главная страница

Вепсы

Карелы, ингерманландцы.

Приехавших в 30 - е годы 20 века н а жительство в Карелию из других областей страны поражало разнообразие игр и танцев на вечерах. Исследователи русской хореографии, отмечают огромное значение хороводов для возникновения самостоятельной танцевальной культуры в России. Но карелы (центральная и южная Карелия) не знают хороводов. Им присущи суровость, замкнутость, страх перед силами природы, суеверия, которые не способствовали развитию в Карелии "песенной натуры", духовной раскрепощённости и душевной распахнутости. Незнание карелами русского языка тоже препятствовало проникновению хоровода на карельскую землю. Хоровод - это игровой, всегда сюжетный, массовый фигурный танец, способный принимать любые песенные ритмы. Передать сюжет без знания языка невозможно. " Русская песня, частушка стали для карела аккомпанементом во время исполнения танца, где слова не играли роли, где главным был ритм."13
Если говорить о таком популярном танце, как кадриль, то "он считается пляской со строгой последовательностью фигур".14 Салонная кадриль состояла из пяти фигур. Каждая новая фигура начиналась после ритурнели музыкальной паузы. В целом у нас тоже танцевали кадрили из фигур, иногда повторяя в конце первую фигуру и так же с паузами. Но если в салонной кадрили каждая фигура - это маленький самостоятельный танец на 32 - 40 тактов, то в Карелии, несмотря на паузы, кадриль воспринимается как единое целое, ибо танец идет по нарастающей. И только пятую фигуру (обычно кульминация) из - за продолжительности можно было бы выделить в самостоятельный танец. В ней как раз и проявлялась фантазия и изобретательность карел. Шестая (первая) фигура воспринимается как логическое завершение всего танца. В 1850 году в Петербурге появился танец лансье. Построение пар и усложненность переходов создавали определенные трудности для его усвоения, тем более что в Карелии этот танец стали танцевать не на четыре пары, а на шесть и более. Возможно, поэтому в Карелии его считают более старым танцем, чем кадриль. Кадриль, а затем лансье (местные названия: ланцы, влансе, бланце) дали толчок к появлению новых танцев. Под Олонцом родилась круговая кадриль, в Шелтозере - шестерка. На севере (Калевала, Лоухи) хореография развивалась несколько иным путем. Именно эти районы дали огромный хореографический и игровой материал.
Известно об обилии старинных танцев, исполнявшихся на вечерах. Именно здесь, кроме разнообразных игр, оказалось около десятка пиирилейкки, а вот сольных импровизированных номеров в танцах Севера нет. Чем это объяснить? Развитию хореографии Севера способствовало его географическое положение: соседство Финляндии, с одной стороны, торгово-экономические связи с ней, влияние России, с другой, территориальная близость центральной Карелии с третьей, - все это сказалось на притоке сюда готовых танцев. Однако это влияние не было настолько сильным, чтобы северные карелы отказались от собственной хореографии.
В эпосе "Калевала" мы не раз встречаем упоминания об игрищах: "… начинает он расспросы: хватит ли на Саари места, здесь на острове простора, чтобы мне повеселиться, есть ли здесь по мне равнина, где бы мог игру начать я, в пляс пуститься на поляне, где резвятся девы Саари, длиннокосые танцуют?" "и веселый Лемминкяйнен стал проведывать деревни, игрища островитянок…" Все заимствованное со стороны перерабатывалось до такой степени, подчиняясь местной манере исполнения, что танцы северных карел мы сейчас воспринимаем как оригинальные.
Сейчас трудно определить, какой из хороводов родился на территории Финляндии, какой у нас в Карелии, ибо одни и те же хороводы исполняются и тут и там, одни и те же хороводные игры играются и у нас и у наших соседей. Игровой танец "так ткут сукно" в Финляндии состоит из шести фигур и исполняется под пение одного куплета, в Тумче (Лоухский район) поют три куплета и исполняют три фигуры, в Вокнаволоке (Калевальский район) поют шесть куплетов. В Финляндии в одном из хороводов поют: " On neitolla punapaula", в Карелии - "On neitolla lupa laulla".Таких примеров можно привести очень много. Эти хороводы и игры имели большое значение на вечерах. С приходом кадрилей. А позднее вальсов и других танцев их исполняли в перерыве, пока гармонист отдыхал.
К. Голейзовский писал о том, что основу народной хореографии в русском танце составляет широкий, открытый жест. Для нее характерны быстрота плясовых темпов, легкость (прыжок, скачок), стремительные движения рук и верхней части туловища, высоко поднятая голова, вихревые вращения, молниеносные присядки, кружевные "дробушки" и чечетки, замысловатые смены фигур. Взяв у русской хореографии так много - и сами танцы, и "замысловатые коленца", - карел остался верен себе в строгой, сдержанной манере исполнения, твердой, определенной поступи. Руки, принимающие три - четыре положения, гордо поднятая голова, прямая спина еще больше подчеркивают эту строгость. Если в русском танце любой притоп сопровождается наклоном корпуса вниз, то карел при этом вскидывал голову вверх, выпрямляя грудь. Скромность девушки - не в склоненной голове и опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо перед собой или на юношу, взгляд ее строг, ни тени жеманства, пустого кокетства. Она не заигрывает с юношей. Либо он ее любит, тогда это ни к чему, либо он никогда не узнает о ее чувствах, если его выбор пал на другую. В характере карела бескомпромиссность, честность, доходящая до щепетильности, чистоплотность. Отсюда и в танце ничего лишнего, все графично четко и определенно. Он лучше 1000 раз повторит один и тот же знакомый шаг, чем плохо сделает новый. Юноша не ведет девушку в танце, как России, а они крепко держатся друг за друга. Два гордых, два достойных один другого партнера. Танцуют они с таким же наслаждением, как ходят по грибы и ягоды, ловят рыбу, пекут рыбники и калитки.
До сих пор можно встретить в Карелии сказителей, плакальщиц, людей, помнящих старинные обряды. "Род, семья, группа находящихся в родстве семей были той средой, которая хранила и передавала из поколения в поколение народные традиции, учила молодёжь соблюдать обычаи, своевременно совершать необходимые обряды."15 Это удивительно, но в памяти старожилов сохранились столь старые танцы как контры. Это объясняется еще одной чертой карельского характера - упрямством, нежеланием расставаться с вековыми традициями и обычаями
У ингерманландцев родились и свои пиирилейккит: понюшка табака; игра в бычки; эй, девушка, взгляни сюда и др. От финских их отличают более выраженный игровой момент в содержании и остроумие. " На севере Ингерманладии, в Токсово, Парголово, Лемболово, Куйвози и др. местах ни кадриль, ни лансье не танцевали."16 Рядом Петербург, откуда во все углы России проникали, завоевав сердца деревенских исполнителей, эти поистине прекрасные танцы, а здесь их не танцевали! Не имея литературных источников об ингерманландских танцах, приходится положиться на высказывания информаторов. Если сравнивнить эти танцы с фигурами кадрили, получается, что колми, получивший название от слова "три" - начало первой фигуры, как ее исполняли в первые годы 19 века; какунасси - от названия русской песни "Как у наших у ворот" - начало второй фигуры кадрили; тумала - от первой строки русской песни "Думала, думала, думала - гадала" - начало третьей фигуры кадрили; танец сисикка получил название от слова "чижик", а может, от песни "Чижик-пыжик, где ты был" (танец пока не найден) - нет сомнения, что это пятая фигура; четвертая не могла быть преобразована в танец, ибо она шла в линейном построении; шестая, русская фигура кадрили - галоп - появилась на великосветских балах позднее, поэтому ее почти нигде не танцевали. Произошло удивительное: ингерманландцы из кадрили взяли ее суть - наступательное и отступательное действие и переходы. Исполнители как бы дразнят друг друга этими действиями, что и получило у них название "хярняминен". Кадриль имеет линейное построение, а ингерманландские танцы шли по кругу. Каждая пара по очереди выходила в центр и танцевала одну из фигур с каждой парой, стоявшей в кругу.
Своеобразен танец "рентюшки". Cлово "рентюшкя" производное от слова "обозначающее "идти как попало", то есть говорящее о манере исполнения. Как слово "кижа" у карел, так рентюшкя у ингерманландцев обозначало и место (шли на рентюшки), и манеру исполнения ("рентюстяя"), и сам танец. В рентюшках привлекала простота рисунка, лёгкая запоминаемость, возможность танцевать "кто как хочет", сочинять остроумные куплеты, атмосфера веселья. С другой стороны, на рентюшках нередко создавались куплеты, унижающие человеческое достоинство, ранящие того, в чей адрес они были направлены, из-за чего, случалось, возникали ссоры. В ожидании очереди танцевать юноши подчас садились девушкам на колени. Танцевали, двигаясь как попало. Позже слово " рентюстяя" приобретает насмешливую окраску с подачи комсомольцев, считавших местные танцы "бескультурными". Однако при кажущейся манере идти как попало выработалась единая, удивительно свободная внешне при внутренней собранности манера: прямая спина, чуть откинутая назад за счет "бегущих" впереди ног, свободно висящие руки, высоко вскинутая голова с неподвижной шеей - так легче петь, дробящие и топающие во время приглашения ноги - таковы особенности этой манеры. И уж совсем парадоксальные детали: от желания вести девушку за собой шли по кругу - юноши впереди, девушка за ним, юноша - справа от девушки (девушка оказалась в роли юноши!), чем уравнялась их значимость в танце. Сейчас можно сказать, что рентюшки - одно из уникальных явлений в хореографии.

Болотова Е. фин. яз.