КАЛЕВАЛА.Народный эпос.

Элиас Леннрот.

Элиас Леннрот сознательно взял на себя высокую миссию создания национального эпоса. Кроме "Калевалы" и "Кантелетар", он составил и опубликовал первые фундаментальные сборники по другим жанрам: "Пословицы финского народа", "Заклинательные руны", много десятилетий трудился над составлением финско-шведского словаря.

Интерес к лирическим песням возник у Леннрота уже во время его первого пешего путешествия летом 1828 года, целью которого было собирание народных рун.

Вскоре после отправления в печать рукописи первого издания "Калевалы", в одном из писем он писал о намерении создать произведение, которое было бы "сестрицей Калевалы". Под этой метафорой Леннрот имел в виду сборник лирических песен, которые в основном представляли женскую поэзию, в то время как героический эпос - область словотворчества мужчин.

Страсть первооткрывателя и нетерпеливое желание как можно скорее довести до читателя жемчужины лирической поэзии заставили Леннрота усилить собирание и одновременно готовить в печать песни "Кантелетар". Хотя при создании "Калевалы" и "Кантелетар" в распоряжение Леннрота были предоставлены материалы и других собирателей, его собственные записи составляли основу и большую часть этих произведений. Не было ни одного выдающегося рунопевца того времени, с кем бы Леннрот не встречался лично. Пути его пролегали по лесистым окраинам, где не было колесных дорог, и летом единственным средством передвижения была лодка. Нередко собирателю приходилось попадать из деревни в деревню за десятки верст по еле заметной лесной тропке даже без проводника. Зимой было легче - можно было прокатиться где на лошади, где на оленях, а где и просто на лыжах. Во время коротких остановок в более благоприятной обстановке, в доме какого- нибудь зажиточного крестьянина, купца или священника, Леннрот переписывал и приводил в порядок свои записи. Окончательно он оформлял рукописи у себя дома, в городе Каяни, где в то время служил окружным врачом.

Во время восьмой экспедиции в 1838 году Леннрот еще раз обошел и объездил самые богатые рунами края - деревни северной Карелии по эту сторону границы ("российская" Карелия), а также северную часть финляндской Карелии. В отчете Финскому литературному обществу в марте 1838 года он пишет, что доволен поездкой и что, кроме эпических и заклинательных рун, собирал "идиллические руны (по содержанию лирические песни, романсы, баллады)", которые его сейчас больше всего занимают. Далее он докладывает, что начал уже в пути приводить песни в надлежащий порядок по разделам, как их принято делить и в народе: детские песни, пастушьи песни, песни парней и девушек, песни свадебные, колыбельные, женские и мужские песни и т. д. Подобная классификация в принципе сохранилась и в "Кантелетар".