Материалы конференции
2006 го
да
(представлены в формате .htm)

 

Усыскин Г. С.
ТЕРИЙОКИ 1944 ГОДА ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Нередко исторические события, которые уже достаточно полно изложены в научно-исследовательской литературе, затем находят свое подтверждение в совершенно неизвестных и еще не введенных в научный оборот источниках. Среди них можно назвать, в частности, воспоминания, которые до сих пор могут раскрыть отдельные детали, на которые ранее исследователи просто не обращали внимание. В этом отношении, несомненно, требуется дальнейшее изучение и те события, которые происходили летом 1944 г. на Карельском перешейке после того как советские войска уже заняли здесь основные поселки и города.

Весьма любопытным представляется, в частности, рассмотрение того, какая складывалась обстановка в Терийоки (Зеленогорске) первом городе, в который вступили части Красной армии, тесня финские войска, наступая на выборгском направлении. При этом, как известно, бои с финской армией в период наступления войск Ленинградского фронта на Карельском перешейке развернулись с прорыва на реке Сестре. Утром 10 июня 1944 г. после авиационной и артиллерийской подготовки танки, увлекая за собой пехоту, прорвали оборону противника и в первый же день продвинулись на глубину до 14 км.1 11 июня около пяти часов вечера советские части ворвались в Терийоки.2 Город был окутан дымом. Большинство каменных домов оказалось взорванным. На перекрестках и в подвалах домов были оборудованы многочисленные огневые точки, доты, дзоты. Но, несмотря на это, часом спустя город удалось полностью освободить от противника.

Как свидетельствуют очевидцы, Терийоки тогда представлял печальную картину. На месте домов были видны лишь груды развалин и пепла, битое стекло, раскиданный домашний скарб вперемешку с брошенной военной техникой.

В руинах находился железнодорожный вокзал. От здания остались обломки обгорелых стен. О движении поездов здесь вообще не могло быть и речи - на всем протяжении от Белоострова до Терийоки и дальше к Выборгу пути были взорваны, насыпи разворочены воронками от снарядов и бомб. Сгорели также хлебопекарня и пивоваренный завод, были разрушены электростанция, типографии, а также здания всех магазинов города.

Первому послевоенному Терийокскому городскому Совету предстояло вдохнуть жизнь в мертвый разрушенный город. Трудная это была задача. Не хватало рабочей силы, строительных материалов. Приходилось на месте изыскивать все необходимое.

Началось все с разминирования территории и ликвидации обнаруженных снарядов, противопехотных противотанковых мин. Саперов подкарауливали мины-сюрпризы на каждом шагу. Не менее важно было обезвредить и очистить в Терийоки все виды источников.

Три четверти всех, здании в городе было разрушено или сожжено. Всего в нем имелось около 100 пригодных для жилья домов. На проспекте Виертотие (пр. Ленина) оставалось лишь 5-6 пригодных для восстановления каменных зданий. Там разместили магазины, типографию, госбанк и ряд другие учреждения.

В Терийоки вскоре прибыло 360 семей рабочих-переселенцев. Временно передачу электроэнергии в городе стали получать из соседнего поселка Куоккала (Репино). Первым делом восстановили железную дорогу. Из Ленинграда раз в сутки стал курсировать паровоз с двумя вагонами.

С самого раннего утра в городе стучали топоры и звенели пилы. Велись работы по расчистке территории, разбирались фундаменты зданий. Все строения и подходы к ним окутывали километры колючей проволоки. Для ремонта пригодных к жилью помещений и временных построек использовали старые фанерные щиты, бревна, укреплявшие стены траншей и землянок.

Специальные группы жителей восстанавливали железную дорогу. Комендантом железнодорожного поселка стала Зинаида Яковлевна Гдалина. О первых же днях работы на железной дороге поведала Евгения Павловна Баранова, которая тогда проживала со своим мужем-инвалидом Великой Отечественной воины в соседнем от Терийоки поселке Келломяки (Комарово), работая сначала стрелочницей, а потом путейской рабочей. Она отмечала: "Работа была тяжелой. На станции Келломяки нас было всего восемь человек - три стрелочника и пять путейцев. Все женщины. До Терийок была однопутка, а в Келломяках - разьезд на два пути. Мы восстанавливали железную дорогу - труд изнурительный. Впятером мы тащили одну шпалу - руки распухшие, ноги еле волочим. Если одна упадет - мы все падаем, не удержаться... Работали по 12 часов, получали 500 граммов хлеба за труд... На улице Морской (пос. Келломяки - Г.У.) располагалась комендатура. Там были солдаты, которые охраняли военнопленных… На перегоне Терийоки-Келломяки нас, путейцев, заставляли собирать убитых солдат. На специальных тележках мы свозили их в пакгаузы на улицу Морскую, а оттуда их на машине свозили на улицу Ленинградскую в большую воронку от снаряда. Там похоронены и немцы, и финны, и русские. Все в одной братской могиле… Когда поставили памятник, я не помню…В поселке была и школа на улице Морской, и на 1-м Дачном был детским сад...".3

По имеющимся сведениям, уже в 1944 г. в Терийоки произошли значительные перемены. Там, в частности, открылись первые продовольственные магазины, причем овощи, выращенные в совхозе "Тепличный", поступали также и в военные госпитали. К концу года в Терийоки работало десять (!) телефонов. Однако с ближайшими поселками связи еще не было. Кроме того, приступили к строительству водопроводной и канализационно-очистительной станции. Начали прокладывать водопроводную магистраль и городскую канализацию. Заработала электростанция, зажглись лампочки в общественных учреждениях города.

В сентябре 1944 г. открылась начальная школа в доме № 27 на Красноармейском улице. Сюда пришли заниматься 40 ребят 1-4-х классов. Через два года уже стало работать семь детских садов, пять детских домов, дом пионеров, спортивная школа и методическим кабинет. В следующем же году появляются первые здравницы - дома отдыха и санатории. Для работников электростанции открылся санатории "Энергетик". Спустя тридцать лет старожилы здравницы вспоминали то время с заслуженной гордостью. Первыми начали работать девять человек. Директором был В.Я. Васильев.

Как свидетельствуют очевидцы, сложностей было много. Домики ветхие, пустые. Самого необходимого нет. Собирали всякую утварь. Отправились по местам боев. Использовали остатки походных кухонь. О настоящем посуде могли только мечтать. "Чайный сервиз" состоял из пластмассовых стаканчиков для бритья. К обеду подавали алюминиевые ложки и вилки. Главным украшением стола были два больших медных чайника. Пищу же варили в непривлекательны железных котлах.

Особенно в памяти переселенцев, работавших на оборудовании санатория, запомнилась первая зима, которую они вынуждены были пережить на новом месте. В их воспоминаниях указывалось, что, в частности, что дров понадобилось очень много. Приходилось отапливать столовую, кухню, корпуса для жилья. По пояс в снегу сами валили деревья в лесу. Пилили и кололи по ночам. Велико было трудовое напряжение. Жили сотрудники в неотремонтированной даче. Не было там даже стекол. Окна на ночь закрывали подушками. Двери не имели петель, их просто приставляли к стенке. Домой возвращались все вместе, ожидая один другого. Освещали разбитую дорогу факелами, смоченными в керосине тряпками, накрученными на палки.

Когда приехали первые 100 отдыхающих, они проводили вечера за коптилками - свечи были большой роскошью. Но и для коптилок керосина не хватало. Больших трудностей стоил приготовить обед. Овощи, картофель - все поступало в мороженом виде. Их оттаивали в теплой воде, а уж потом начинали готовить. Жили дружно, весело. Успевали концерты для отдыхающих готовить. Сами костюмы шили. Пели, плясали.

В трудных условиях 1945 г. создавались детские здравницы. Первые группы детей в санатории "Зорька" принимали в старых и ветхих зданиях, где протекали крыши, а веранды и вовсе сгнили. Баня и. прачечная находились в одном помещении: сегодня купают детей, завтра здесь же стирают белье. Вся медицинская часть - в небольшой комнате. В одном углу - врач, в другом - медсестра, в третьем - лампа "соллюкс", в четвертом - столик лаборанта, а середину комнаты занимало зубоврачебное кресло.

Воду носили из колодца. Печей в дачах было около полусотни. Санитарки целыми днями как топили их, так и сами заготовляли дрова.

Не только в самом городе, но и в ближайших поселках открывались здравницы. В 1945 г. в поселке Метсякюля (Молодежное) появились первые 50 учащихся ремесленных училищ. Приезжали сюда целыми бригадами с мастерами.

На самые трудные участки восстановления города приходили фронтовики. В родные места вернулся и комиссар 120-го батальона, майор в отставке Николаи Николаевич Дружинин. Он работал заместителем директора терийокского санатория "Железнодорожник".

Сразу после окончания военных действие началось активное восстановление железнодорожного транспорта. Первый поезд Ленинград-Терийоки курсировал один раз в сутки. Паровоз тянул три вагона, а находился в пути около трех часов. К 1947 г. был проложен второй железнодорожный путь между Белоостровом и Терийоки.

Осенью 1944 г. открылась 445 средняя школа в деревянном двухэтажном здании на Приморском шоссе. 9 мая 1945 г., когда все население Терийоки собралось отметить знаменательный день Победы, они собрались возле здания городского комитета партии. Размещался он в бывшей "даче Новикова". Среди самых заметных выступлений на этом митинге было выступление ученицы 445-й школы Софии Гдалиной.

Первые четыре года 445-я школа ютилась в полутораэтажном деревянном доме. Некоторые классные комнаты были не только маленькими по размеру, но и проходными. Первый выпуск школы из 10 человек состоялся в 1948 г.

В 1951 г. в кратчайшие сроки, всего за 9 месяцев, было воздвигнуто величественное здание новой школы. Много душевных сил вложил в работу школы ее директор Андрей Сергеевич Шарков.

С каждым годом город рос и становился все более привлекательным. Жемчужиной Севера стали называть бывший Терийоки - Зеленогорск и ближайшие к нему поселки Карельского перешейка. Безусловно, при этом то, что происходило в этих местах в середине ХХ века также требует продолжения соответствующего изучения и воспоминания первых послевоенных переселенцев, несомненно, являются весьма важным в этом отношении историческим источником.

1 См.: О подвиге Ленинграда строками хроники. Л., 1989. С. 561.

2 Там же.

3 Цит. по: Петербургский Посад. 2004.12 авг.

 


 
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 5713075

E-mail:[email protected]