Академия Достоевского является ныне одним из брендов петербургского образования и по совокупности показателей образовательной, духовно-просветительской, научной и информационно-издательской деятельности входит в число ведущих гуманитарных научно-образовательных организаций России. Но в 1989 г. ничто, [казалось бы], не предвещало таких результатов. Высшие гуманитарные курсы (ВГК) создавались и как аналог знаменитых Высших женских (Бестужевских) курсов, и как средство самореализации и заработка в сфере образования для их создателей, молодых выпускников ЛГУ им. А.А.Жданова, не желавших встраиваться в бюрократическую систему. В стране начиналось кооперативное движение, а значит, был запрос на идеологически альтернативное образование. Альтернатива, предложенная ВГК, была обозначена как «целостное гуманитарное образование» в противовес узко-специальной подготовке. РХГА сохранила и преумножила эту идею, дополнив ее ценностными ориентирами. Помимо собственно курсовых (коротких) программ, ВГК сразу объявили о наборе на пятилетние программы высшего заочного образования, заявив претензию на создание регулярного учебного заведения. Как свидетельствует опыт РХГА, оно состоялось. Изначально заложенный конфликт между «идеалистами» и «меркантилистами» в составе организаторов и привёл к распаду ВГК в 1991-1993 гг., когда многое в СССР стало распадаться, включая и сам Союз. Водоразделом стало отношение к России и к христианству. Из Высших гуманитарных курсов вышло несколько образовательных организаций: «иных уж нет, а те далече». РХГА объединила преимущественно идеалистов, для которых платное образование было средством реализации собственных идей в условиях финансовой независимости. Замысел поддержали православные (СПбДА) и научные (Пушкинский дом РАН, Российская Академия Образования) структуры. В 1992 г. был принят первый закон РФ «Об образовании», установивший процедуры лицензирования и аккредитации. В 1994 г. – к моменту готовности первого выпуска – РХГИ получил федеральную лицензию, а в 1999 г. прошёл первую государственную аккредитацию. Всего вуз пять раз успешно проходил процедуры государственных аккредитаций, действующая на данный момент имеет статус бессрочной. В 2004 г. по результатам очередной аккредитации Институту был присвоен статус Академии.
Важнейшим событием стал переезд в здание-памятник на наб. р. Фонтанки, 15. До этого ВГК, как многие частные вузы, арендовали помещения в средних школах. В частности, на пр. Майорова (ныне Вознесенский пр., д. 34б). Офис размещался в подвалах Вознесенской церкви, над которыми, после её сноса в 1936 г., и была построена общеобразовательная школа. РХГИ ликвидировал аварийность и провёл полный ремонт здания на набережной Фонтанки, 15, включая фасады, в результате чего договор был пролонгирован решением губернатора В.Яковлева на 49 лет. В 2014 г. решением губернатора Г.Полтавченко Академии были переданы остальные освободившееся площади здания. В 2023 г. решением губернатора А.Беглова Академии был отдан в безвозмездное пользование особняк по адресу Малоохтинский проспект, 55 сроком на 49 лет.
Ныне Академия реализует программы всех уровней высшего и среднего профессионального образования: бакалавриат (специалитет) изначально, магистратура (с 2007 г., аккредитация с 2011 г.), аспирантура (с 2000 г, аккредитация с 2018 г.), колледж (с 2012 г., аккредитация с 2018 г.). В РХГА обучается около 2.000 студентов, работает более 100 преподавателей и около 75 сотрудников. В Программе развития Академии Достоевского намечено открытие программ среднего (полного, общего, начального) и дошкольного образования. Идея – непрерывная образовательная деятельность. Концептуальной основой деятельности Академии выступает модель ценностно-культурологической педагогики, а её идейным фундаментом – труды русских религиозных философов. Особенностью педагогических практик, реализуемых в вузе, является нацеленность на диалог учащихся и учащих. Каждый имеет дары от Бога, которые они обязаны преумножать (Мф. 25:14-23). Образование - это не только и не столько путь к успеху, но и творческая самореализация личности. Учащиеся и учащие РХГА должны помогать в этом друг другу.
В 1991 г. в издательстве Академии вышла первая книга, а в 1994 г. – первый том серии «Русский Путь: pro et contra», которая получила признание в России и в мире, насчитывая ныне более 200 томов. Всего при содействии Академии опубликовано свыше тысячи наименований книг научно-образовательной и просветительской направленности. Издательство РХГА входит в число ведущих гуманитарных издательств России.
Важной вехой стало начало сотрудничества вуза с государственными научными фондами (РГНФ – с 1996 г., РФФИ – с 2018 г., РНФ – с 2015 г.). За этот период Академией на основе полученных грантов было успешно выполнено свыше 300 проектов. В настоящее время продолжается исполнение 17 проектов, поддержанных РНФ. В рамках проектов организованы многочисленные научные публикации на бумажных носителях и в электронной форме, проведены конференции и семинары.
Основной режим хозяйственной деятельности ВУЗа на протяжении всей его истории – самофинансирование. Гранты на научную и книгоиздательскую деятельность получаются с 1996 г., бюджетное финансирование образования (КЦП) – с 2020 г.
Наша история – насыщенна. Присвоение Академии в 2022 г. имени Ф.М.Достоевского полностью соответствует реализуемой вузом идеологии творческого консерватизма и просвещённого патриотизма, отображенных в Миссии РХГА.
Успешность такого духовно-просветительского проекта, как Академия Достоевского, обусловлена творческим трудом, постоянством в достижении поставленных целей, верностью избранным идеалам – со стороны реализующих его людей, и непрестанной помощью во всех благих начинаниях – со стороны Бога.
«Предоставь дела свои Богу, и он совершит» (Пс. 16:5).