ЛЮТЕРАНСКИЕ ХРАМЫ

ФИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ШВЕДСКАЯ ЦЕРКОВЬ

НЕМЕЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

В Петербурге лютеранский приход существовал с момента основания новой столицы. Первая церковь располагалась на частном участке вице-адмирала Крюйса, примерно там, где нынешняя Миллионная улица выходит к Марсову полю. Там тогда шумел Финский рынок.

После смерти Крюйса земля была продана, лютеранской общине была выделен участок между Малой и Большой Конюшенными улицами. И доныне здесь в шаге друг от друга высятся шведский храм Св.Екатерины, известный всем, кто хоть раз бывал на Невском, немецкая церковь Св. Петра и Павла и финская церковь Святой Марии. Но церкви на левом берегу Невы не могли вместить всех желающих. И вот в 1732 году в кадетском корпусе на Васильевском острове открывается капелла освященная во имя святого архистратига Михаила. Потом лютеранские церкви строятся в Санкт-Петербурге одна за другой. И к 1917 году их насчитывалось 26, включая часовни.

Управление ими было поручено юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, совместно с Синодом РПЦ, а в 1819 году лютеранские церкви были подчинены генеральной консистории, ее президента назначал сам государь-император, считавшийся епископом всех российских лютеран.

Число ингерманландских пробств и приходов оставалось тем же, что и при шведах - 28 в начале XX века. Это неудивительно, в Российской империи до 1905 году переход из православия в другую веру считался уголовным преступлением. Если один из родителей был православным, то дети обязательно крестились в православной церкви. Таким образом, лютеранские церкви в России оставались моноэтническими и, к тому же, достаточно четко делились на немецкие, финские, шведские и эстонские. О численном возрастании приходов не могло быть и речи.

Кочкина Мария

Фин. яз. и культура.