Авксентьевский Игорь Игоревич –– кандидат философских наук 

Предмет эстетики

Эстетика есть мышление о бытии человека в прекрасном. Бытие в прекрасном – это событие, в котором человеку чувственно является предельное основание его бытия в мире. Эстетика как понятийное мышление не входит в эстетическое событие, поскольку последнее конституируется чувственным мышлением. Однако эстетическое событие не самостоятельно. Оно укоренено в культуре, где, с одной стороны, подготавливает более развитые способы духовного творчества (религию и философию), с другой – проясняется ими. Философия проясняюще обосновывает искусство как свой исток в системе культуры. В этой деятельности философия является эстетикой.

Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация курса эстетики характерна тем, что предметный опыт (опыт прекрасного) осуществляется учащимся вне курса и должен быть в основных моментах уже предпослан курсу. Первая задача курса – осмыслить этот опыт, привести в связь его моменты и одновременно раскрыть их внутреннюю структуру. Вторая задача состоит в том, чтобы ввести проясненный опыт прекрасного в целостность опыта духовного творчества, осмыслить его как момент развития культуры.

Логика курса

В соответствии с педагогическими задачами курс делится на две части: аналитическую (темы 1 – 5) и историко-феноменологическую (темы 6 – 11).

Первая часть начинается общей аналитикой эстетического события (темы 1 – 4). В первой теме намечаются две стороны эстетического события: встречаемое бытия в прекрасном (объективная сторона, «что») и встречающее бытия в прекрасном (субъективная сторона, «кто»). Способ их отношения друг к другу задает три типа эстетического события. Во-первых, встречающий находит красоту в данности мира – непосредственное эстетическое событие (тема 2). Во вторых, встречающий воспроизводит красоту, наперед произведенную из мира, – событие произведения искусства (тема 3). В-третьих, встречающий встречает творимую им красоту – событие художественного творчества (тема 4). Аналитическая часть курса завершается систематикой искусств (тема 5).

Историко-феноменологическая часть дает понятие развития творческого духа (тема 6) и вовлекает мысль учащегося в это развитие, где она проходит основные исторические эпохи культуры: природную (тема 7), природно-духовную (тема 8), свободную (темы 9 – 11). В последней эпохе полагаются три формации: эстетическая, религиозная и рационалистическая. В этом процессе мышление ухватывает принципы эпох и через них осмысливает принадлежащие эпохам художественные события.

Литература

На сегодняшний день самым глубоким и объемным эстетическим исследованием является гегелевская «Эстетика». «Критика способности суждения» Канта, с одной стороны, подготавливает гегелевский труд, с другой – дополняет его в части исследования субъективной стороны эстетического события. Другие классические тексты по теории прекрасного, предлагаемые для чтения учащимся, рассматриваются как сопутствующие работе с фундаментальными трудами Канта и Гегеля.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Понятие эстетического события

2. Непосредственное эстетическое событие

3. Событие произведения искусства

4. Событие художественного творчества

5. Система искусств

6. Искусство в культурно-историческом процессе

7. Эстетическая сторона мифологии

8. Искусство природно-духовного типа культуры

9. Искусство эстетического типа культуры

10.  Искусство религиозного типа культуры

11Искусство рационалистического типа культуры

Программа

Тема 1. Понятие эстетического события

Эстетика как мышление о бытии в прекрасном. Способы рефлексии прекрасного. Эстетика в системе философии. Моменты исторического развития эстетики. Бытие в прекрасном как событие. Уникальная универсальность эстетического события. Структура эстетического события. Типизация эстетического события. Эстетическое событие в структуре бытия человека в мире.

Открытие эстетического события Платоном. Эстетическое событие в непосредственности эроса («Пир» до речи Сократа). Эстетическое событие в различенности эроса и прекрасного (речь Сократа в «Пире»). Метафизическое обоснование эстетического события («Федр». Вторая речь Сократа).

Объективная сторона эстетического события. Учение Гегеля об идее. Понятие идеала. Образ прекрасного. Символизм прекрасного. Трагический и комический горизонт прекрасного.

Субъективная сторона эстетического события. Понятие и структура трансцендентального субъекта. Учение Канта о способности суждения. Понятие эстетического суждения. Проблематичность эстетического суждения. Всеобщность и свобода эстетического суждения. Эстетическое удовольствие. Прекрасное и возвышенное. Человек как идеал. Грусть и радость как модусы эстетического настроения. Эстетический экстаз. Катарсис.

Тема 2. Непосредственное эстетическое событие

Понятие непосредственного эстетического события. Прекрасное в неорганической природе. Геокосмизм. Прекрасное в живом. Красота техники. Красота человеческой телесности. Красота души. Красота бытия среди людей. Красота бытия в Боге. Красота бытия в истине.

Тема 3. Событие произведения искусства

Понятие произведения искусства. Обыденные представления о художественном произведении. Определение искусства Аристотелем. Понятие художественного произведения. Реальность мира и действительность художественного произведения. Материал произведения искусства. Чувственная форма (способ организации чувственности).  Тема произведения искусства. Соответствие чувственной формы и темы.

Диалектика художественного образа. Прекрасная индивидуальность. Самодовление и размыкание прекрасной индивидуальности. Субстанциальные силы бытия. Ситуация. Коллизия. Действие. Пафос. Характер. Развязка.

Субъект эстетического суждения в отношении к произведению искусства. Вживание и «очуждение». Художественная критика. Сонастроенность. Самопознание. Развитие воли из эстетического суждения.

Тема 4. Событие художественного творчества

Непосредственное художественное творчество. Художественное преобразование природы. Жизнь индивида как собственное художественное произведение. Художественное преобразование бытия среди людей. Художественный пафос религиозного и научного творчества.

Художественный гений. Понятие гениальности. Талант. Мастерство. Образованность. Жизненный опыт. Вдохновение. Художественная традиция. Стиль. Художник в отношении к произведению искусства. Художник и люди. Художник и дух эпохи.

Дух народа. Дух народа и культура. Искусство в системе культуры. Искусство и общественное бытие. «Дегуманизация искусства». Историчность искусства в истории культуры. Национальное и всемирное в искусстве.

Тема 5. Система искусств

Проблема систематизации искусств. Основание множественности искусств. Синтетическое и эклектическое в искусстве. Традиционная классификация искусств. Гегелевская система искусств. Основание настоящей классификации. Система искусств в исторической проекции.

Предчувствующее искусство. Декоративное искусство. Архитектура. Храмовый художественный комплекс.

Созерцающее искусство. Скульптура. Живопись. Музыкальное искусство (музыка, танец, песнь).

Представляющее искусство. Искусство поэтического слова (эпос лирика, драма). Искусство созерцаемого слова (драматический театр, эклектический театр, кинематограф). Искусство рефлектирующего слова (рассказ, повесть, роман).

Тема 6. Искусство в культурно-историческом процессе

Проблема исторической типизации искусства. Понятие культурно-исторического процесса. Исторические типы культуры. Культурно-историческая типизация искусства.

Тема 7. Эстетическая сторона мифологии

Принцип природного типа культуры. Миф как форма духовного творчества. Культурный синкретизм мифологического творчества. Синкретизм эстетического в мифе. Эстетический момент в греческой мифологии. Искусство как продукт разложения мифа.

Тема 8. Искусство природно-духовного типа культуры

Принцип природно-духовного типа культуры. Искусство в отношении к религии, науке и общественной жизни. Символизм как сущностная характеристика искусства Древнего Востока. Музыка в Древнем Китае. Индийский эпос. Архитектура, скульптура и живопись в Древнем Египте.

Тема 9. Искусство эстетического типа культуры

Красота как принцип эстетического типа культуры. Искусство в отношении к религии, науке и общественной жизни в Древней Греции. Эпос Гомера. Греческая лирика. Греческая архитектура. Греческая скульптура. Греческая драма. Греческий театр. Индивид и полис как художественные произведения.

Тема 10. Искусство религиозного типа культуры

Принцип религиозного типа культуры. Искусство и христианство. Рыцарский роман. Храмовое искусство Средневековья. «Божественная комедия» Данте как поэтический синтез средневековой культуры.

Тема 11. Искусство рационалистического типа культуры

Принцип рационалистического типа культуры. Судьба искусства в эпоху рационализма. Художественное возвещение рационалистической эпохи. Обращение к Античности. Живопись. Музыка. Поэзия и формирование национальных языков. Драматический театр, эклектический театр, кинематограф. «Гамлет» Шекспира как предчувствие эпохи. «Фауст» Гете как пафос эпохи. Творчество Л. Н. Толстого и Достоевского как художественная рефлексия эпохи. Художественное слово экзистенциализма. Искусство коммунистической культуры. Роман Гессе «Игра в бисер» как художественно-культурологический проект современности.

Литература

1. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 2 т. – СПб.: Наука, 1998.

2. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 6 т. – М.: Мысль, 1966. – Т. 5.

3. Платон. Пир // Соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2. 

4. Платон. Федр // Там же.

5. Соловьев Вл. Красота в природе // Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. 2.

6. Соловьев Вл. Общий смысл искусства // Там же.

7. Аристотель. Поэтика // Соч. в 4 т. Т. 4.– М., 1984.

8. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Гл. 10. Творчество и красота. Искусство и теургия // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Изд. «Правда», 1989.

9. Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991.

10. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991.