Автор- составитель кандидат искусствоведения М. Н. Цветаева


Ч. 1.Русское искусство первой половины XVIII века — 36 часов

Ч.2. Русское искусство середины XVIII — первой половины XIX века — 36 часов

Ч. 3. Русское искусство второй половины XIX начала XX века —36 часов

ЦЕЛИ И МЕТОДОЛОГИЯ КУРСА “РУССКОЕ ИСКУССТВО”

Одной из главных задач программы является раскрытие религиозно-нравственных и духовных основ русского искусства, его взаимодействие с мировой художественной культурой, традиционным и современным художественным процессом.

Изучение истории искусства проводится на фоне широких исторических и временных рамок — от язычества до XX века, на фоне синтетической панорамы культуры — религии, мифотворчества, философии, литературы, театра... Произведения русского искусства позволяют выявить не только эстетическую специфику стилей, течений, хронологическую топографию художественных текстов и драматургию образов, но и планетарность видения в системе “Бог — природа — человек”.

Учитывая специфичность географического положения России, необходимо указать проблематику взаимодействия с традициями западноевропейской, индоиранской структурой мировоззрения, входящих в круг вопросов — Росиия и Запад, Россия и Восток.

Иследование традиционных, канонических и креативных форм мышления, создание национальной и общечеловеческой модели духовного развития предполагает свободную вариативность структуры лекций: Логос — Космос — Мир — Текст — Образ — Знак — Символ.

Методология курса

I. Изучение истории искусства ведется по трем направлениям:

— религиозно-философское;

— историко-культурологическое;

— исследование художественно-образного языка памятника и законов его психологического восприятия.

Данное рассмотрение позволяет представить искусства как глобальную историю духовного пути культуры (язычество, античность, христианство, философия Нового времени...) и подчинить им более узко специфические направления барокко, классицизма, реализма, авангарда...

II, Исследование русского искусства включает и академический традиционный путь — концептуальное изложение персона-лей художников.

III. Изучение и сравнительный анализ отдельных произведений строится по принципу: “Дух — душа — тело” художественного произведения.

Система курса основывается на следующем хронологическом принципе:

—русское искусство 1700—1757 годов;

—с 1758 по 1861 год;

—с 1861 по 1932 год;

Соответствующие временные рамки наиболее характерны отражают этапы развития и становления русской национальной школы периода петровских преобразований до создания Академии художеств трех “знатнейших” искусств. Следующий период охватывает путь развития академического направления до “бунта 14” и возникновения новой идейно-творческой и образной концепции реализма, связанного с Товариществом передвижных выставок и, наконец, от развития русского искусства в рамках идейного реализма и возникновения новейших группировок (“Мир искусства”, “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”, “Союз молодежи”...) до отмены в 1932 году всех официально существующих многообразных художественных направлений, школ, течений, высших учебных заведений и частных студий и образовании единой государственной идеологической системы “социологического реализма” на базе “Союза художников СССР”.

Программа лекций по истории русского искусства включает циклы семинарских занятий по разделам:

— исследование одного художественного произведения;

— сравнительный анализ двух или трех памятников;

- изучение проблемы жанра, стиля, концепции художника, направления;


— критический обзор выставок, рецензии на монографии, статьи, доклады;

— обсуждение выставок русского и современного искусства на базе Эрмитажа, Русского музея, ЦВЗ и др.. .

Анализ памятников изобразительного искусства, их жанрового и стилевого многообразия проводится на материалах запасников, фондов, экспозиций выставок, предусматривает широкую полиграфическую и аудиовизуальную базу.

Ч. 1 РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Тема 1. Художественное наследие Древней Руси. Мифопоэти-ческие символы. Архетипы и духовное мировоззрение славян. Славянские языческие боги. Образы стихий как национальное пейзажное чувство. Символика растений и животных. Время, Пространство, Календарь. Геометрические символы и письмена. Рождение — Смерть — Судьба. Космос и Хаос. Пространство этмо-национальных мифологий как проблема культурно-эстетических взаимодействий (ведийская, скифо-сарматская, славянская, балтийская, тюркоязыческая...)

Тема 2. Традиции христианской культуры в русском искусстве. Икона XVI—XVII веков. Храм и храмовое сознание.

Тема 3. Сравнительный анализ образов античности и христианства. Теория символов. Исследование архетипов сюжетов, цвета, композиции.

Тема 4..Эстетические взгляды в России первой половины XVIII века. Петровские реформы, “европеизация” культуры. Мировоззрение Ф. Прокоповича, А. О. Кантемира, В. Татищева.

Тема 5. Общая проблематика русского искусства XVIII века. Концепця барокко. Проблема духовной композиции и типы пространства (идеографическое, эксцентрическое, развернутое...)

Тема 6. Традиции парсуны и портрет первой половины XVIII века. Творчество И. Никитина и западноевропейская система живописи (Италия, Голландия, Германия).

Тема 7. Творчество Матвеева и Вишнякова. “Живописная команда” Канцелярии от строений.

Тема 8. Творчество Антропова и Аргунова. Национальная шко-

ла портрета и живописи иностранной школы: И. Таннауер. Л, Каравак, П. Ротари, Г. Гроот.

Тема 9. rpaqbrn-ca петровской эпохи. Расцвет гравюрного искусства. Театр городской среды. Мифология Петербурга. Творчество братьев Зубовых, Ростовцева.

Тема 10. Скульптура первой половины XVIII века. Творчество И. Зарудного (иконостас Петропавловского собора) и проблема барокко. Б. Растрелли. Жанр репрезентативного портрета.

Тема 11. Театрально-декорационное искусство. Символы и эм-блематы. Система триумфальных празднеств (иллюминации, фейерверки, зрилщные композици). Аллегории русского искусства и духовно-эстетическая проблема костюма.

Заключение. Обобщенный анализ периода. Типы образной драматургии времени, сюжетно-изобразительная символика, психология художника, зрителя, эпохи.

русское искусство ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (1757—1861 год)

Тема 1. “Золотой век” русской культуры. Типология дворянского периода. Эстетика русского Просвещения. Мировоззрение Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова. Русско-французские взаимодействия и национальное своеобразие. Проблема Гармонии. Иерархия видов и жанров культуры.

Тема 2. Академия художества историческая живопись. Творческий метод русских академистов — Лосенко, Соколов, Угрю-мов. Проблемы античного идеала. Концепция классицизма. Его периоды (ранний, строгий). Эволюция ордерной системы. Геомет-ризм композиции и символика цвета.

Тема 3. Скульптура. Типология жанров (монументально-декоративная и надгробная пластика, портрет). Стилистика материалов (бронза, мрамор, терракота) и архетипная символика. Станковые формы. Круглая скульптура. Эволюция фона — от барельефного фона архитектуры до световоздушной среды пространства.

Тема 4. Творчество Шубина и проблемы психологического реализма. Проблемы барочной и классической структуры. Мастерская Н. Жилле. Жанры камерного, интимного, парадного порте-тирования.

Тема 5. Скультурный класс Академии художеств. Творчество Фальконе, Гордеева, Козловского, Щедрина, Мартоса. Тематическое разнообразие: героика, драма, лирика. Синтез скульптуры и архитектуры.

Тема 6. Портретная живопись Рокотов, Левицкого, Боровиковского. Синтез искусства (живопись, музыка, театр, пластика). Стилевой диапазон искусства — барокко, классицизм и сентиментализм. Типы пространств и круг моделей.

Тема 7. Бытовой жанр в живописи и рисунке. Элементы демократизации искусства и типажи. Творчество Фирсова, Шибанова, Ерменева.

Тема 8. Пейзаж. Типология — городской, парковый, батальный. Италия — центр колонии русских живописцев. Образы природы — от архаики до романтизма. Творчество Щедрина, Иванова, Алексеева. Проблемы освещения, перспективы, колорита.

Тема 9. Предромантическиен тенденции в живописи. Элементы востока (“шинуазри”, “тюркери”) и традиции древнерусской культуры. Стилевая мозаика конца XVIII века.

Тема 10. Эстетические концепции первой половины XIX века. Становление общественной психологии и “картина мира”. Романтизм и позитивизм как исторические типы мышления. Поляризация стилей русской культуры — романтизм и реализм, натурализм и академизм, салонная живопись. Россия от Пушкина до Гоголя. Революционно-демократическая идеология. “Западники” и “славянофилы”. Пути развития русского искусства.

Тема 11. Пушкин и его время в изобразительном искусстве. Два этапа русского романтизма — героический и трагический. Жанр итделлии и поиски утраченной гармонии. Личность и “толпа”. Природа как “космос души”. Теория утопий и путешествий. Художник — герой, мистик, демиург, свободная воля. Проблема “двоемирия”. Типы романтических конфликтов: байронический, гофманский, пушкинский... Жанры и драматургия героев. Концептуальные оппозиции: история и современность, нормативы и свобода выбора, театр жизни и судьбы. Соотношение классицизма, романтизма и реализма.

Тема 12. Скульптура начала XIX века и пафос градостроительства. Поиски большого стиля и городские ансамбли. Монументально-декоративная пластика. Творчество ведущих мастеров: Мартоса, Щедрина, Демут-Малиновского, Пименова, Теребене-ва. Эволюция жанра в творчестве Логановского и Ромазанова. Изменение стиля, образов, композиции. Стиль бытописательства и иллюстративности.

Тема 13. Историческая картина. Класс живописи и рисунка в Академии художеств: А. Иванов, Егоров, Шебуев.

Тема 14. Творчество Кипренского и портретный жанр начала XIX века. Черты барокко и романтизма. Жанр автопортрета. Женский и детский портрет. Композиционные и образные построения — язык метафор, гипербор, цветовые и пространственные контрасты.

Тема 15. Творчество Ческого и Галактионова. Малые формы графики.

Акварельный портрет. “Альбомные книги”. Развитие гравировального искусства и литографии.

Тема 16. Творчество Тропинина и проблема сентиментализма. Связь с бидермейером. Творчество Венецианова и его школа. Жанр идиллии. Становление национальной пейзажной школы. Демократизация жанров — бытовая картина, натюрморт, портрет. Арзамасская школа живописи А. Ступина.

Тема 17. Проблемы пейзажа в творчестве С. Щедрина и М. Воробьева. Поиски пленэра. Романтическая концепция природы в творчестве Тютчева, Лермонтова, Гоголя.

Тема 18. Эволюция академизма. Творчество Бруни, Брюллова и Иванова. Поиски идеала, гармонии. Концепция личности. Библейские темы. Романтизм и античность. С в сто воздушна и цветовая перспектива. “Явлените Мессии” — духовная энциклопедия времени. Картина и этюды. Особенности психологизма.

Тема 19. Пути развития реализма. Социально-критическая эстетика. Мировоззрения Белинского, Герцена, Огарева. Сатирическая графика. Водевиль. Натуральная школа и “физиологические очерки”.

Тема 20. Творчество Федотова. Законы психологической драмы. Тема “маленького человека”. Гоголь и Федотов. Картины мистического реализма.

Заключение: Анализ стилевых тенденций первой половины XIX века. Проблемы реализма — этнографического, психологического, символического. Типы героев. Пространство как духовно-нравственная среда. Стратификация русского общества в изобразительном искусстве.

Русское искусство второй половины XIX — начала XX века (1861—1932 год)

Тема 1. Эстетические взгляды Чернышевского и Добролюбова. “Эстетическое отношение искусства к действительности”. Критика Гегеля. Принципы идейного реализма. “Красота” или “общественный смысл”. О типизации образов. Влияние литературы, журналистики, театра на русское искусство.

Тема 2. “Бунт 14”. Петербургская Артель художников. “Академия” Крамского. Московское училище живописи, ваяние и зодчества. Педагогическая система. Понятие “типического характера и типических обстоятельств”. Анализ, типизация действительности, дифференциация жизни — стилистика и живописи 1860— 1880 годов.

Тема 3. Творчество Перова. Теория обличительного жанра. Сатирическая графика.

Тема 4. Пейзажная живопись. Типы пейзажного видения: героический, эпический, камерно-психологический, панорамномо-нументальный в произведениях Айвазовского, Саврасова, Васильева, Клодта. Религиозно-нравственная интерпретация Природы.

Тема 5. Товарищество передвижных художественных выставок. Этапы деятельности (1870—1923). Принципы искусства, идейно-образная стилистика. Выставочная деятельность. Принципы “хоровой картины”. Критическая роль В. В. Стасова. Деятельность русских меценатов.

Тема 6. Творчество Крамского и Ярошенко. Романная драматургия Репина и Сурикова. Система культурологических и духовно-нравственных взаимодействий. Живопись как синтетическая картина действительности. Антиномии психологического портрета.

Тема 7. Историческая и батальная живопись 1860—1890 годов. Стиленвые направления. Религиозно-философская проблематика. Система символов и иносказаний. Сравнительный анализ творчества Шварца и Ге. Батальный жанр Верещагина. Этнографическое открытие Востока — туркестанские, балканские, индийские серии. “Бедствия войны”.

Тема 8. Пейзажная картина мира в творчестве Шишкина — Левитана. Русская школа пейзажа в системе мирового искусства. Философия картины Природы в языческом и христианском понимании. Творчество Нестерова, Поленова, Васнецова и Рериха.

Тема 9. Скульптура 1860—1890 годов. Проблематика жанра. Творчество Антокольского. Проекты памятников Микешина. Малые формы скульптуры в произведениях Лансере и Обера.

Тема 10. “Серебряный век” русского искусства и культуры. Множественность миропонимания. Основные художественно-эстетические течения: передвижничество и Академия художеств, “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”, “Союз молодежи”... Проблемы взаимоотношения России и Запада. Стилевое разнообразие в художественных школах: школа Ашбе, Холлоши, Чистякова, мастерские в Абрамцеве и Талашки-не, частные студии... Художественная жизнь Парижа, Мюнхена, Москвы, Петербурга. Синтез искусства. Дягилевские сезоны. Артификация и мистификация художественной жизни. “Привал комедиантов” и “Бродячая собака”.

Тема 11. Традиции передвижничества и мастера нового реализма — Серов, Коровин, Врубель. Русский символизм и стиль модерн. Проблемы русского-французских связей. Импрессионизм в живописи. Театрально-декорационная живопись, монументально-декоративное искусство и книжная иллюстрация.

Тема 12. “Мир искусства” — творческое объединение и его представители. Пассеизм и проблемы ретроспекции. Графика, театр, книжная иллюстрация и живопись. “Мир искусства”, “Золотое руно”, “Аполлон” — выразители образно-тематического и эстетического мировоззрения. Творческая концепция мастеров:

Бенуа, Сомова, Добужинского, Бакста, Остроумовой-Лебедевой, Нарбута, Чехонина... Влияние на развитие петербургской культуры последующего времени. Традиции мироискусников в станковой живописи и книжной иллюстрации в 1920—30-х годах. Творческое претворение традиций Уистлера, итальянской гравюры XVI века и японской классической гравюры. Цветная гравюра и акварель. Цветной офорт, монотипия, эстамп. Детская книга и ее преемственная связь с работой художников Абрамцева. Сказки в творчестве Билибина, Малютина, Паленовой.

Тема 13. “Союз русских художников”. Творчество ведущих мастеров — Виноградова, Жуковского, Васнецова, Туржанского... Натурный этюд и картина. Развитие пейзажно-бытового и пейзажно-исторического направления в картинах Юона. Импрессионизм и традиции русского пленжра от Саврасова до Грабаря.

Тема 14. Символизм и эллегия. Поэтика русской усадьбы. Саратовская школа живописи. “Голубая роза”. Творчество Борисова-Мусатова, Кузнецова, Сарьяна, Уткина... Мифопоэтическое осмысление Востока.

Тема 15. Творчество Петрова-Водкина. Традиции русской иконописи. Символика образная, цветовая, пространственная.

Тема 16. “Бубновый валет”. Творчество Машкова, Кончаловского. Проблемы русского авангарда, периоды, основные группировки. Примитивное искусство, лубок, “заборная живопись” Ларионова и Гончаровой. Супрематиз, кубизм, лучизм, абстракционизм. Взаимодействие искусства с приемами фотографии, кино, дизайна, архитектуры.

Тема 17. Русский авангард в творчестве Малевича, Кандинского и Филонова. Пути искусства, проблема станковой картины. Неоклассические традиции в творчестве Яковлева и Шухаева.

Тема 18. Скульптура конца XIX — начала XX века. Стилевые направления. Творчество ведущих представителей — Трубецкого, Голубкиной, Матвеева, Коненкова.

Тема 19. Общий обзор русского искусства XVIII — начала XX века в трудах религиозных философов — Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка. Религия любви и концепция веры в русском искусстве. Духовно-нравственная и психологическая проблема

тика культуры. Традиции и современность. Поиски идеала, гармонии, души... “Малые” и “большие” течения-русского искусства. Трансавангард и трансреализм. Русское зарубежье.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Общие работы

История русского искусства. В 13-ти т. Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева. М., 1964.

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств, т. 3. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. М. 1955.

Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. М., 1964.

Искусство народов СССР. В 9-ти т. Гл. ред. Б. В. Веймарн. М., 1976.

Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. М., 1975.

Пучин Н. Н. Избранные труды о русском и изобразительном искусстве.М., 1976.

История русского искусства в 2-х т. Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. М., 1979.

Искусство XVIII — первой половины XIX века Общие работы

Батюшков К. Прогула в Академию художеств. — “Сын Отечества”, 1814,ч.18.

Русская академическая художественная школа в XVIII веке. М.-Л, 1934.

Молева Н, Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956.

Молева Н. Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.

Коваленская Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964.

Русское искусство XVIII — первой половины XIX века. Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1971.

Русское искусство барокко. Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1974. Карев А. А. Миниатюрный портрет в России XVIII века. М., 1989.

Живопись

Бенуа А. Русская живопись. СПб., 1901.

Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII начала XIX века. М.,1953.

Садовенъ В. В. Русские художники-баталисты XVIII—XIX веков. М., 1955.

Русская живопись XIX века (альбом). Состав. Д. Сарабьянов. М., 1962.

Лужецкая А. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М., 1969.

Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966.

Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII начал XX века. Л., 1973.

Русский портрет XVIII—XX веков в музеях РСФСР. Авт.-сост. С. В. Ямщиков. М., 1976.

Скульптура

Терновец Б. Я. Русские скульптуры. М., 1924.

Шмидт И. М. Синтез монументальной скульптуры и архитектуры в общественных сооружениях Петербурга первой трети XIX века М., 1951.

АркинД. Образы скульптуры. М., 1961.

Графика

Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX веков. СПб, 1895.

КоростинА. Ф. Рисунок русских мастеров XVIII века М., 1952. Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956. Русский рисунок. Сост. Г. Стернин. М., 1960.

Монографии о художниках первой половины XVIII века

Архипов Н. И. Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. Л.-М.,1964.

Лебедянский М. С. Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов. М.,1973.

Лебедева Т. А, Иван Никитин. М., 1975.

Ильина Т. В. С. В. Римская-Корсакова. Андрей Матвеев. М., 1984.

Монографии о художниках второй половины XVIII века

Селинова Т. А. Иван Петрович Аргунов. М., 1973. Сахаров И. Алексей Петрович Антропов. М., 1974. Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. М., 1979.

Историческая живопись

Каганович А. Л. Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1963.

Портретная живопись

Лебедев А. В. Федор Степанович Рокотов. М.-Л., 1945. Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. М., 1959. Гершензон-Чегодаева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М.,1964.

Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1975.

Н. И. Аргунов. Предисл. М. 5. Алпатова. М., 1975.

Бытовой жанр

Жидков Г В. Шибанов. М., 1954. Савимнов А. Н. Иван Алексеевич Ерменев. Л., 1982.

Скульптура

Лазарева О. П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965.

Каганович А. Федосий Федорович Щедрин. М., 1953. Рогачевский В. Федор Гордеевич Гордеев. Л.-М., 1960. Петров В, Михаил Иванович Козловский. М., 1977.


Монографии о художниках первой половины XIX века.

(указание ведется по наиболее ярким представителям стиля в хронологической последовательности)

Мартос

Коваленская Н. Мартос. М.-Л., 1938.

Алпатов М. Иван Петрович Мартос. М.-Л., 1947.

Кипренский

Врангель Н. Н. Орест Адамович Кипренский в частных собраниях. СПб., 1911.

Апаркина Э. Н. Орест Кипренский. М., 1948. Турчин В. С.

Орест Кипренский. М., 1975.

С. Щедрин

Яворская Н. 5. Сильверст Щедрин. М., 1931. Сильвестр Щедрин. Письма из Италии. М.-Л., 1932. Михайлова К. В. Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Л., 1972.

Тропинин

Рамазанов Н. А. Тропинин. — “Русский вестник”, 1861, ноябрь.

Коваленская Н. Н. В. А. Тропинин. М., 1970

Венецианов и его школа

Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. М., 1955. Алексеева Г. В. Художники школы Венецианова. М., 1958.

Брюллов

Архив Брюлловых. Ред. И. А. Кубасова. СПб., 1960. Лясковская О. Карл Брюллов. М.-Л., 1940. Раков М. Брюллов — портретист. М., 1956. Апаркина Э. Карл Павлович Брюллов. М., 1963.

Александр Иванов

Гоголь Н. В. Исторический живописец А. А. Иванов. Полн. собр. соч., т. 8, 1952.

Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. В 2-х т. М., 1956. Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. М., 1980.

Федотов

Лащинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов, художник и поэт.

Л.-М, 1946.

Сарабьянов Д. Павел Андреевич Федотов. М., 1969.

Сарабъянов Д. П. Федотов и русская художественная культура

40-х годов XIX века. М., 1973.



Русское искусство второй половины XIX века — начала XX века


Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.,1960.

Ванслов В, В. Эстетика романтизма. М., 1968

Веселовский А. Я. Историческая поэтика. Л., 1940.

Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982.

Горина Т. Н, Русское искусство второй половины XIX века. М., 1962.

Давыдова М. В. Очерки историй театрально-декорционного искусства. М.,1974.

Дмитриева Н. А. Передвижники и импрессионисты. М., 1978.

Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяние и зодчества. М., 1951.

Лапшин В. П. Союз русских художников. Л., 1974.

Лобанов В. М. Кануны. М., 1968.

Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т. Таллинн, 1992.

Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. М.,1952.

Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1964.

Суриков

Кеменов В. С. Историческая живопись Сурикова. M., 1963.

Кеменов В. С. Василий Суриков. Л., 1978.

Сарабъянов Д. В. Суриков и европейская историческая картина XIX века. — “Советское искусствознание, 75”. М., 1976.

В. Васнецов

Лобанов В. Виктор Васнецов в Москве. М., 1961.

Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962.

Поленов

Гусаров А. П. Василий Дмитриевич Поленов. Л., 1965.

Лясковская О. А. В. Д. Поленов. М., 1946.

Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964.

Сахаров Е. В, Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. М.-Л., 1950.

Нестеров

Глаголь Сергей. Михаил Васильевич Нестеров. М.

Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976.

Михаил Васильевич Нестеров. Вст. ст. С. Дружинина. М., 1975.

Никонова И. И. Михаил Васильевич Нестеров. М., 1979.

Серов

Грабарь Игорь. Валентин Александрович Серов. М., 1914.

Лянешин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов.

П., 1980.

Валентин Александрович Серов. Переписка. 1884—1911. Л.-М., 1937.

Валентин Александрович Серов. Вст. ст. Неклюдовой. М., 1965.

М.,1974.

Коровин

Коган Д. Константин Коровин. М., 1964.

Власова Р. И. Константин Коровин. Творчество. Л., 1969. Константин Коровин Вспоминает... М., 1971.

Врубель

Н. А. Дмитриева. Врубель. Л., 1984.

Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.

Коган Д. М. Врубель. М., 1980.

Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М., 1980.

Борисов-Мусатов

В. Э. Борисов-Мусатов. Сост. М Г. Неклюдова М., 1971.

В. Э. Борисов-Мусатов. Сост. и вступ. ст. А. А. Русаковой. Л.,

1979.

Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. М ,

1980.

Бенуа

Бенуа А. Возникновение “Мира искусства”. Л., 1928.

Бенуа А. Мои воспоминания. В 5-ти т. Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.,1980.

Эрнст. С. Александр Бенуа. Пг., 1921.

Эткинд Марк. Александр Николаевич Бенуа. Л.-М., 1965.

Сомов

Константин Андреевич Сомов. Мир художника. М., 1979. Пружан Ирина. Константин Сомов. М., 1972. Эрнст Сергей. К. А. Сомов. Пг., 1918.

Кустодиев

Лебедева В. Е. Борис Михайлович Кустодиев. М., 1966

Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. М., 1979.

Эткинд Марк. Борис Михайлович Кустодиев. Л.-М., 1960.

Остроумова-Лебедева

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В

3-х т. М., 1974.

Суслов В. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Л., 1967.

Петров-Водкин

Петров-Водкин. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркан-дия. Л, 1970.

Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М., 1966.

Кончаловский

Кончаловский. Художественное наследие. Вст. ст. А, Чегодае-ва. М., 1964.

Кончаловский. Вступ. ст. В. С. Кеменова. Л., 1973.

Семенова Г. Кончаловский. М., 1964.

Машков

Алленов М. М. Илья Иванович Машков. Л., 1973.

Илья Машков. Авт. сост. Г. С. Арбузов и В. А. Пушкареъ. Л., 1973.

Малевич

Казимир Малевич. 1878—1935. Л., 1989.

Филонов

Рощин А. Формула весны. Л., 1969.

Филонов П. Н. Декларация “Мирового Расцвета”. Жизнь искусства. 1923. № 20.

Павел Филонов. Авт. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.

Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.,1960.Ванслов В, В. Эстетика романтизма. М., 1968Веселовский А. Я. Историческая поэтика. Л., 1940.Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982.Горина Т. Н, Русское искусство второй половины XIX века. М., 1962.Давыдова М. В. Очерки историй театрально-декорционного искусства. М.,1974.Дмитриева Н. А. Передвижники и импрессионисты. М., 1978.Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяние и зодчества. М., 1951.Лапшин В. П. Союз русских художников. Л., 1974.Лобанов В. М. Кануны. М., 1968.Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т. Таллинн, 1992.Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. М.,1952.Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1964.Кеменов В. С. Историческая живопись Сурикова. M., 1963. Кеменов В. С. Василий Суриков. Л., 1978. Сарабъянов Д. В. Суриков и европейская историческая картина XIX века. — “Советское искусствознание, 75”. М., 1976.Лобанов В. Виктор Васнецов в Москве. М., 1961. Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962.Гусаров А. П. Василий Дмитриевич Поленов. Л., 1965.Лясковская О. А. В. Д. Поленов. М., 1946.Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964.Сахаров Е. В, Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. М.-Л., 1950.Глаголь Сергей. Михаил Васильевич Нестеров. М. Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976. Михаил Васильевич Нестеров. Вст. ст. С. Дружинина. М., 1975.Никонова И. И. Михаил Васильевич Нестеров. М., 1979.Грабарь Игорь. Валентин Александрович Серов. М., 1914. Лянешин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. П., 1980.Валентин Александрович Серов. Переписка. 1884—1911. Л.-М., 1937.Валентин Александрович Серов. Вст. ст. Неклюдовой. М., 1965. М.,1974.Коган Д. Константин Коровин. М., 1964.Власова Р. И. Константин Коровин. Творчество. Л., 1969. Константин Коровин Вспоминает... М., 1971.Н. А. Дмитриева. Врубель. Л., 1984.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.Коган Д. М. Врубель. М., 1980.Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М., 1980.В. Э. Борисов-Мусатов. Сост. М Г. Неклюдова М., 1971. В. Э. Борисов-Мусатов. Сост. и вступ. ст. А. А. Русаковой. Л.,1979.Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. М ,1980.Бенуа А. Возникновение “Мира искусства”. Л., 1928. Бенуа А. Мои воспоминания. В 5-ти т. Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.,1980.Эрнст. С. Александр Бенуа. Пг., 1921. Эткинд Марк. Александр Николаевич Бенуа. Л.-М., 1965.Константин Андреевич Сомов. Мир художника. М., 1979. Пружан Ирина. Константин Сомов. М., 1972. Эрнст Сергей. К. А. Сомов. Пг., 1918.Лебедева В. Е. Борис Михайлович Кустодиев. М., 1966Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. М., 1979.Эткинд Марк. Борис Михайлович Кустодиев. Л.-М., 1960.Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В3-х т. М., 1974.Суслов В. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Л., 1967.Петров-ВодкинПетров-Водкин. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркан-дия. Л, 1970.Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М., 1966.Кончаловский. Художественное наследие. Вст. ст. А, Чегодае-ва. М., 1964.Кончаловский. Вступ. ст. В. С. Кеменова. Л., 1973. Семенова Г. Кончаловский. М., 1964.Алленов М. М. Илья Иванович Машков. Л., 1973. Илья Машков. Авт. сост. Г. С. Арбузов и В. А. Пушкареъ. Л., 1973.Казимир Малевич. 1878—1935. Л., 1989.Рощин А. Формула весны. Л., 1969.Филонов П. Н. Декларация “Мирового Расцвета”. Жизнь искусства. 1923. № 20.Павел Филонов. Авт. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.