А. В. Лукошков

Исторические памятники российско-европейских связей XVIII-XX веков на дне Финского залива

Петербург задумывался и создавался как морские ворота России в Европу – главный торговый центр на северном окончании древнего Каспийско-Балтийского транспортного коридора. Недаром первым крупным промышленным предприятием Петербурга была Адмиралтейская верфь, а затем - торговый порт. Фактически большая часть экономики города была ориентирована на обслуживание этих двух комплексов. Власти всемерно стимулировали внешнюю торговлю через Петербург, что обусловило быстрый и неуклонный рост числа торговых судов, приходивших в город из Европы.
Изучение статистики мореплавания показало, что на дне Финского залива в результате кораблекрушений должно находиться большое число торговых кораблей, погибших в результате штормов, воздействия луговых полей, навигационных ошибок и аварий. С 2002 г. в Петербурге наша компания при поддержке ОАО «Газпром» и при участии Института истории материальной культуры РАН реализует проект «Тайны затонувших кораблей», целью которого является выявление и постановка на государственный учет таких памятников. Результаты экспедиций оказались весьма успешными – найдено и обследовано большое число затонувших кораблей, которые позволяют более ясно представить картину внешних связей Петербурга за время его существования.
Наиболее старое из найденных судов относится к периоду возникновения Петербурга. Это корабль «Архангел Рафаил», построенный в Любеке в 1693 г. и погибший в декабре 1724 г. по пути из Петербурга в Любек. Это большое торговое судно длиной 28,5 м, шириной по бимсам 7,8 метров стоит на ровном киле и замыто в грунт как минимум на 4 м, а возможно, и больше. Корпус практически полностью сохранился и в случае проведения комплекса подводных раскопок Россия может получить редчайший образец кораблестроения конца XVII века, то есть культурно-исторический объект мирового уровня, подобных которому в Европе нет. По мнению экспертов, это, скорее всего, флейт (flute, fluit) – самый знаменитый тип североевропейских торговых судов, который произвел переворот в мировом судостроении. Они могли ходить круто к ветру, имели колоссальную грузовместимость, на них впервые появились составные мачты и столь привычный теперь штурвал. Хотя изобретены они были в Голландии, но в конце XVII в. их строили во многих городах Европы – в том числе с 1618 г. и в городе Любеке. Поскольку в мире сохранилось всего три неполных комплекта чертежей флейтов, находка хорошо сохранившегося корпуса является довольно значимым успехом.
Здесь уместно напомнить, что XVII в. и первая половина XVIII в. были эпохой господства в Европе голландской школы купеческого судостроения. Любопытно, что изучение списков судов, посещавших Петербург в первые десятилетия его существования показало, что все суда независимо от государственной принадлежности, были построены по голландским образцам. Абсолютно все типы – гукер (gooker), гальот (galaiote), флейт (fluit, flute), билландер (billander), буер (boeier), буяс (booiisen), куфф (kuff), краер (kraaier), пинк (pink), барк (bark) были изобретены в Голландии и потом распространилась на всю Европу. Отметим, что суда под голландским флагом первыми появились в Петербурге и преобладали в Петербургской торговле до середины XVIII в.
Но маленькая Голландия не смогла удержать господство в торговле с Россией и с конца XVIII в. и в течении всего XIX в. более половины всех торговых судов, приходивших в Петербург составляли английские корабли. Естественно, что такое же соотношение дают и обнаруженные на дне жертвы кораблекрушений.
Из числа найденных наиболее характерными образцами английского судостроения являются два отлично сохранившихся корпуса. Первый принадлежит самому массовому типу приходивших в Петербург судов – английскому угольному бригу. До открытия месторождений в Донбассе именно они доставляли в столицу подавляющее большинство потреблявшегося в России каменного угля. Этот бриг назывался «Wandering Shepare» и погиб в 1864 г. на обратном пути из Петербурга. Двигаясь «в балласте», то есть без груза, он пробил себе днище о скалу, а затем затонул, примерно, в миле от места крушения. Хотя корпус сохранился очень хорошо, отсутствие груза снижает ценность находки.
Зато другой английский корабль – трехмачтовый парусник «Портисон» – погиб в мае 1850 г. по пути в Петербург. Он утонул в течение всего 30 минут, получив пробоину от удара плавучей льдины. Большая глубина в месте гибели, составляющая 62,5 м, обеспечила прекрасную сохранность корпуса, не поврежденного ни штормами, ни льдинами, ни вертикальными колебаниями воды при прохождении циклонов. Но это же обстоятельство существенно тормозит проведение исследований, поскольку водолазные погружения при таких условиях довольно сложны.
На сегодняшний момент водолазное обследование показало, что обнаруженный объект является трехмачтовым деревянным торговым судном, имеющим длину по палубе 38 м и ширину 7 м. Корпус стоит на ровном киле и частично замыт в грунт, возвышаясь над ним на 5 м. Корабль имеет характерный облик барка или баркентины середины XIX в.
Носовая часть еще построена с княвдигедом, на котором имеется резной орнамент. Носовая фигура, изображающая женщину в тунике и с лавровым венком на голове, упала на грунт и лежит рядом с бушпритом. За форштевнем находится небольшой полубак, оканчивающийся двумя крамболами. По всей длине корпуса по обоим бортам фальшборт выполнен в виде планширя шириной 30 см, закрепленного на открытых деревянных стойках высотой 90 см. С левого борта у крамбола висит рымом вниз зацепившийся лапой за палубу адмиралтейский якорь с металлическим штоком. В 8 метрах от фортштевня располагается брашпиль с рамой, за которым возвышается часть фок-мачты диаметром 35 см. По бортам напротив нее имеются руслени с остатками вант и юферсами. Грот-мачта в месте излома имеет диаметр 40 см и лежит поперек корпуса, опираясь на грунт с правого борта. Кормовая часть корпуса затянута рыболовецкими сетями, но видно, что корма круглая, а между грот – и бизань – мачтами имеются остатки рубки.
Надо сказать, что голландское присутствие в русской внешней торговле сохранилось, в небольших объемах и осуществилось на мелких судах, примером которых может быть голландский куфф «Хенрика-Катарина», погибший в шторм в ноябре 1853 г. по пути в Петербург. Найденный нами корпус полностью соответствует конструкции куффа середины XIX в. Характерным признаком их является использование триселей, привязанных к гику и гафелю, вместо характерного для куффов XVIII века шпринтового парусного вооружения. В нашем случае деревянный корпус длиной 28 м и максимальной шириной 8 м стоит на ровном киле на глубине 20 м носом по курсу 130 градусов. Корпус, примерно, на 2,2-2,5 м замыт в плотный песчано-галечный грунт, над поверхностью которого на 2 м возвышаются снаружи оба борта. Набор выполнен из шпангоутов, торцы которых имеют сечение 13?15 см. Наружная обшивка имеет толщину 8 см. Судно имело круглый нос и круглую корму, но, в результате длительного пребывания в воде, металлические крепления сгнили, и в настоящий момент обшивка вышла из своих мест в форштевне и ахтерштевне. В носовой части сохранился брашпиль диаметром 0,5 м и длиной 6 м на четырехгранной металлической оси, расположенный в 5 м от форштевня. В 6,5 м за ним находится судовой насос, труба которого имеет наружный диаметр 25 см, а внутренний – 12 см. Палубный настил в центре корпуса рухнул вниз и лежит в трюме, который заполнен кирпичом размером 225?105?63 мм с маркировкой D. Ch. F. (в нашей коллекции имеется кирпич XIX в., найденный в Петербурге на берегу Большой Невки, с аналогичной маркировкой, в которой присутствует также название Bornholm. Это позволяет думать, что судно шло с острова Борнхольм). В кормовой части сохранилась выгородка (стенка) каюты 5?4 м, внутри которой среди досок было обнаружено большое количество бутылок трех типов, предположительно из-под водки, пива и вина, а также фрагменты белой фаянсовой посуды с синим рисунком. В носовой части был обнаружен бушприт, а у левого борта корабля – два мачтовых дерева диаметром 30 см и гик с характерной для XIX в. конструкцией усов ракс-бугеля. Все пространство вдоль бортов завалено канатами, блоками сборной конструкции XIX в. и юферсами диаметром 40 см. В носу и корме было обнаружено два металлических штурвала, возможно использовавшихся для привода судовых систем.
Строительство Н.И. Путиловым знаменитого Морского канала и нового глубоководного порта, открытых в 1885 г. позволило резко увеличить тоннаж, приходивших в Петербург торговых судов. Выдающимся по сохранности памятником, относящимся к этому периоду является найденный нами шведско-норвежский барк «Эмблем», погибший на пути в Петербург в апреле 1899 г.
Корпус корабля был найден в указанном в рапортах районе, стоящим носом по курсу 87 градусов, на глубине, примерно, 40 м на ровном киле и замытым в грунт минимум на 2 м. Корабль сохранился практически полностью за исключением упавших мачт и утлегаря. Общая длина корпуса по данным гидролокатора 67–68 м, ширина по результатам обмера палубы – 11 м. Максимальное возвышение над грунтом на оконечности бушприта – 12,6 м. Корма заглублена в грунт, примерно, на 3 м больше, чем нос.
Корпус имеет архитектуру типичную для барков конца XIX в. В носу – форштевень с княвдигедом и бушпритом, зафиксированном в высоком полубаке. За полубаком – люк носового трюма и фок-мачта. За ней – однопалубная рубка высотой 1,8 м и площадью 4?8 м, где помещались камбуз и кубрик экипажа. Далее – люк центрального трюма, грот-мачта, шпиль, люк кормового трюма, ветряная мельница. В корме, поднятой на 1,8 м, – ют, где находились каюты офицеров и пассажиров. На палубе юта – бизань-мачта, световой люк в каюты, и в самой корме – штурвал диаметром 1200 мм, компас, лаг. Корма круглая. Вдоль бортов между баком и ютом идет фальшборт в виде планшира на открытых стойках. Глубина палубы бака – 29,5 м, глубина палубы под баком – 31,4 м, глубина палубы у фок-мачты – 31,8 м, глубина палубы у начала юта – 33,4 м, глубина палубы юта – 31,6 м. Высота стоек рамы ветряной мельницы над палубой – 5,2 м. По периметру кормовой надстройки сохранились бронзовые (?) иллюминаторы. На форштевне имеются латунные марки углубления, сделанные арабскими цифрами (снизу вверх: ш 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, 1, 2).
Фок-мачта упала на левый борт и лежит, упираясь одним концом на планширь, а другим – в грунт. Грот-мачта лежит вдоль палубы к корме, занимая часть юта. На гидроакустических картинках хорошо видны, лежащие на грунте вокруг корпуса стеньги и реи. Справа от форштевня в грунте лежит якорь. Вся палуба завалена тросами, рангоутом, блоками и судовым имуществом. Все три трюма открыты и практически до палубы заполнены грузом, судя по всему – в бочках.
Следует подчеркнуть, что сам барк представляет ценность как образец высшей ступени развития океанских парусных торговых судов.
Данные архивов и материалы подводных экспедиций убедительно свидетельствуют, что торговые суда скандинавских стран несмотря на их географическую близость к Петербургу являются исключительно редкими объектами на дне. Дело в том, что Швеция играла ничтожную роль в торговле с Россией. Зато в XVIII в. в результате трех, продолжавшихся в общей сложности 27 лет, на дне оказалось несколько сотен шведских военных судов, которые представляют собой крупнейшую в мире коллекцию.
Лежащие на дне финские торговые суда преимущественно представляют период второй половины XIX в. и первой половины XX в. Большинство таких объектов являются небольшими парусными судами каботажного плавания, доставлявшими в Петербург грузы из Финляндии или вывозившие из Петербурга закупленные из оптовых рынков столицы товары для розничной продажи в Великом княжестве. Любопытно, что наиболее часто встречающимся грузом из Финляндии являются гранитные блоки для строительства.
По мере проведения следующих экспедиций следует ожидать новых находок торговых судов на дне Финского залива, который, без сомнения, уже сейчас можно считать богатейшей археологической провинцией.