Хлевов Александр Алексеевич –– доктор фидософских наук, кандидат исторических наук.

Курс рассчитан на знакомство студентов с предметом и задачами культурологии – оформляющейся новой синкретической дисциплины, характеризующейся панорамным взглядом на феномен человека. Базируясь на данных и выводах, получаемых целым рядом научных дисциплин – археологии, истории, психологии, антропологии и др. – культурология формирует новое пространство анализа и вырабатывает собственные критерии оценки тех или иных феноменов человеческого существования. Ключевым для культурологии является понятие повседневности: внимание к феноменам рутинного бытия отличает ее от гуманитарных дисциплин, исследующих явления уникального порядка (например, истории).

В отличие от получивших чрезвычайное распространение примитивных программ, включающих в себя либо рассмотрение культуры как явления преимущественно эстетического (сводящегося к художественной культуре), либо ограничивающихся изучением истории мировой культуры, в настоящем курсе принимается иной принцип. Его основа – четкое определение культурологии именно как теории, философии и истории культуры. В соответствии с этим выстроена программа курса и ее внутренние подразделения. Собственно история базовых феноменов культуры различных периодов занимает в рамках курса важное, но не доминантное положение – в силу того, что без их знания невозможен анализ культуры как явления, однако рассмотрение всей сложной истории культурного развития человечества не может быть осуществлено за ограниченный промежуток времени. Принципиально важен понятийный блок курса, дающий представление о том, что основные дефиниции культурологии – как и сама дисциплина – находятся лишь в стадии формирования. В его рамках дается также авторское определение культуры, соотносимое, прежде всего, с традициями школы функционализма, но не сводимое только к ним. Наконец, не менее важное значение имеет теоретический блок, в рамках которого осуществляется знакомство студентов с наиболее значимыми и структурообразующими теоретическими концепциями, сформировавшими современную культурологическую парадигму – во всей их диалектической динамике.

Цель курса

Целью курса является формирование у студентов представления о культурологии как о базовой синтетической дисциплине, исследующей феномен человека через изучение структур повседневности.

Задачи курса

Задача курса – знакомство студентов с:

а) принципиальными положениями и терминологическим инструментарием культурологии;

б) основными этапами становления и развития культуры;

в) важнейшими теоретическими концепциями, сформированными в рамках культурологической парадигмы и смежных гуманитарных парадигм.

Тематический план

I. Понятийный блок.

1. Предмет культурологии.

2. Предпосылки становления культурологической науки.

3. «Европоцентристский этап».

4. Базовые дефиниции культурологии.

II. Исторический блок.

5. Возникновение культуры в контексте возникновения человека.

6. Культурные достижения древнего мира.

7. Средневековая культура.

8. Культура нового времени и современная культура.

III. Теоретический блок.

9. Базовые культурологические концепции XIX в.

10. Психологические концепции культуры рубежа XIX-XX вв.

11. Функционализм.

12. Возникновение целостных концепций культурологии.

13. Цивилизационные концепции в культурологии. Теории локальных цивилизаций.

14. Культурологические концепции середины и второй половины XX в.

15. Культурологическое исследование частных аспектов культуры.

Программа

I. Понятийный блок.

Тема 1. Предмет культурологии.

Культура как феномен и предмет исследования. Исследование культуры мыслителями античности и Возрождения. Универсализм подхода как следствие недифференцированности поля исследования.

Тема 2. Предпосылки становления культурологической науки.

Эпоха рационализма и Великих географических открытий – две составляющих процесса обособления культурологии. Объективный фактор качественного «взросления» европейской гуманитарной науки и субъективный фактор количественного лавинообразного увеличения материала для анализа в связи с расширением кругозора европейской цивилизации. Энциклопедисты и эпоха Просвещения как первый этап неосознанного выделения культурологии в самостоятельную дисциплину.

Тема 3. «Европоцентристский этап».

Эпоха романтизма как важнейшее звено становления культурологической мысли. Появление альтернативного – не совпадающего ни с библейско-ближневосточным, ни с антично-средиземноморскимпраисточника европейской цивилизации. «Почвенничество» по-европейски и его непосредственные последствия, включая «Майн кампф» и «Велесову книгу».

Тема 4. Базовые дефиниции культурологии.

Понятие культуры. Вариативность подходов к определению культуры. Культура как вторая природа. Культура как система запретов. Культура как система границ. Культура как повседневная жизнь. Принцип антиаксиологичности в характеристике феномена культуры. Культура как способ традиционного существования. Базовые аспекты культуры. Культурная диффузия: аспекты донорства и реципиенции.

II. Исторический блок.

Тема 5. Возникновение культуры в контексте возникновения человека.

Становление человека как вида. Производство, мышление и речь как основные характеристики, дифференцирующие природу человека. Происхождение и развитие гоминид. Нижний палеолит и его культурные достижения. Эпоха мустье и неандертальский период: культурные завоевания нового уровня. Культура верхнего палеолита и кроманьонцы. Мезолит: ускорение прогресса и новые формы культуры. Неолитические революции. Предпосылки цивилизации. Базовые характеристики архаической культуры.

Тема 6. Культурные достижения древнего мира.

Речные цивилизации. Принципы возникновения и прогресса новых форм жизни: социальной дифференциации, генезиса государства, структурирования общества. Климатическая поясность как фактор культурообразования. Основы древневосточных культур. Античное Средиземноморье как регион нового типа культуры. Принципы и характеристики античной культуры, ее составляющие. Дифференциация регионов Земли. Становление европейской цивилизации.

Тема 7. Средневековая культура.

Проблема средневековой культуры. Упадок и прогресс. Теории континуитета и революции при переходе от античности к средневековью. Три зоны становления европейской культуры средневековья. Основные характеристики средневековой культуры и миросозерцания. Классическая средневековая культура. Осень средневековья.

Тема 8. Культура нового времени и современная культура.

Буржуазная культура как стадиальное звено культурной эволюции. Роль Реформации. Принципы буржуазной культуры. Рационалистическое мировоззрение как главное завоевание культуры нового времени. Кризисные явления, связанные со становлением культуры современного типа. Проблема постиндустриальной культуры.

III. Теоретический блок.

Тема 9. Базовые культурологические концепции XIX в.

Эволюционизм как концептуальное и мировоззренческое направление. Диффузионизм и его наследие XX столетия: миграционизм и теория стадиальности в археологии и истории. Биологические теории культуры.

Тема 10. Психологические концепции культуры рубежа XIX-XX вв.

Этнопсихологические концепции культуры. «Психология народов». Экстраполяция групповой и социальной психологии на изучение культур. Психоаналитические концепции. Теория З. Фрейда как метод культурологического анализа. Последователи Фрейда. Теории Г. Рохейма и К. Г. Юнга. Психоантропология и психоистория. Концепция А. Маслоу и гуманистическая психология. Теория иерархии потребностей.

Тема 11. Функционализм.

Функционализм как высшее достижение культурологической мысли на первом этапе ее развития. Переход к пониманию культуры как совокупности ответов на основные и производные потребности. Принцип универсального функционализма в культуре Б. Малиновского. Структурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна: культура как совокупность функций. Прикладной характер концепции как тенденция времени.

Тема 12. Возникновение целостных концепций культурологии.

Введение Л. Уайтом термина «культурология» и становление его теории. Утверждение последовательного эволюционизма как базового принципа исследования культур. Культура как экстрасоматическая традиция с ведущей ролью символов и символического поведения. Технологический детерминизм. Степень энергооснащенности человечества как базовая характеристика культурного прогресса. Культурная антропология А. Крёбера. Ценностный подход к культурным феноменам. «Пики» культурного развития и понятие этоса.

Тема 13. Цивилизационные концепции в культурологии. Теории локальных цивилизаций.

Теория О. Шпенглера и ее связь с исследованиями культуры. Роль Шпенглера в изменении подхода к культуре как феномену. Оппозиция культуры и цивилизации. Исторический анализ как основа исследования культур. Теория А. Тойнби. Круги цивилизаций и возможные механизмы их развития. Отечественные теории цивилизаций. Концепция Л. Н. Гумилева. Этнос как единица культурно-исторического развития.

Тема 14. Культурологические концепции середины и второй половины XX в.

Культурная антропология М. Херсковица. «Этнософия». Культура как созданная человеком среда. Идеальные модели поведения и система санкций и целей, придающих смысл жизни сообщества. «Энкультурация» и принцип культурного релятивизма.  Развитие в XX в. концепции «культура-и-личность». «Психологическая антропология». Теория отчуждения Э. Фромма. Становление этологии.

Тема 15. Культурологическое исследование частных аспектов культуры.

Первобытное мышление и архаические культуры. «История ментальностей» от «Школы «Анналов»» до наших дней. История повседневности как предмет культурологического анализа. Механизмы трансляции культур и культурологический аспект феномена детства. Феномен измененных состояний сознания в культуре. Культура и контркультура.

 

Литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984.

2. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.,1977.

3. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.,1987.

4. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культуры. М.,1999.

5. Буржуазная философская антропология XX века. М.,1986.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения в 6 т. М.,1982.Т.2.

7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1973.

8. Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1995.

9. Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1995.

11. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

12. Концепции зарубежной этнологии. М.,1976.

13. Корнеев П. В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М.,1981.

14. Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.

15. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1979.

16. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994.

17. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994.

18. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.,1985.

Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М.,1996.

19. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.,1996.

20. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.

21. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.в 2 т. М., 1990. Т.1.

22. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

23. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX в. М., 1994.

24. Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии. М., 1995.

25. Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э.Фромма. М., 1995.

26. Работы Л. Уйта по культурологии: Сб. переводов. М., 1996.

27. Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М., 1996.

28. Самосознание европейской культуры в XX веке. М., 1995.

29. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

30. Соколов Э.В. Культурология. М., 1995.

31. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

32. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

33. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

34. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

35. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

36. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

37. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

38. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

39. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

40. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т.1.

41. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

42. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

43. Хёйзинга И. Homo Ludens. M., 1992.

44. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

45. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

46. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

47. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.,1997.

48. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1.

49. Это человек. Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.,1995.

50. Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.

51. Юнг К. Проблема души нашего времени. М.,1994.

52. Юнг К. Психологические типы. М.,1995.

53. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.,1973. Вып.1 и 2.

54. Fromm E. Psychoanalysis and Religion. New Haven,1950.

55. Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.,1973.

56. Harris M. The Rise of Anthropological Theory. N.Y.,1968.

57. Honigman J.J. Personality in Culture. N.Y.,1967.

58. Hunt R. (Ed.). Personalities and Culture. N.Y.,1967.

59. Johoda G. Psychology and Anthropology. N.Y.,1982.

60. Malinowski B. Magic, Science and Religion. N.Y.,1955.

61. Naroll R., Naroll L. Cultural Anthropology. L.,1977.

62. Roheim G. The Origin and Functions of Culture. N.Y.,1943.

63. Spindler G. The Making of Psychological Anthropology. Berkley,1978.

64. Tyler S.A. (Ed.). Cognitive Anthropology. N.Y.,1969.

65. Wallace A. Culture and Personality. N.Y.,1970.