Т.В.Папаскири,
И.В. Кириленко
НОРВЕЖСКИЙ ХУДОЖНИК ЭДВАРД МУНК
Эдвард Мунк
черпал драматизм сюжетов картин из собственной жизни и
впечатлений от природы. Однажды вечером он шел по дороге:
с одной стороны простирался город, а с другой фьорд. Он
был усталый и больной. Остановившись, посмотрел на солнце
и фьорд. В это время садилось солнце, а тучи становились
кроваво-красными. Так родилась картина "Крик"
(1893, холст, масло, 91х73,5 см. Национальная галерея,
Осло), в которой ему казалось, что он слышит крик природы
(1889-1909).
Норвежский
художник Эдвард Мунк родился в Лётене, а жизнь его окончилась
в Экеме близ Осло1.
Его живопись
во всех проявлениях относится к экспрессионистическому
направлению, т.е. она лирична и очень драматична. Его
работы наполнены человеческими чувствами в момент наивысшего
напряжения. Наиболее выразительным примером этого направления
является картина "Крик". Крик рвется из всех
живописных элементов картины: из глаз, из открытого рта,
из всех бегущих линий улицы, контрастных цветов пейзажа,
мрачных темно-голубых цветов и красно-желтого.
До Эдварда
Мунка такой прием напряженно-драматического смысла в конце
XVI века можно увидеть в картине Эль Греко "Толедо":
страшная стихия непогоды, нависшая над городом, отчего
искажены собор и замок. Два символа власти озарены светом,
и как бы небо низвергает на них два наказания.
В искусстве
Ван Гога (1889-1890) также выражены стихия в форме закрученного
неба, изуродованных деревьев, вихрь красок и форм, таким
образом, выплеснуты собственные переживания.
Несмотря на
то, что Мунк был из достаточно состоятельной семьи, его
судьба оказалась трудной. Отец его Кристиан был военным
врачом. Юность Эдварда проходила в Христиании (прежнее
название Осло). В семье было пятеро детей, и всем детям
родители хотели дать хорошее образование. Эдварду было
пять лет, когда их постигло большое горе - смерть матери
от туберкулеза. В 1877 г. умерла его любимая сестра Софи
также от туберкулеза. Отец Мунка целые дни и ночи проводил
в молитве, что пугало Эдварда.
Под влиянием
всех переживаний в 1902 г. он сделал портрет отца2.
Именно все
переживания, которые обрушились на его семью, повлияли
на него, и он решил стать художником, о чем в 1880 г.
записал в своем дневнике. Отец не мог повлиять до конца
на Эдварда стать инженером, хотя он поступил в Высшую
техническую школу в 1879 г., но в 1881 г. перешел в Государственную
академию искусств и художественных ремесел. Он изучал
живопись под руководством Кристиана Крога, известного
норвежского художника (его искусство было посвящено социальным
темам)3.
К шедеврам
Мунка относится картина "Больная девочка" (1885-1886)
(1906-1907, холст, масло, 112х114,5 см. Галерея Тейт,
Лондон). Темой портрета была его сестра Софи. Композиция
создана в пяти вариантах (в Национальной галерее в Осло,
в галерее Тейт в Лондоне). Через 15 лет он создает лицо
Софи в рисунке, офорте, литографии.
Импрессионисты
на Мунка оказали большое влияние в технике свободного
нанесения живописных красок, независимости цвета от формы.
Именно картина "Больная девочка" научила его
новому подходу к живописи.
В таком же
духе в 1885 г. созданы картины "Танец" (1899-1900,
холст, масло, 125,5х190,5 см. Национальная галерея, Осло)
и "Тет-а-тет" (1885, холст, масло, 65,5х75,5
см. Музей Мунка, Осло). В последней картине он использовал
темную палитру, отличную от импрессионистов. Этим достигнута
особая выразительность женского образа, одухотворенного
и несколько скрытого в табачном дыму.
Для Мунка характерна
врожденная суровость, хотя эта типичная черта скандинавов.
И эта черта характера отразилась на серьезных образах
его персонажей4.
Его картинам
присущи мотивы молчания, одиночества, отрицания, грезы
- все это как бы растворено в очаровании деталей, приглушенной
атмосфере, мягком освещении.
Пребывание
в Париже в 1890 г. также отразилось на его творчестве
и заставило его подумать над проблемами цвета. В результате
он создал картины "Улица Лафайет" (1891, холст,
масло, 92х73 см. Национальная галерея, Осло), "Улица
Риволи" (1891, холст, масло, 92х73 см. Музей Фогт,
Кембридж, США)5.
Эдвард Мунка
побывал в кратковременных путешествиях по Италии, Германии,
где очень ценили скандинавских художников, особенно в
Германии. В начале ХХ века сформировалось яркое течение
экспрессионизм, истоки которого зародились в Германии
как протест художников-экспрессионистов против консервативных
традиций в немецком искусстве. Впервые этот протест выразила
группа "МОСТ" в 1905 г. Линейный рисунок экспрессионистов
обладает острым нервным ритмом, тяготея к деформации силуэта.
Это направление не обошло и Мунка. И, вместе с этим, в
его работах присутствуют мистические настроения.
Тема женственности
проходит через все его творчество - это получило телесное
и духовное развитие. Движение цвета он запечатлел в картине
"Мадонна" (1894-1895) (1894, холст, масло, 90х71
см. Собрание Кустхалле, Гамбург). В этой работе Мунк объединил
идеал женского образа и воплощение зла, что явилось олицетворением
мистических и эротических желаний художника. Вместе с
тем, его женский образ пронизан целомудрием. Тема женщины
его очень волновала и проходит все периоды развития. Он
исследовал образ женщины, изображая разные возрасты женщины.
Иногда он в своем творчестве уподобился Стринбергу (1849-1912),
шведскому писателю и драматургу, который будучи разочарованным
в браке, измученный раздорами, выражал ненависть к женщине,
представив в своих пьесах Мадонну и вампира в одном образе6.
Его автопортрет
под женской маской 1893 г. представляет оцепеневшее лицо
с чувством страха, отвращения. Вместе с тем, самая ненавистная
женщина одновременно и притягательная. Кроме всего понятно,
что образ женщины пронизан мистикой и тайной.
Графика в его
творчестве занимает огромное место. С 1894 г. он создает
гравюры сухой иглой и экспериментирует с различными техниками,
объединив офорт и акватинту по примеру Гойи, при этом
он отрабатывал медную пластину лаком, достигая впечатления
рисунка тушью, в котором штрих травления усилен акватинтой.
Примером гравюры, где использованы все техники, является
"Поцелуй".
1895-1896-е
гг. он провел во Франции - Ницце. У него были выставки
в известных салонах. О нем писали парижские издатели.
Его мучили внутренние конфликты, тяжелые любовные связи,
навязчивые идеи. В 1908 г. он попал в неврологическую
клинику в Копенгагене.
Неприятные,
даже трагические события, связанные с женщинами, оставили
неизгладимый след в его душе; он так и не решился на брак.
Живопись Мунка
на протяжении 60 лет его жизни была разнообразной, находилась
под влиянием его противоречивого характера, и, при этом
его работы притягательны, они завораживают, оставляя глубокое
впечатление.
1 Живопись
и графика Эдварда Мунка. Каталог выставки. Л., 1982
2 Bischoff
W. Edvard MUNCH 1963-1944, Des images de vie etde mort.
Berlin, 2001. S. 20, 21, 29, 30
3. Сельц Ж
Эдвард Мунк, М., 1972.
4 Там. же.
5 Фар-Бекар
Г. Искусство модерна. СПб., 2000. С. 288-291.
6 Прете М.
К., Де А. Как понимать искусство. Джорджис. Живопись.
Скульптура. Архитектура. Интербук. М.,2002. C..110, 396.