В.Г.Бурков

К истории скандинавской группы государственных геральдических символов

Среди государственных геральдических эмблем и символов особое место занимает скандинавская группа государственных гербов. В ней ярко отражается многовековая история стран европейского Севера, общность судеб народов, наседающих страны этого региона.
Один из первых государственных геральдических символов скандинавской группы это три коронованных лазоревых леопардовых льва с красными языками (один под другим) в золотом поле, украшенном девятью красными сердцами. Он появился в Дании около 1190 г. при датском короле Кнуде VI Вальдемарсене. Это изображение сохранялось в государственном гербе Дании при всех правителях и дошло до наших дней в виде Малого государственного герба Дании и первой части геральдического щита Большого государственного герба Датского королевства. С датскими тремя леопардовыми львами связана история происхождения государственного герба Эстонии. После победы датского короля Вальдемара II Победителя над эстами 15 июня 1219 г. на месте разрушенной крепости Линданисе на Тоомпеа была построена новая крепость, получившая название Таллинн ("Датский город"). Введенный для Таллинна герб был идентичен гербу Датского королевства. Три лазоревых леопардовых льва на золотом поле перед ли 8 декабря 1856 г. и на герб Эстляндской губернии в составе Российской империи. Они же стали основой государственного герба независимой Эстонии, утвержденном 19 июня 1925 г. и современного государственного герба Эстонской Республики, введенном (а точнее восстановленном) в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Эстонской Республики от 7 августа 1990 г. Правда, в отличие от датского государственного герба на эстонском государственном гербе три леопардовых льва обращены на зрителя и они даны на золотистом щите в виде картуша в стиле барокко, обрамленном снизу двумя скрещенными дубовыми ветками золотистого цвета. Три коронованных леопардовых льва с 1224 г. украшали и герб шведского короля Эрика Эриксона, ставшего до 70-х гг. XIII в. государственным гербом Швеции.
В течение XIII в. в Швеции и Норвегии формируются собственные государственные геральдические символы. В Швеции это три золотых короны на голубом (синем) фоне, а в Норвегии - золотой в красном поле коронованный лев св. Олафа с боевым топором в передних лапах. Однако, после учреждения в 1397 г. Кальмарсвой унии, объединившей в единый государственный союз Данию, Норвегию и Швецию, эти самостоятельные государственные символы вновь оказались под верховенством трех датских лазоревых леопардовых львов. На государственном гербе, печати и флаге короля Эрика Померанского - главы объединенного королевства, можно увидеть элементы государственных символов всех трех стран: трех датских лазоревых леопардовых львов на золотом поле, норвежского золотого коронованного льва св. Олафа с боевым топором в передних лапах на красном поле и трех шведских золотых корон на голубом поле (есть также там и изображение фамильного герба Померанского дома - черный грифон на красном поле).
После распада Кальмарской унии в 1523 г. подлинно аккумулирующее значение для скандинавской группы государственных символов стал играть Большой государственный герб Королевства Дания. К XVIII в. он принял вид, близкий к современному: щиток с династическим Ольденбургским гербом (две красные горизонтальные полосы (балки) на золотом поле), символизирующий династическую общность правителей Дании, Норвегии и Швеции, большой щит с гербами территорий, входящих во владения Датского королевства или исторически связанных с ним, включая изображения трех шведских золотых корон на голубом фоне, а такие гербовых знаков Исландии (белый сокол). Фарерских островов (белый баран) и Гренландии (белый медведь). Примечательно, что после провозглашения 1 мая 1979 г. Гренландии "самоуправляющейся территорией" в составе Датского королевства, в 1985 г. местный парламент (ландстинг) установил герб - синий щит с изображением все того же белого медведя, который входи. и входит в датский государственный Большой герб. Более того, сторонники полной независимости Гренландии в качестве своего основного символа также избрали изображение белого медведя с Большого датского государственного герба, но на зеленом поле.
Весьма красноречивым памятником истории стал шведско-норвежский государственный герб, действующий с 1844 по 1905 гг. и включающий в себя основные геральдические символы двух стран: норвежского золотого коронованного льва св. Олафа с боевым топором в передних лапах на красном поле и трех шведских золотых корон на голубом фоне. Доминирующее центральное положение династического щитка правящей шведской королевской династии Бернадоттов в шведско-норвежском государственном гербе точно соответствовало условиям шведско-норвежской унии 1814-1905 гг., по которым шведский король одновременно являлся и норвежским королем. Первенство Швеции в этой унии было так же закреплено изображением в шведско-норвежском государственном гербе родового герба Фолькунгов (золотой лев на синем фоне с тремя косыми белыми пол сами (перевязями или потоками) - династии шведских королей, в период правления которых (середина XIII в. - 1363 г.) формировались основные геральдические символы Швеции.
К скандинавской группе государственных геральдических символов относятся также государственные гербы Финляндии, Исландии, а также временных государственных образований 1919-1920 гг., на северо-западных территориях бывшей Российской империи, Ингерманландии и Беломорской Карелии. В их основе лежали общие скандинавские геральдические традиции, отражающие общность истории и культуры народов данного региона.