«Образовательные парадигмы и исторические формы трансляции знания: актуальность классического опыта»

Проект поддержан Российским гуманитарным научным фондом (№13-06-00103)

Руководитель проекта – доктор философских наук, профессор Шмонин Дмитрий Викторович.

Сроки выполнения проекта в соответствии с исходной заявкой 2013 - 2015 гг.

Содержание фактически проделанной за 2013 год работы

Фактически проведены исследования типологии и реконструкция основных образовательных парадигм в их оригинальных исторических вариантах, взаимосвязанных с соответствующими историко-культурными эпохами и господствующими в эти эпохи философско-мировоззренческими позициями. При этом решалась заявленная задача осуществления комплексного междисциплинарного подхода к изучению педагогических идей II-XVII вв., к исследованию основных образовательных парадигм (применительно к современным задачам модернизации образования, включая задачи духовно-нравственного воспитания), подхода, основанного на принципах ценностно-культурологической педагогики и сочетающего  теоретические и эмпирические методы исследования. При этом теоретические методы применялись в области философии исторических форм образования, ценностно-культурологического обоснования педагогического и гуманитарного знания. В частности, удалось эффективно применить методы сопоставления основных образовательных парадигм, философско-аксиологический, феноменолого-религиоведческий, культурологический и антропологический методы и подходы, а также комплекс текстологических методов и подходов к исследованию текстов.

Были уточнены: гипотеза исследования (статьи Д.В.Шмонина, О.Н.Шиловой, Г.В.Вдовиной) и основные параметры общих характеристик педагогического содержания античной парадигмы образования с акцентом на принципиально важные поворотные моменты и точки смещения к средневековой (христианской, схоластической) парадигме образования (статьи Р.В.Савинова, А.С.Ефимова). Был выполнен отбор и начато изучение позднеантичных и раннехристианских текстов, репрезентативных для исследований, началось исследование общих и специфических черт методологии и методики трансляции научного знания в различных типах образовательных учреждений с точки зрения процессов секуляризации и конфессионализации (Г.В.Вдовина, Р.В.Савинов при участии В.Б.Данилевской, И.А.Вахрушевой, Г.А.Рожкова, С.П.Малярова), предложены подходы к типологизации и реконструкции основных образовательных парадигм в их оригинальных исторических вариантах, взаимосвязанных с соответствующими историко-культурными эпохами и господствующими в эти эпохи философско-мировоззренческими позициями (доклады Д.В.Шмонина на научных мероприятиях в Санкт-Петербурге и Тиране, Албания).

Результаты работы нашли свое отражение в написании и публикации (подтвержденное редакцией принятие к публикации) научных статей (общий объем, подготовка комментированных переводов (Г.В.Вдовина, А.С.Ефимов).


            Проведен круглый стол “Пайдейя и схолэ: классическиое наследие и современный опыт” в рамках регионального научно-практического семинара “Духовно-нравственное образование: петербургский вектор” 5 ноября 2013 г. (РХГА, Санкт- Петербург) по итогам выполнения проекта с обсуждением основных результатов по итогам 1-го года. В последнем мероприятии принимали участие (в подготовке и /или проведении): Д.В.Шмонин, О.Н.Шилова, В.Б.Данилевская, И.А.Вахрушева, Р.В.Савинов, Г.А.Рожков (основные участники проекта), С.П.Маляров, А.С.Ефимов (участники проекта, поданные для регистрации в марте 2013 г.), Т.Н.Рейзвих (планируется к включению на 2-м году работы по проекту).

Промежуточные итоги работы, обсужденные на круглом столе, позволяют заключить, что гипотеза исследования, увязывающая педагогическое содержание античной, средневековой, новоевропейской парадигм как крупных форм образования, включающих различные идеи, концепции, модели, этапы и переходные варианты позволяет комплексно анализировать процесс развития структур образования описывать некоторые существенные пробелы в истории образования в части становления современных концепций и функционирования понятий, что действительно актуально не только для истории, но и для современной теории и практики образования.

Начатая реконструкция образовательных парадигм в их оригинальных исторических вариантах, исходя из принятой авторами типологии образовательных парадигм, которые соотносятся с историко-культурными эпохами и господствующими в эти эпохи парадигматическими доктринами и философско-мировоззренческими позициями (Д.В.Шмонин), раскрывает содержание, механизмы функционирования и границы фундаментальных составляющих культуры в образовательном процессе (включая религию). Развитие и обоснование гипотезы даст, по мнению участников коллектива, возможность увеличить прогностические возможности философско-педагогического анализа современного состояния и тенденций развития образования в стране и мире.


1. Научная статья: Савинов Р.В. , Исидор Севильский об образовании и интеллектуальнойпрактике, Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15,вып. 1, РХГА, Санкт-Петербург, 2013, 1, 15- Русский

2. Сборник докладов/материалов: Шмонин Д.В. , Традиционные религии в современной России: образовательные стратегии или ситуационные решения?, Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-­‐Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-­‐Петербурге. 28 мая – 1 июня 2013 г. СПб.: Изд-­‐во РХГА, 2013. C. 5-­‐8., РХГА, Санкт-Петербург, 2013, 5 - 8- Русский

3. Научная статья: Шмонин Д.В. , Религиозное образование и образовательные парадигмы, Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Вып. 2. С. 47-­‐64., РХГА, Санкт-Петербург, 2013, 2, 14, 47 - 64- Русский

4. Научная статья: Шмонин Д.В. , Шилова О.Н. , Вдовина Г.В. , Позднеантичная ученость и принципы образования в перспективе смены парадигм, ACTA ERIDITORUM. СПб.: Изд-­‐во РХГА, 2014. Выпуск 14., РХГА, Санкт-Петербург, 2013- Русский

5. Научная статья: Шмонин Д.В., Theology in Secular and Denominational Universities in Contemporary Russia: Problems and Prospects for the Development of Religious Education, Islamic Education in Secular Societies / Ednan Aslan, Margaret Rausch (eds.)., Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien: Peter Lang edition 2013.
(Wiener slamstudien. Bd. 4). Pp. 237-246., 2013, 237 - 246- Английский