Шмонин Дмитрий Викторович – доктор философских наук, профессор 

Курс истории средневековой философии является базовым в подготовке студентов по философским, религиоведческим, богословским и культурологическим специальностям (направлениям) и служит основой для освоения других философских дисциплин.

Цель курса

 Изучение основных памятников философско-богословской мысли, относящиеся к средневековому типу философствования, от позднеантичных и раннехристианских учений (IIIII в.) до схоластики периода Реформации и Контрреформации (XVI – начала XVII в.).

Во время освоения курса студентам рекомендуется использовать издание, которое поможет более полно и объемно представить панораму западноевропейской средневековой философии. Имеется в виду совместный проект исследователей Института философии РАН (Москва) и Русского христианского гуманитарного института (С.- Петербург), двухтомная «Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья» [1] , в которой опубликованы подборки текстов мыслителей, начиная с Августина и заканчивая Оккамом и немецкими мистиками. «Антология»‑ весьма полное, особенно, если иметь в виду учебные цели, издание богословского и философского наследия Средних веков.

ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

Религиозные основания средневекового умозрения. Средневековая мысль как синтез двух традиций: «Иерусалим» и «Афины». Философия как «служанка теологии».

Основные черты и этапы развития средневековой философии. Апологетика. Патристика. Схоластика. Средние века и средневековая европейская цивилизация. 

Тема 1. Раннехристианская религиозно-философская мысль (II‑III вв.)

Начало христианского мышления: апостольские отцы и апологеты (II в.): Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский. Античные критики христианства. Кельс. Юлиан Отступник. Гностицизм и борьба с ним: Ириней Лионский. Неоплатонизм и христианство.

Споры о философии. Иустин. Татиан. Климент Александрийский. Тертуллиан. Ориген.  

Тема 2. Патристика IV - VIII вв.

Греческая патристика. Никейский собор и арианство. Афанасий Великий. Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

Апофатическое богословие.Псевдо-Дионисий Ареопагит.

Латинская патристика IV ‑ VII вв. Иларий Пиктавийский, Марий Викторин, Иероним Стридонский. Вульгата. Амвросий Медиоланский. Папа Григорий Великий.

Августин: учение о бытии, душе и познании. Время, история, власть в учении Августина.

Продолжение богословских споров: Максим Исповедник. Иоанн Дамаскин.

 Тема 3. У истоков схоластики

Позднеантичная ученость и принципы образования. «Семь свободных искусств». Марциан Капелла. Кассиодор. Исидор Севильский: Беда Достопочтенный.

Трансляция античной учености и формирование схоластического метода: Боэций.

 Тема 4. Ранняя схоластика

Понятие схоластики. Каролингское возрождение. Алкуин. Иоанн Скот Эриугена: учение о Боге, природе и человеке.

Ансельм Кентерберийский и развитие схоластики. Онтологическое доказательство бытия Бога.

Начало спора об универсалиях. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин).

Хозяйственный подъем в Европе. Школы и монастыри. Первые университеты.

Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский.

«Арабские учителя» средневекового Запада. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс). Влияние арабской схоластики на европейскую схоластику. «Школы переводов» в Толедо и Палермо.

 Тема 5. Высокая схоластика

 «Возвращение» Аристотеля. Аристотелизм и схоластика. Мыслители Оксфордской школы: Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. Особенности средневекового «умозрительного эмпиризма». Францисканцы и августинизм в схоластике. Дж. Ф. Бонавентура. 

Теология и философия доминиканских докторов. Перипатетизм Альберта Великого. Фома Аквинский. Сущее и сущность. Принцип аналогии сущего. Пять путей доказательства бытия Бога. Философская антропология и этика Аквината.

Латинские аверроисты. Сигер Брабантский. Боэций Дакийский.

Тема 6. Поздняя схоластика

 Иоанн Дунс Скот: «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Понимание сущности. Quidditas и haecceitas.

Номинализм У.Оккама, его «бритва».

Номинализм XIV-XV вв. Дуранд из Сен-Пурсена (ок. 1270 ‑ 1334), Николай из Отрекура (ок. 1300‑ ок. 1350), Жан Буридан (ок. 1300‑ ок. 1350), Николай Орем (ок. 1323/1325 – 1382), Петр д’Айли (1350‑1420).

«Via antiqua» в XIV-XV вв. Августинианская схоластика: Эгидий Римский (ок. 1247 – 1316) и Григорий из Римини (ок. 1300 – 1358). Томизм: Иоанн Капреол (ок. 1380‑1444) и Каэтан (1468‑1534).

 

Тема 7. Вторая схоластика

XVI век в истории Европы: от «осени Средневековья» к раннему Новому времени. Христианский гуманизм и начало Реформации в Европе. Реформация и контрреформация. Тридентский собор (1545‑1563).

Возрождение университетской философии в Испании первой трети XVI в.: начальный этап второй схоластики. Морально-правовые идеи в философии Саламанкской школы. Франсиско де Виториа (1486/92‑1546). Доминго де Сото (1495‑1560). Мельчор Кано (1509‑1560).

Иезуиты и развитие второй схоластики. Моральная доктрина иезуитов: пробабилизм. Габриэль Васкес (1549‑1604). Луис де Молина (1535‑1600): учение о предопределении и свободе воли.

Франсиско Суарес (1548‑1617) – вершина второй схоластики. Теология и метафизика. Учение о бытии («Метафизические рассуждения») и о познании («О душе»). Философия права («О законах»).

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Источники

1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

2. Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

3. Абеляр П. Глоссы к «Категориям» Аристотеля // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2 т. СПб: Издательство РХГИ, 2001. Т. 1. С. 403‑426. (Далее ссылки на это издание даются сокращенно: АСМ)

4. Августин А. Исповедь. М., 1991.

5. Августин А. О свободе воли. О христианском учении // АСМ. Т. 1. С. 19-112

6. [Августин] Творения бл. Августина, епископа иппонийского. Киев. 1905-1912.

7. Альберт Великий. Об интеллекте и интеллигибельном // АСМ. Т. 1. С. 43‑80.

8. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

9. Ансельм Кентерберийский. Об истине. О свободном выборе // АСМ. Т. 1. С. 203-249.

10.Бернард Клервоский. О благодати и свободной воле // Средние века. Вып. 45. М., 1982. С. 265-297.

11. Бернард Клервоский. Проповеди на Песнь Песней; О благодати и свободной воле // АСМ. Т. 1. С. 444-476.

12. Бернард Клервоский. О трех чинах церковных. Silentium. СПб., 1991. С. 147-148.

13. Библия. Бытие; Исход, 1-3; Экклесиаст; Евангелие от Матфея. Гл. 4-7; Евангелие от Иоанна. Гл. 1.

14. Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

15. Бонавентура Дж. Ф. О возвращении наук к теологии // АСМ. Т. 2. СПб., 200 . С. 122‑140.

16. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

17. Боэций. Комментарий к «Категориям» Аристотеля // АСМ. Т.1. С.120-160.

18. Боэций Дакийский. Сочинения. М., 2003.

19. Боэций Дакийский. О высшем благе; О вечности мира // АСМ. Т.2 . С. 252‑282.

20. Гильом из Шампо. Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере // АСМ. Т. 1. С. 250-293.

21. Гностики. Киев, 1999.

22. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион. О созерцании и его видах // АСМ. Т. 1. С. 294-351.

23. Гильберт Порретанский. Комментарий к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» // АСМ. Т. 1. С. 372-402.

24. Дунс Скот И. Избранное. М., 2001.

25. Дунс Скот И. Трактат о Первоначале. М., 2001.

26. Изречения египетских отцов. М. 1998.

27. Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы. 4, 7-8. // АСМ. Т. 1 С. 166-189.

28. Иоанн Скот Эриугена. О природах // Средние века. Вып. 57-58. М., 1994-95.

29. Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна // Историко-философский ежегодник 1994. М., 1995.

30. Иоанн Солсберийский. Металогикон // АСМ. Т. 1. С. 494-505.

31. Иоахим Флорский. Согласование Ветхого и Нового Заветов // АСМ. Т 1. С. 506-537.

Кефалайа (Главы). М., 1999.

32. Оккам У. Избранное. М., 2002.

33. Оккам У. Переводы из «Суммы всей логики (III, II, C. XXVIII) и «Комментария к «Физике» Аристотеля.» II книга, // Verbum. Вып. 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. СПб., 2001. С.162-193.

34. Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. М., 1970.

35. Памятники средневековой латинской литературы X – XII веков. М., 1972.

36. Петр Ломбардский. Четыре книги сентенций // Антология средневековой мысли Т. 1. С. 477-493.

37. Пелагий. Послание к Диметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 594-635.

38. Плотин. II Эннеада. СПб., 2004.

Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. СПб, 2004.

39. Раймонд Луллий. Краткое искусство; Книга о любящем и возлюбленном // АСМ. Т. 2. С. 185‑238.

40. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

41. Раннехристианские церковные писатели. Антология. М., 1990.

42. Рихард Сен-Викторский. Четыре ступени пламенной любви; О Троице // АСМ. Т. 1. С. 352-371.

43. Роберт Гроссетест. Сочинения. М., 2003.

44. Роберт Гроссетест. Об истине; Об истине высказывания; О знании Бога // АСМ. Т. 2. С. 5‑29.

45. Роджер Бэкон. Opus tertium // АСМ. Т. 2. С. 81‑121.

46. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.

47. Сигер Брабантский. Вопросы о разумной душе // АСМ. Т. 2. С. 239‑251.

48. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. СПб, 2004.

49. Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Предисловие и первый раздел первого рассуждения (О природе первой философии, или метафизики) / Пер. с лат. и коммент. М.Р.Бургете // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.

50. Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждение II О сущностной природе, или понятии, сущего / Пер. с лат. и коммент. Г.В. Вдовиной // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 140‑156.

51. Суарес Ф. Комментарии на книги Аристотеля «О душе». Введение (фрагмент) / Пер. и прим. Д.В. Шмонина // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления: иберийский опыт. СПб: Издательство С.‑ Петербургского философского общества, 2001. С. 174-183.

52. Тайная книга альбигойцев // Наука и религия. 1992. № 4-5.

53. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. М., 1994.

54. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М. 1979.

55. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн.1. Долгопрудный, 2000.

56. Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

57. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч.1. Вопр.1-43. Киев-Москва, 2002.

58. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч.1. Вопр. 44-74. Киев-СПб, 2003.

59. Фома Аквинский. Учение о душе / пер. с лат. К. Бандуровского, М. Гейде. СПб, 2004.

60. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Verbum. Вып. 2. Наследие средневековья и современная культура. СПб., 2000. С.221-249.

61. Фома Аквинский. Сумма теологии (фрагменты) // АСМ. Т. 2. С. 141‑184.

62. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995.

63. Франциск Ассизский. Наставления; Об истинной и совершенной радости // АСМ. Т. 2. С. 30‑42.

 

2. Основная учебная, научная и справочная литература

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

3. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М. 1954.

4. Афонасин Е.В. В начале было… (Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов). СПб, 2002.

5. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.

6. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1991.

7. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

8. Вдовина Г.В. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса // Вопросы философии. 2003, № 10. С. 128-139.

9. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М., 1990. С. 90-96.

10. Гайденко П.П. Понимание бытия у Фомы Аквинского // Западно-европейская средневековая словесность. М., 1985.

11. Гайденко П.П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991.

12. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М., 1987.

13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. III. СПб, 1994.

14. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972 (2-е изд. М., 1984).

15. Древс А. Происхождение христианства из гностицизма. М. 1930.

16. Душин О.Э. Этьен Жильсон: судьба и дело // Verbum. Вып.2. Наследие средневековья и современная культура. СПб., 2000.

17. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.

18. Жильсон Э. Философия в Средние века (от истоков патристики до конца XIV века). М., 2004.

19. Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., СПб, 1999.

20. Жильсон Э. Избранное: христианская философия. М., 2004.

21. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

22. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

23. Ионас Г. Гностические религии. СПб, 1998.

24. История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998

25. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.I, 2. М., 1995‑1996.

26. Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995.

27. Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С.51-73.

28. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

29. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. СПб., 1999.

30. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

31. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб, 2003.

32. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

33. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992 (2 изд.: Клин, 2001).

34. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

35. Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности. Историко-философский ежегодник – 86. 1986. С. 35-47.

36. Осокин Н.П. История альбигойцев и их времени. М. 2003.

37. Погоняйло А.Г. Splendor veritatis (св. Фома и Различие) // Verbum. Вып. 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000. С. 195-220.

38. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Киев, 1991.

39. Поснов М.Э. Гностицизм II в. и победа христианской Церкви над ним. Киев 1917 (репринтные переиздания).

40. Радченко К.Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии перед турецким завоеванием. Киев, 1898.

41. Рассел Б. История западной философии. В 2 ч. Ч.1. М., 1993.

42. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб., 1994.

43. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб, 1993.

44. Светлов Р.В. Гносис и экзегетика. СПб, 1998.

45. Смагина Е.Б. Манихейство // Религии древнего Востока. М. 1995.

46. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

47. Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1. Средневековая христианская философия Запада. М., 2001.

48. Трубецкой Е.Н. Религиозный идеал западного христианства в V веке. Ч.1. Миросозерцание бл. Августина. М., 1892.

49. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

50. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

51. Хосроев А.Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг-Хаммади. Л., 1991.

52. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства. М. 1997.

53. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М., 1993-95.

54. Цыпина Л.В. Провиденциальная история: образец и интерпретации // Verbum. Вып. 4. СПб., 2001.

55. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

56. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003.

57. Шмонин Д.В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб, 2002.

58. Шмонин Д.В. О философии иезуитов, или «Три крупицы золота в шлаке схоластики» (Молина, Васкес, Суарес) // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 141-152.

 

59. Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.

60. Шмонин Д.В. Введение в средневековую философию. Патристика. СПб., 2008.

61. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912 (Переиздание: СПб, 1996).



[1] Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья / под ред. С.С. Неретиной: в 2 т. СПб.: Издательство РХГИ, 2001‑2002.