающую подступы к Ленинграду и тыловым районам побережья Эстонской республики. Учитывалась также его близость к столице Финляндии - г. Хельсинки, от которой полуостров удален по прямой всего на 18 км. Нельзя обойти вниманием и то обстоятельство, что создание советской ВМБ придавало своеобразную окраску нейтралитету Финляндии. 'Это неизбежно должно было затруднить нормализацию отношений Финляндии с Западными странами.
Формирование ВМБ ПУ началось 20 сентября 1944 г. Перед ней были поставлены следующие оперативные задачи: осуществлять оборону центральной минной позиции чтобы не допустить прорыва морем надводных и подводных сил противника в Финский залив; как плацдарм, быть готовой к приему войск для развертывания активных действий на сухопутном направлении; во взаимодействии с находящейся в ее подчинении Военно-Морской Комендатурой Хельсинки обеспечивать временное базирование и оперативное развертывание кораблей КБФ, погрузку и разгрузку транспортов. Кроме того, под наблюдением ВМБ ПУ должно было осуществляться плавание транспортов и военных кораблей на шхерной коммуникации Стокгольм - Турку - Улькотамио - Таллинн. Таким образом, советская сторона получила доступ к контролю над мореходством и внешней морской торговлей Финляндии.
Однако на протяжении 1944 - 1946 гг. советское руководство не спешило со строительством базы. Объяснение этому следует искать в развитии общей ситуации в Скандинавии. Дело в том, что в первые послевоенные годы: Скандинавские страны: Дания, Норвегия и Швеция занимали дружественную по отношению к СССР позицию. Строя свою внешнюю политику на принципах неучастия в блоках, сотрудничества с Объединенными Нациями, поддержки системы коллективной безопасности, они взяли на себя задачу «наведения мостов» между Западом и Востоком. Поэтому в тот период советское руководство не видело для себя серьезной опасности в этом регионе. Кроме того, рассматривая скандинавские страны, как сферу англосаксонского влияния, оно видимо опасалось форсированным строительством ВМБ в Финляндии вызвать их настороженность и подтолкнуть к более тесному сближению с Великобританией и США.
10 февраля 1947г. был подписан мирный договор с Финляндией. Однако в условиях растущего противостояния с Западом он уже не казался советскому руководству достаточной гарантией безопасности на северо-западе. По мере усиления «холодной войны» возросло стратегическое значение Скандинавских стран, расположенных на важнейших морских и воздушных коммуникациях, связывающих Советский Союз с Европой и американским континентом. В сентябре 1947 г. на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро США и страны Латинской Америки заключили Договор об обороне Западного полушария, предусматривавший включение в «зону его безопасности» Северного Ледовитого океана и северной части Атлантического океана с прилегающими к ним территориями европейского Севера.
В этих условиях опасения Москвы относительно внешнеполитической ориентации Финляндии приобрели особую остроту. Результатом стала идея крепче «привязать» Финляндию к СССР дополнительными обязательствами. 22 февраля 1948 г. президенту Финляндии Ю.К.Паасикиви было сделано официальное предложение, заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, совпавшее по времени с коммунистическим переворотом в Чехословакии. Это вызвало тревогу в Скандинавии, усугублявшуюся распространившимися в марте - апреле 1948 г. слухами о том, что «следом за Финляндией наступит очередь Норвегии и Дании», Правительства этих стран стали выяснять возможность военной помощи США и Великобритании, что заставило западные страны ускорить создание военного союза, который и был оформлен уже 17 марта 1948 г. Чтобы удержать Данию и Норвегию на позициях нейтралитета правительство Швеции, в конце апреля 1948 г., представило проект по созданию альтернативного Скандинавского оборонительного союза, призванного играть роль буферной зоны между Востоком и Западом.
Пока шли переговоры, в регионе усилились военные приготовления: весной 1948 г. американские военные корабли совершили визит «доброй воли» в Швецию и Норвегию; английский истребительный дивизион «Горнет» посетил Швецию; главнокомандующий оборонительными силами Швеции генерал Юнг поставил вопрос об усилении обороны. Была повышена боевая готовность финляндской армии, что по времени совпало с окончанием процесса по делу о тайных складах оружия, на котором большинство высших офицеров финляндской армии, обвиняемых в нелегальной подготовке вооруженной деятельности, были оправданы.
Активность военных приготовлений в Скандинавии и осложнение советско-финляндских отношений отразились в разработанном для ВМБ ПУ задании по решению заочных оперативно-тактических задач в летний период 1948 г. Советское командование рассматривало следующий вариант; иностранные государства под предлогом «дружественного визита в Скандинавские страны» вводят в Балтийское море сильную группировку своего флота и, продолжая сосредотачивать на территории Скандинавского полуострова экспедиционные силы, без объявления войны, начинают военные действия против СССР. В итоге, возникает ситуация, предусмотренная советско-финляндским договором 1948 г. Рассматривая возможные в данных обстоятельствах действия финнов, советское командование исходило из предположения, что они, заявив о нейтралитете, вступят в переговоры с обеими сторонами и, будут выжидать дальнейшего развития событий, чтобы выгодно предоставить той или другой стороне свою территорию. В связи с этим также предполагалось, что потребуется ультиматум, чтобы получить разрешение Финляндии на ввод советских войск.
Данный план допускал захват Таллинна, главной базы ВМС. После этого советское командование должно было развернуть вооруженные силы в направлении Ювяскюля, Тампере, Пори, Турку, Ханко, Хельсинки, Порво, Ловиз, чтобы подготовить фланговые удары по противнику с севера и организовать десант на эстонское побережье. В подобных обстоятельствах ВМБ ПУ становилась главной Базой Балтийского флота. Именно на нее ложилась основная задача по подготовке десантной операции, для выполнения которой она должна была собственными силами организовать военно-морские базы Ханко и Хельсинки. Таким образом, данный план выявил резко возросшее военно-стратегическое значение ВМБ ПУ. Это заставило советское руководство уже осенью 1948 г. пересмотреть темпы ее строительства, усилить боевую готовность и приступить к большим реконструктивным изменениям. В состав базы были введены дополнительные части и соединения с большим объемом новой техники и вооружении.
Политический кризис, возникший в Скандинавии в 1948 г., разрешился вступлением Дании и Норвегии в апреле 1949 г. в НАТО. В январе 1950 г. они заключили с США соглашение о военной помощи, а в начале 1951 г. приняли участие в создании единого командования и общих вооруженных сил НАТО.10 Советско-финляндские отношения с 1950 г. напротив начали постепенно улучшаться. Это было связано с деятельностью нового премьер-министра Финляндии У.К.Кекконена. В 1952 г. он предложил вернуться к идее Скандинавского нейтрального союза, выдвинув Финляндию на роль посредника между СССР и Скандинавскими странами в мирном урегулировании. Однако, в условиях присутствия советских вооруженных сил на финляндской территории эта идея была практически неосуществима. В связи с чем, в начале 1950-х гг. ВМБ ПУ стала существенным препятствием в урегулировании отношений со скандинавскими странами. Кроме того, в условиях гонки ракетно-ядерных вооружений и создания сети натовских баз вблизи советских границ, она практически утратила прежнее стратегическое значении, что нашло отражение в постепенном сокращении Военно-Морским Министерством СССР ассигнований и программы ее строительства. Если в 1952 г. на ее строительство было выделено 43,8 млн. руб., то в 1953 г. - 36.7. млн. руб., в 1954 г. - 29,5 млн. руб., а на 1955 г. всего около 25 млн. руб.
В мае 1955 г. СССР выступил с широкой программой по смягчению международной напряженности, в которой особое значение придавалось ликвидации иностранных военных баз. Вслед за этим, в июле 1955 г. состоялось Женевское совещание глав правительств четырех держав: США, Великобритании, Франции и Советского союза, ознаменовавшее начало периода разрядки в международных отношениях. В данных обстоятельствах советское руководство приняло решение о ликвидации ВМБ ПУ, что должно было способствовать решению нескольких задач. Во-первых, открыть новую фазу в процессе переговоров по разоружению ввиду намеченной на ноябрь 1955 г. встречи министров иностранных дел четырех держав. Во-вторых, устранить последние сомнения в правильности внешнеполитической линии Ю.К.Паасикиви, сохранив, в то же время, зависимость Финляндии от Советского Союза в пределах договора 1948 г. В-третьих, укрепив политические течения, выступавшие против сотрудничества с НАТО, подтолкнуть Данию и Норвегию к восстановлению нейтралитета.
В ходе советско-финляндских переговоров, проходивших в Москве с 16 по 20 сентября 1955 в обмен на соглашение о ликвидации ВМБ ПУ, советское руководство добилось продления на 20-летний срок Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Кроме того, советско-норвежские переговоры, состоявшиеся в Москве в ноябре 1955г. привели к официальному отказу Норвегии от размещения на ее территории иностранных баз и ядерного оружия. Общий результат данного шага состоял в улучшение отношений СССР со скандинавскими странами и снижение напряженности на Севере Европы.