Динамика восприятия творчества и личности П. И. Чайковского в отечественной мысли: 1866-1950 гг.

Проект поддержан Российским гуманитарным научным фондом (№16-04-00493).
Руководитель проекта – кандидат философских наук, доцент Быстрова Яна Васильевна.
Сроки выполнения проекта 2016–2017 гг.

Проект направлен на исследование динамики восприятия творчества и личности крупнейшего русского композитора XIX века Петра Ильича Чайковского в отечественной мысли 1866-1950 гг. Стереотип необыкновенной популярности музыки Чайковского сегодня заслоняет сложную картину его рецепции в русской культуре. Должны быть исследованы, в частности, такие аспекты проблемы, как рецепция Чайковского в разных слоях русского общества; оценка его творчества слушательскими массами и профессиональными критиками; мысли самого Чайковском о композиторской деятельности, а также об искусстве и литературе; причины восприятия Чайковского как "космополита"; историческая обусловленность динамики его восприятия в послереволюционную эпоху; восприятие современниками сочинений Чайковского с точки зрения их содержательных пластов, сюжетов, образов, музыкального стиля; реакция русского общества на смерть Чайковского; комплексный анализ влияния личности и творчества Чайковского на русскую культуру последней трети XIX - середины XX века.

Содержание фактически проделанной за 2017 год работы

Работа над проектом проводилась в соответствии с концепцией и заявленным планом. Были проведены совещания исследовательского коллектива по распределению функций и координации направлений исследования в течение 2017 года. В результате проведенных изысканий, анализа документов, материалов и ресурсов у коллектива исследователей уточнилось понимание задач по всем направлений работы. Было произведено уточнение структуры проекта; основные изначально заявленные направления работы исследовательский коллектив оставил без изменений, подвергнув небольшой корректировке количественные параметры – объемы анализируемых печатных материалов, видеоряд, зарубежные оценки и рефлексии.

1. Создан оригинал-макет и опубликована антология «П.И.Чайковский: pro et contra». В рамках подготовки антологии продолжались работы по формированию текстового состава, проводилось исследование и обработка материалов публицистики, мемуаристики, журнальных и газетных статей, глав монографий, развернутых высказываний, неопубликованных архивных документов, показывающих исторические закономерности изменения отношения к наследию Чайковского в контексте русской культуры, проводилось копирование и сканирование необходимых материалов, велись работы по созданию научного комментария и библиографии, иных сопутствующих текстов справочно-комментаторского порядка, именного указателя, работы по написанию вступительной статьи, редакторские и корректорские работы, создание оригинал-макета антологии.

Антология «П.И. Чайковский: pro et contra» посвящена личности и творчеству знаменитого русского композитора. Уже при жизни П. И. Чайковский был причислен к сонму классиков, премьеры его сочинений становились общенациональными музыкальными событиями. Последующее мировое признание и популярность обеспечили ему статус, пожалуй, самого узнаваемого российского музыканта. В настоящей антологии представлены воспоминания, прижизненные рецензии, аналитические тексты, анекдоты, принадлежащие родственникам, друзьям, поклонникам и оппонентам Чайковского, а также рецепция творческого наследия композитора в культуре XX века. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей отечественной культуры и музыки.

Содержание антологии выглядит следующим образом:
От издателя
Г.В. Ковалевский. Из прошлого к веку нынешнему: к проблеме восприятия личности и творчества П.И. Чайковского
I. П.И. Чайковский о себе, о музыке и искусстве
Беседа с Чайковским в ноябре 1892 г. в Петербурге
П.И. Чайковский Автобиография
П.И. Чайковский Выдержки из дневника
II. Личность П.И. Чайковского в воспоминаниях родственников, друзей и современников
М.И. Чайковский [Из семейных воспоминаний]
М.И. Чайковский Из ранних воспоминаний о брате Петре
Ф.И. Маслов Воспоминания друга
Г.А. Ларош Воспоминания о П.И. Чайковском
И.А. Клименко Мои воспоминания о Петре Ильиче Чайковском
А.И. Чайковская Воспоминания вдовы Чайковского
П.М. Пчельников Воспоминания о П.И. Чайковском
М.П. Чехова А.П. Чехов и П.И. Чайковский
В. Э. Направник Мои воспоминания о Чайковском
Н.А. Римский-Корсаков Фрагменты из «Летописи моей музыкальной жизни»
В. В. Ястребцев Из моих воспоминаний о П. И. Чайковском
Назар Литров Выдержки из дневника и писем
И. Э. Грабарь Завет художника
М.И. Чайковский Письмо в редакцию. Болезнь П.И. Чайковского
Н. Д. Кашкин Петр Ильич Чайковский (сконч. 25 окт. 1893 г.)
Воспоминания из журнала «Солнце России»
III. П.И. Чайковский в русской музыкальной критике 1866 – 1893 гг.
Ц.А. Кюи Музыкальные заметки
Н.Д. Кашкин Воевода, опера П.И. Чайковского
Г.А. Ларош Новая русская опера «Воевода» г. Чайковского
Г.А. Ларош Симфоническая фантазия «Фатум»
Г.А. Ларош Музыкальная хроника «Ундина» (отрывки) и романсы op. 6
Ц.А. Кюи Музыкальная библиография. 6 романсов, музыка П. Чайковского. Op.6
Г.А. Ларош Концерт г. Чайковского 16 марта [Квартет № 1 (D-dur), op.11]
Г.А. Ларош Музыкальная хроника [«Мандрагора», хор]
Ц.А. Кюи Музыкальные заметки. Второй концерт бесплатной музыкальной школы. («Волшебный хор насекомых» Чайковского
Ц.А. Кюи Музыкальные заметки. Четвертый концерт Русского Музыкального Общества. (Увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского
Г.А. Ларош [Общая характеристика творчества П.И. Чайковского. Фортепианные пьесы op.1, 4, 5, 8; Шесть романсов op.6; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Квартет № 1 (D-dur), op.11; Вторая симфония (c-moll), op.17]; Музыка к весенней сказке «Снегурочка».
Г.А. Ларош «Опричник», опера П. Чайковского
Г.А. Ларош [О фортепианном концерте (b-moll, ор. 23). П. И. Чайковского, исполнявшемся в Петербурге проф. Кроссом 1 ноября 1875 г.)
Г.А. Ларош 5-й концерт русского музыкального общества 24 января. [Третья симфония (D-dur), op.29. Квартет № 2 (F-dur), op.22
Н.Д. Кашкин Лебединое озеро – балет, музыка соч. г. Чайковского
Н.Д Кашкин Десятое собрание музыкального общества и новая фантазия г. Чайковского
Г.А. Ларош Музыкальные наблюдения н впечатления. (Из Москвы). [Лебединое озеро]
Г.А. Ларош Музыкальные очерки [Четвертая симфония (f-moll, op.36)]
Г.А. Ларош Неделя в Москве: «Евгений Онегин» в консерватории
Г.А. Ларош «Литургия св. Иоанна Златоустого» для 4-голосного смешанного хора
С.Н. Кругликов Музыкальная хроника. Итальянское каприччио
С.Н. Кругликов Музыкальная хроника. Г. Чайковский и его «Орлеанская дева», 2 симфония и фантазия для скрипки
Г.А. Ларош П. Чайковский и его новая сюита [№3]
Ц.А. Кюи Общедоступный симфонический концерт [«Буря» Чайковского]
Ц.А. Кюи «Манфред», симфония П. Чайковского
Н.Д Кашкин Новая симфония П.И. Чайковского
В.С. Баскин «Пиковая дама»
М.М. Иванов Музыкальные наброски. «Пиковая дама», опера в 3-х действиях и 7 картинах. Музыка П. Чайковского, текст Модеста Чайковского
Я.А. Плющик-Плющевский «Пиковая дама» П.И. Чайковского
Н.Д Кашкин Пиковая дама. Опера в 3-х действиях и 7-ми картинах
Г.А. Ларош Концерт 11 августа в Павловске, «Манфред» и «Гамлет» Чайковского
Г.А. Ларош Первый симфонический концерт Музыкального общества 16 октября
Н.Д Кашкин [Шестая (Патетическая) симфония]
IV. П.И. Чайковский в культуре Серебряного века
Н.П. Суворовский Чайковский и музыка будущего
А.В. Оссовский После концерта в память П.И. Чайковского
Н.Я. Мясковский Чайковский и Бетховен
В.Г. Каратыгин Памяти Чайковского
М.А. Кузьмин Чехов и Чайковский
А.Н. Бенуа «Пиковая дама». Отрывок из «Моих воспоминаний»
V. П.И. Чайковский в отечественных публикациях 1918 – 1949 гг. тановление советского образа композитора
Игорь Глебов [Б. Асафьев] Пути в будущее. Фрагменты из статьи
Игорь Глебов [Б. Асафьев] Чайковский. Опыт характеристики
А.Л. Волынский [Х.Л. Флексер] «Лебединое озеро». Лебедь в музыке
Вяч. Игнатович П.И. Чайковский. (К 30-летию со дня смерти).
С. Бугославский П.И. Чайковский (25 октября 1893 – 7 ноября 1923).
А.В. Луначарский Вклад Чайковского в русскую культуру бесценен.
М.С. Пекелис П.И. Чайковский
М.С. Пекелис Что действенно для нас в Чайковском
А.В. Луначарский Чайковский и современность
Р.И. Грубер Как слушает музыку рабочая аудитория
А.В. Луначарский [Статья из Малой Советской энциклопедии]
Д.В. Житомирский О симфонизме Чайковского
А. Громан-Соловцов [А.А. Соловцов] Несколько мыслей о Чайковском (в дискуссионном порядке)
В. Музалевский Четвертая симфония
В.Э. Мейерхольд Пушкин и Чайковский
Б. Асафьев (Игорь Глебов) Чайковский
Б.В. Асафьев Чайковский. К 50-летию со дня смерти
А. Альшванг, В. Цуккерман Любимые произведения В.И. Ленина
VI. П.И. Чайковский в культуре русского зарубежья. 1920-е – 1980-е
И.Ф. Стравинский Письмо Дягилеву от 10 октября 1921 г. Париж
И.Ф. Стравинский Возрождение Чайковского
И.Ф. Стравинский Письмо о П.И. Чайковском
И.Ф. Стравинский Фрагменты из «Диалогов»
Л.Л. Сабанеев П.И. Чайковский
Л.Л. Сабанеев Чайковский и Александр III
Н.Н. Берберова Предисловие к книге «Чайковский»
С.М. Волков Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. (Фрагменты)
VII. П.И. Чайковский в полемике 80-х – 90-х годов
П.С. Белый Непостижимый Чайковский
М.В. Плетнев Бесконечность гения
Чайковский и мы (круглый стол в редакции журнала «Советская музыка»)
Н.А. Эскина Все симфонии Чайковского. Геометрия судьбы
А.Н. Познанский Самоубийство Чайковского. Миф и реальность.
К 100-летию со дня смерти Петра Ильича Чайковского. (Фрагменты из книги)
А.И. Климовицкий «Пиковая дама» Чайковского: культурная память
и культурные предчувствия
VIII. П.И. Чайковский в рецепции нового тысячелетия
Б.М. Гаспаров Заблудившийся в символическом городе: множественные хронотопы в «Пиковой даме» Чайковского
П.Е. Вайдман Слово Чайковского в рукописях его инструментальных произведений
А.И. Климовицкий Филологические размышления П.И. Чайковского
Л.А. Десятников «Похороны куклы» (фрагменты лекции, прочитанной к 175-летию П.И. Чайковского)
Хронограф жизни и творчества П.И. Чайковского
Комментарии

2. Завершены работы по подготовке электронной публикации (диска) «Чайковский в российской музыкальной культуре». А именно, были произведены следующие виды работ: создание модуля тематического каталога; подбор материала по разделам: Хронограф жизни и творчества, библиография, П.И. Чайковкий в Петербурге, сочинения, Чайковский: Pro et contra, фотогалерея. Проведены исследования источников; подбор и обработка информационного контента; создание медийных компонентов (аудио и видео); сканирование и обработка изображений для разделов; тестирование CD. Электронное издание «Чайковский в российской музыкальной культуре» включает в себя расширенную версию результатов исследования, а также другие материалы, способствующие восприятию наследия Чайковского как целостного феномена мировой культуры. Мультимедийный продукт «П.И Чайковский в мировой культуре» включает в себя небольшую аудио-коллекцию музыкальных произведений, медиа-галерею, цифровую антологию текстов, представляющих историческую панораму восприятия личности и творчества П.И. Чайковского и оценок его творчества, начиная от современников и до авторов исследований XX в. В разноречивых суждениях исследователей П.И. Чайковский предстает во всей сложности своей неповторимой новаторской творческой позиции.

3. По результатам работы за 2017 год подготовлена аналитическая статья:
1. Ковалевский Г.В. Из прошлого к веку нынешнему: к проблеме восприятия личности и творчества П.И. Чайковского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Том 19, Вып. 1. 2018. - СПб.: Издательство РХГА, 2018. - статья принята к публикации

Содержание фактически проделанной за 2016 год работы

Работа над проектом проводилась в соответствии с концепцией и заявленным планом. Были проведены совещания исследовательского коллектива по распределению функций и координации направлений исследования в течение 2016 года. В результате проведенных изысканий, анализа документов, материалов и ресурсов у коллектива исследователей уточнилось понимание задач по всем направлений работы. Было произведено уточнение структуры проекта; основные изначально заявленные направления работы исследовательский коллектив оставил без изменений, подвергнув небольшой корректировке количественные параметры – объемы анализируемых печатных материалов, видеоряд, зарубежные оценки и рефлексии.

  1. В рамках подготовки антологии «П.И.Чайковский: pro et contra» проведены работы по формированию текстового состава, проводилось исследование и обработка материалов публицистики, мемуаристики, журнальных и газетных статей, глав монографий, развернутых высказываний, неопубликованных архивных документов, показывающих исторические закономерности изменения отношения к наследию Чайковского в контексте русской культуры объемом порядка 100 а.л., проводилось копирование и сканирование необходимых материалов, велись работы по созданию научного комментария и библиографии, иных сопутствующих текстов справочно-комментаторского порядка, именного указателя, работы по написанию вступительной статьи, редакторские и корректорские работы.
    Материалы для антологии структурированы по разделам:
    1. Вступление.
    2. П.И. Чайковский: основные вехи жизни и творчества.
    3. П.И. Чайковский о себе, о музыке и искусстве.
    4. П.И. Чайковский в русской музыкальной критике 1866 – 1893 гг.
    5. П.И. Чайковский в воспоминаниях современников.
    6. П.И. Чайковский в культуре серебряного века.
    7. П.И. Чайковский в критике 1918 – 1956 гг. Становление и развитие советского мифа о Чайковском.
    8. П.И. Чайковский в культуре русского зарубежья. 1920-е – 1960-е
    9. П.И. Чайковский в полемике 80-х – 90-х годов: открывая новые факты.
    10. П.И. Чайковский в рецепции нового тысячелетия
  2. Велись работы по подготовке основных материалов для электронной публикации (диска) «П.И.Чайковский в мировой культуре». А именно, были произведены следующие виды работ: разработка структуры и архитектуры электронного издания, написание технического задания, разработка дизайна шаблона электронного издания, подбор материала по разделам: словарь, архив, рецензии, систематизация библиографии и фотоархива, исследование источников, подбор и обработка информационного контента, перевод материалов на электронные носители и его обработка, сканирование и обработка изображений для разделов.
  3. По результатам работы за 2016 год участниками проекта подготовлены три аналитические статьи.